Статьи

Подписаться на RSS
2021 2019 2018 2014 За все время

Наиболее значительным тюркским племенем Семиречья в IX в. были карлуки, кочевья которых тянулись на огромном расстоянии – от долины Таласа до р. Тарим в Восточном Туркестане. Кочевья эти во многих местах шли вдоль караванного пути и с юга обходили Иссык-Куль. Карлуки обосновались в Семиречье еще в 766 г., когда после разгрома тюргешей захватили власть в стране.

Недовольство владычеством Омейядского халифата (661–750 гг.), построенного после смерти пророка Мухаммеда, росло не только среди персов и других покоренных арабами народов, но и в среде самих арабов. У омейядов появилось много противников, которые поднимали народ на вооруженное восстание. После 20-летней борьбы пала династия Омейядов и к власти пришла династия Аббасидов (750–945 гг.). При аббасидах высшие должности в государстве стали занимать не только арабы, но и представители иранской земледельческой аристократии. Около ста лет (900–999 гг.) Хорасан и другие области, начиная от Сырдарьи до Багдада и от Хорезма до границ Индии, входили в состав ираноязычного государства Саманидов, центр которого был в Средней Азии.

Об этнониме татары, написаны в VI веке на памятниках Орхона и Енисея. Например, в надписях на камне Кюл-тегина говорится о союзе племен отыз-татарах, недружественных к Тюркскому кагану. Видимо вожди союза племен отыз-татар, боролись за влияние во власти в каганате.Из-за недружественности и воинственности к тюркскому кагану союз племен отыз-татар был переселен в современную территорию северного Казахстана, в степи бассейн среднего течения Сырдарьи и предгорий Кара-тау, а также в степи Прикаспия в борьбе против Сасанидского государства (персов).

Кимакский племенной союз. У известного персидского историка Гардизи, составленные в 1049-1058 гг. и описывающие сведения о ранней истории кимаков и кыпчаков, которые сохранились в легенде, изложенной в сочинении "Украшение известий". Вот как рассказывается о расселении этого народа: «Начальник татар умер и оставил двоих сыновей, старший сын овладел царством, младший стал завидовать брату; имя младшего было Шад. Он совершил покушение на жизнь старшего брата, но неудачно; боясь за себя, он, взяв с собой рабыню-любовницу, убежал от брата и прибыл в такое место, где была большая река, много деревьев и обилие дичи; там он поставил шатер и расположился. Каждый день этот человек и рабыня выходили на охоту, питались мясом и делали одежду из меха соболей, белок и горностаев.

Хорезм в X в. в составе саманидского государства оставался полунезависимым владением. Когда караханидское завоевание привело к падению династии Саманидов и распаду огромной территории саманидского (персоязычного) государства, Хорезм, благодаря своему окраинному положению, не вошел ни в караханидское, ни в газневидское государство.

Зимой 1221 года в город Ургенч вернулись с острова, где в свое время укрывался и умер хорезмшах, его сыновья – Джелалад-дин, Озлаг-шах и Ак-шах. В Ургенче царевичи обнародовали заявление о завещании хорезмшахом Мухаммедом престола старшему сыну Джелал ад-дину ввиду больших его военных дарований, но среди тюркских эмиров был составлен заговор с целью его убийства и захвата власти в Ургенче. Джелалад-дин заблаговременно был предупрежден и в сопровождении Темур-Мелика и трехсот всадников бежал в Хорасан. Через три дня после его отъезда Озлаг-шах и Ак-шах покинули Хорезм, так как до них дошли слухи о приближении войск Чингиз-хана. Ургенч попал в руки эмира Хумар-тегина, который объявил себя султаном и торжественно обещал отстоять столицу.

С середины XIXвека официальными историками России была утверждена концепция, что средневековые татары Чингиз-хана были “полудикими кочевниками, предками современных халка-монголов”. Советская историческая наука держалась такого же мнения. Такое утверждение не изменилось в официальной науке по сегодняшний день, как в России, так во вновь образовавшихся тюркских государствах.

После взятия Самарканда Чингиз-хан снарядил отряд в двадцать пять тысяч человек в погоню за хорезмшахом Мухаммедом, бежавшим в Иран. Во главе этого отряда были поставлены Джебе и Субэтай. Первому было поручено неотступно преследоватьхорезмшаха, отрезать ему путь в Хорезм, взять живым или мертвым. Султан был законным государем. Пока он был живым, щепетильный Чингиз-хан не считал себя вправе властвовать над его государством.

Завоеванные территории Чингиз-хан разделил на уделы между своими сыновьями. Но старшему сыну Джучи достались еще не завоеванные земли Дешт-и-Кыпчак и Хорезм. Второй сын Джагатая получил Маверанарх, Семиречье и южную часть ВосточногоТюркестана. Уделом третьего сына Угедея стала северная часть Восточного Тюркестана. К младшему сыну Тулую, по обычаю татаро-монголов, переходил коренной юрт отца – Центральная Монголия, а также Северный Китай.