Статьи

Империя Хорезмшахов

Хорезм в X в. в составе саманидского государства оставался полунезависимым владением. Когда караханидское завоевание привело к падению династии Саманидов и распаду огромной территории саманидского (персоязычного) государства, Хорезм, благодаря своему окраинному положению, не вошел ни в караханидское, ни в газневидское государство. Предоставленный самому себе, Хорезм оказался в весьма благоприятных условиях для своего дальнейшего роста, так как находился на перекрестке торговых путей из Идельского (Поволжского) региона через Среднюю Азию и на территорию современного Монголии и Китай, с одной стороны, и в Иран – с другой. Кроме того, Хорезм вел торговлю с кочевой огузской степью, которая поставляла на пограничные хорезмские рынки скот, мясо, шерсть. Вследствие этого страна богатела, в особенности города.

Географы X в. описывали Хорезм как страну, богатую разнообразными земледельческими культурами. Основная часть населения Хорезма были персоязычное население. Известно, что до 996 г. Хорезм разделялся на две части – Южный и Северный Хорезм. Столицей Южного Хорезма был древний город Кят, где сидел правитель с титулом хорезмшаха, столицей Северного Хорезма был Ургенч, который являлся местопребыванием эмира.

В 996 г. правитель Северного Хорезма Мамун ибн Мухаммед объединил эту небольшую, но богатую и культурную страну в единое государство, принял титул хорезмшаха, а столицей страны сделал Ургенч.

Мамун ибн Мухаммед (995–997 гг.) и его сын Али ибн Мамун (995–997 гг.) взяли курс на усиление независимости и военного могущества Хорезма.

После смерти Али ибн Мамуна престол хорезмшаха занял его брат Мамун ибн Мамун (999–1017 гг.). Это был умный, культурный человек, стремившийся сделать свою страну сильным и независимым государством, однако излишне осторожный и недостаточно смелый. С именем Мамуна ибн Мамуна связано создание при дворе в Ургенче крупного культурного центра, где на придворных меджлисах собирались лучшие научные силы начала XI в. Здесь выступали такие великие люди, как Ибн Сина, Бируни и другие ученые. Султан Махмуд Газневи с завистью смотрел на такое замечательное окружение хорезмшаха Мамуна ибн Мамуна и делал все, чтобы ослабить культурное значение Ургенча и перетянуть находившихся там ученых к себе.

Махмуд Газневи прекрасно понимал возможности Хорезма, учитывал его богатства, культурные силы и потому стремился превратить его государя в покорного себе вассала. Вот почему он в 998 г. выдал замуж за хорезмшаха Али ибн Мамуна свою сестру.

Багдадский халиф Кадыр (991–1031 гг.), внимательно следивший за событиями в Хорасане и Средней Азии, стремился повсюду внести разлад между отдельными владетелями, видя в этом лучшее средство ослабления их могущества. Учитывая растущую силу Хорезма, халиф Кадыр послал хорезмшаху Мамуну ибн Мамуну через особого посла почетную одежду, а также диплом с пожалованием ему титула "айн-ад-даула ва зайн ал-милла", т. е. "око государства и украшение религиозной общины". Кадыр прекрасно сознавал, что пожалование хорезмшаху всех этих знаков почета и внимания будет крайне неприятно султану Махмуду Газневи. Понимал это и сам хорезмшах. Вот почему он отправил Бируни, выполнявшего иногда некоторые ответственные политические поручения государя, навстречу послу с тем, чтобы вручение подарков и знаков почета состоялось не во дворце на государевом приеме, а в скромной обстановке, в глуши.

«Конечно, Махмуд Газневи, обо всем этом узнал, и у него созрело намерение ликвидировать самостоятельность хорезмшаха. Махмуд Газневи собрал огромное войско. Хорезмийцам не осталось ничего другого, как приготовиться к отчаянному сопротивлению, им удалось собрать до пятидесяти тысяч всадников. Силы были неравны – хотя хорезмийцы дрались храбро и умело, они были разбиты под Хазараспом. Основная часть войска была обращена в бегство. После этого войско Махмуда Газневи пошло на столицу Хорезма (Кят), которая была взята 3 июля 1017 г. Правителем в Хорезме, с сохранением титула хорезмшаха, был назначен Алтунташ, тюрк по происхождению, служивший у султана Махмуда Газневи в должности главного визиря (хаджиба).

После смерти Алтунташа титул хорезмшаха получил сын Масуда, Саид. В 1042 г. сельджук Дауд Чагры-бек с многочисленной конницей двинулся в поход на Хорезм, однако попытка взять город приступом окончилась неудачей. Приближалась зима и Дауд, не добившись успеха, отступил за Амударью.

"В 1043 г. с наступлением весны, сельджукское войско, во главе с Тогрулом и Даудом, снова вторглось в пределы Хорезма и осадило Кят. Хорезмская знать и измученные лишениями горожане выразили покорность Сельджукидам.

Ануш-тегин – основатель династии хорезмшахов, по имени которого ее иногда называют династией Ануштегинидов, был в юности тюркским рабом (гулямом) в Гарчистане (горная область к востоку от Багдиса, вдоль реки Верхний Мургаб). "Ануш-тегин был из огузского рода Бекдили. Еще молодым человеком Ануш-тегин был куплен одним из видных сельджукских эмиров Онаром Билге-тегином (убит в 1098 г.) и стал успешно продвигаться по служебной лестнице, оказался в свите султана и был назначен на должность хранителя султанских умывальных и банных принадлежностей (таштдар) султана Мелик-шаха (1072–1092 гг.).

После смерти Ануш-тегина, Хорезм правил его сын Кутб ад-дин Мухаммед, который приложил немало усилий для укрепления своих позиций в Хорезме. Он верой и правдой служил султану Санджару, который доверял хорезмшаху и относился к нему с симпатией, оберегая от нападок своих придворных.

Хорезмшах Кутб ад-дин Мухаммед правил Хорезмом в течение 30 лет и был до самой смерти в 1128 г. верноподданным султана Санджара, ежегодно отвозил в султанскую казну подати со своих владений (он делал это сам или поручал сыну Атсызу). Этим фактом он подчеркивал признание верховенства Санджара. И когда Кутб ад-дин Мухаммед умер, то Санджар, не колеблясь, своим указом утвердил на престол хорезмшахов сына Атсыза.

Когда Атсыз стал хорезмшахом, ему было 29 лет. Он, как и его отец, воспитывался и получил образование в столице султана сельджуков Санджара Мерве. Кроме обычного для мусульманского правителя того времени покровительства исламу и ученым-богословам, он был известен как ценитель искусств и наук: писал кассиды и рубаи на персидском языке, знал много стихов наизусть. Среди населения Хорезма Атсыз считался справедливым и заботливым правителем, и, как отмечают источники, его любили подданные, "которые в его правление были в полной безопасности".

Атсыз отличался храбростью и был счастлив в сражениях. Он постоянно сопутствовал султана Санджару в его походах. Султан назначил хорезмшаха командующим левым крылом своей армии. Атсыз принял активное участие в военных кампаниях султана сельджуков Санджара в Мавераннахре и Ираке. В1135 г. он оказал немалые услуги своему сюзерену во время его похода на Газну против мятежного Бахрам-шаха. Атсыз отличался решительным, волевым характером и был искусным дипломатом. В его правление Хорезм возвысился.

В конце 30-х годов XII в. Атсыз начинает борьбу за полную независимость. Он перестает подчинятся султану Санджару. Для усмирения своего вассала султан Санджар двинулся в поход с многочисленным войском против Атсыза. Битва произошла 15 ноября 1138 г. у стен крепости Хазарасп. Хорезмийское войско, состоящее частью из неверных тюрков, потерпело полное поражение и потеряло 10 тысяч человек убитыми, ранеными и взятыми в плен. В числе пленных находился и сын Атсыза, который тотчас был казнен; голова его была отправлена в Мавераннахр. Султан Санджар пробыл одну неделю на месте битвы, где к нему присоединились остатки разбитого войска хорезмшаха, все они получили прощение, а Атсыз бежал.

Как только Санджар в феврале 1139 г. возвратился в Мерв, хорезмшах Атсыз вернулся в Хорезм и, поддержанный его жителями, изгнал ставленника Санджара и восстановил здесь свою власть.

Присоединив к своим владениям Дженд и Мангышлак, Атсыз подчинил своему влиянию соседних кочевников – кыпчаков и огузов. Особенно энергично он стал работать над созданием хорезмского войска, основу которого составили наемники из числа кыпчаков и отчасти огузов.

9 мая 1157 г. умер с горя великий сельджукский султан Санджар. С его смертью прекратилось господство Сельджукидов в Мавераннахре. Но за десять месяцев до смерти Санджара (30 июля 1156 г.) после паралича умер его неугомонный вассал хорезмшах Атсыз. Он скончался в возрасте 61 год.

Возвышение государства Хорезмшахов. После смерти Атсыза, его преемники работали на образование сильного независимого государства с такой же настойчивостью, как и он. Продолжателем его дела был Иль-Арслан (1156–1172 гг.), действовавший значительно в более благоприятной обстановке, чем его отец, хорезмшах Атсыз.

После смерти султана Санджара, фактически прекратилось верховное владычество сельджукских султанов в восточной части Персии. В Хорасане царили анархия и произвол эмиров Санджара. Хорезмшах Ил-Арслан, располагавший сильной армией, пользовался среди всех группировок несомненным авторитетом. В междоусобной борьбе за первенство в Хорасане эти эмиры поочередно прибегали к покровительству хорезмшаха. Не успел он достичь значительных успехов в Мавераннахре: слишком много сил отнимала борьба с кара-хитаями.

В 1169 г. произошел поход кара-хитаев на Хорезм. Поход был вызван тем, что хорезмшах не платил в установленные сроки дань. Предводитель хорезмийского авангарда Айяр-бек был разбит и взят в плен. Иль-Арслан вернулся больным в свою столицу (против вторжения кара-хитаев была принята обычная мера, т. е. разрушены плотины). В марте 1172 г. Иль-Арслан умер.

11 декабря 1172 г. сын Иль-Арслана Текеш официально занял престол хорезмшахов. Для укрепления мощи своего государства хорезмшах Текеш вступил в союз с кыпчаками и женился на дочери кыпчакского хана Джанкиши Теркен-хатун. Происходившая из племени Баят Теркен-хатун привела с собой в Хорезм ряд тюркских племен (источники называют племена уранийцев, карлуков, уграков, халаджей) и со временем стала их могущественной покровительницей. Опираясь на них, Теркен-хатун достигла большой власти и в правление ее сына Ала ад-Дина Мухаммеда обеспечила продвижение своих подопечных на высокие воинские посты. Впоследствии это привело к образованию обособленной военно-феодальной тюркской элиты.

Теркен-хатун обладала властным характером, была мстительна и ревнива. Историк Джузджани рассказывает, как однажды Теркен-хатун пришла в ярость из-за того, что ее муж, султан Текеш, проводил время в бассейне, купаясь с невольницами, и заперла дверь бассейна. Текеш едва не задохнулся от жары, и только вмешательство придворных спасло хорезмшаха от гибели.

Прошло время, бесчисленное множество кыпчаков во главе с вождем тюркских племен Уран Алп-Карой прибыло к границам Дженда и выразило желание служить хорезмшаху. Алп-Кара направил в Ургенч своего старшего сына Кырана с отрядом "детей беков племени Угур" и дал знать хорезмшаху, что он готов выступить со всеми своими сородичами туда, куда тот прикажет. Текеш достойно принял посланцев, наградил их почетными одеждами и подарками и вместе с десятью своими военачальниками отправил кыпчаков в Дженд в распоряжение своего сына Насир ад-дина Мелик-шаха. Хорезмшах приказал сыну снарядить находящееся под его командованием войско Дженда и вместе с воинами Алп-Кары начал завоевание земель кара-хитаев.

Начиная с 1180 г. наступил поворот событий в пользу Текеша и войска хорезмшаха начали вторгаться в глубь земель кара-хитаев. В то же время сам хорезмшах совершил поход в Мавераннахр и 14 октября 1182 г. захватил Бухару.

В 1187 г. Текеш захватил Нишапур, в 1192 г. – Рей, в 1193 г. – Мерв, а в 1194 г. нанес решительное поражение султану западных Сельджукидов ТогрулуII, который и погиб в бою. Вся восточная полоса Ирана перешла в руки хорезмшаха Текеша. Хорезмское государство сразу более чем в два раза увеличилось территориально и стало непосредственным соседом: с одной стороны Гуридов, а с другой – аббасидского халифата. Последний, как светское государство, территориально в это время был чрезвычайно невелик, обладая лишь Ираком и смежными с ним землями. Несмотря на это, аббасидский халиф пользовался огромным авторитетом во всем мусульманском мире как духовный глава ислама и был чрезвычайно богат.

Энергичный Текеш в 1196 г. нанес войскам халифа Насира большое поражение. Хорезмские войска вошли в Ирак как полновластные хозяева. Халиф и после этой битвы продолжал требовать, чтобы хорезмшах очистил Западную Персию и довольствовался Хорезмом. Текеш ответил, что его владения, даже с включением Ирака, недостаточны для содержания его многочисленного войска и потому он просит халифа уступить ему еще Хузистан. Текеш в конце своего царствования, как впоследствии его сын Мухаммед, требовал, чтобы в самом Багдаде была введена хутба на его имя. Таково было начало вражды между аббасидами и хорезмшахами. Хорезмшах Текеш собрал новое войско и отправился в Хорасан, намереваясь идти походом на Багдад. Его взаимоотношения с халифом ан-Насиром вновь ухудшились, и он принял решение захватить Ирак Арабский и столицу Халифата. Однако в этом походе он заболел и 3 июля 1200 г. скончался на полпути между Хорезмом и Нишапуром, в Шахристане. Тело султана Ала ад-дина Текеша доставили в Ургенч и похоронили в гробнице при большом медресе, которое он построил.

И султан Текеш, умирая, был доволен тем, что оставляет в наследство своему сыну Кутб ад-дину Мухаммеду единое, сильное и организованное государство с мощной армией.

Пик могущества государства Хорезмшахов. Старший сын Текеша – Мелик-шах – умер еще при жизни отца, весной 1197 г. На престол вступил второй сын, Мухаммед.

Хорезмшах в 1207 г. отправил в Мавераннахр войска. Взятие Бухары укрепило влияние хорезмшаха Ала ад-дина Мухаммеда в Мавераннахре – на его сторону стали склоняться местные владыки-караханиды.

Эти победы заставили кара-хитаев подготовиться к войне с хорезмшахом. Перед битвой Гур-хан сумел подкупить и восстановить против хорезмшаха эмира Самарканда и одного мазандаранского князя.

Когда началось сражение между войсками хорезмшаха и кара-хитаями, они покинули со своими воинами поле битвы. Несмотря на упорное сопротивление, войска хорезмшаха были разгромлены, много людей пало на поле битвы, многие попали в плен. В плену оказался и сам Ала ад-дин Мухаммед.

Хорезмшаху удалось бежать из плена, но до 1209 г. он остался вновь вассалом кара-хитаев. В 1210 г. хорезмшах, собрав огромное войско, переправился через Сырдарью и Иламышскую степь и встретился с армией кара-хитаев, которой командовал опытный полководец Тайангу. В результате происшедшего жестокого сражения кара-хитаи были разбиты. Большое число кара-хитаев, в том числе и Тайангу, попало в плен.

Государство кара-хитаев доживало последние дни. Бежавший от Чингиз-хана правитель найманов Кучлук-хан, нашел убежище у кара-хитайского Гур-хана и даже женился на его дочери. Собрав бежавших от монголов найманов, ему удалось захватить почти все владения Гур-хана. Формально Гур-хан остался на престоле, но фактически владыкой стал Кучлук-хан.

Хорезмшах потребовал у Кучлук-хана выдачи Гур-хана и всей его казны, однако Кучлук-хан отказался выполнить это требование и предложил султану раздел земель, подвластных кара-хитаям. Дело завершилось разделом, а Кучлук-хан, после смерти Гур-хана, стал правителем части земель, принадлежавших кара-хитаям, и остался таковым до времени вторжения татаро-монголов.

Хорезмшах расширив свои владения на востоке и будучи спокоен за восточные рубежи государства, переключил свое внимание на запад.

В 1215 г. к владениям хорезмшахов был присоединен Керман, а к 1217 г. были полностью подчинены: Персидский Ирак, Мазандаран, Арран, Азербайджан, Ширван, Фарс, Мекран, Мангышлак, Кеш, Сиджистан, Гур, Газну – до границ Индии. Хорезмшах Ала ад-дин Мухаммед уже видел себя величайшим владыкой Вселенной, ибо, подчинив Азербайджан, Ширван и Арран и подготовив 50-тысячное войско для похода на Грузию, он предполагал двинуть войска на Анатолию и Сирию. Хотя к исполнению этого замысла он не приступил.

Став владыкой огромной империи, которая простиралась от Ирака на востоке до Азербайджана на западе и от Аральского моря и Мангышлака на севере до берегов Индийского океана на юге, хорезмшах поставил перед собой задачу заставить халифа ан-Насира признать его светским владыкой всего мусульманского мира и огласить в столице Халифата Багдаде хутбу с его именем. Хорезмшах потребовал от халифа, чтобы в самом Багдаде была введена хутба на его имя. Багдадское правительство ответило решительным отказом. Хорезмшаху надо было придумать благовидный предлог для войны. В таких предлогах не было недостатка, стремясь укрепить свой престол, халиф Насир был так же не разборчив в средствах, как сам Мухаммед.

Зимой 1217 г. хорезмшах послал отряд в поход на Багдад. Но когда войска Хорезмшахов достигли Асадабадского перевала, близ Хулвана, пошел густой снег и ударили морозы. Снег шел беспрерывно три дня и три ночи. Много воинов обморозили руки и ноги. Отступая, многие были перебиты кочевниками племен Парчам и курдами. Только небольшая часть отряда вернулась к Мухаммеду. После неудачного похода на Багдад хорезмшах возвращается не в Ургенч, где властвовала Теркен-хатун, а в Самарканд, который стал его местопребыванием и столицей.

Гибель государства Хорезмшахов. В то время как хорезмшах проводил "собирание земель", в далекой Монголии происходил процесс сложения государства. Объединителем тюркских и монгольских племен и создателем монгольского государства полукочевого типа был Темучжин, получивший после1206 г. имя Чингиз-хан. Объединив тюрков и монголов, победив всех своих врагов, убив одних, изгнав других из пределов страны, он положил начало большому тюрко-монгольскому государству. Завоевав в 1215 г. Северный Китай со столицей Пекин, Чингиз-хан обратил свои взоры на запад, в сторону Семиречья, где сидел его заклятый враг, глава племени найманов Кучлук, который сумел использовать выгодную политическую ситуацию, создавшуюся в связи с захватом Мавераннахра хорезмшахом Мухаммедом.

Кучлук образовал на развалинах кара-хитайской державы из областей Хотана, Яркенда, Кашгара, Семиречья и Ферганы довольно большое, но непрочное государство. Кучлук-хан под влиянием своей жены (дочери Гур-хана) изменил своей прежней христианской вере, стал буддистом, и вскоре во всех подвластных ему землях начались гонения на иноверцев, которых заставляли принимать буддизм. В особенности пострадали мусульмане Кашгара и Хотана, где по приказу Кучлук-хана были запрещены предписанные Кораном молитвы, азан, ношение мусульманской одежды, были закрыты все медресе.

В конце 1217 г. Чингиз-хан вновь занялся истреблением непокорных найманов. Следуя на запад, войска Чингиз-хана подчинили земли карлуков и уйгуров и подошли к землям, которыми управлял Кучлук-хан. Против Кучлук-хана действовала армия татаро-монголов под командованием Джебе-нойона, который удачно использовал преследования мусульман, учиненные Кучлук-ханом, и блестяще представил мусульманам Чингиз-хана как их союзника и спасителя.

Объявив, что с момента вступления монгольского войска на земли, подвластные Кучлук-хану, никто не будет преследоваться за свою религиозную принадлежность и никакого ущерба населению нанесено не будет, Джебе-нойон подтвердил свои обещания, установив железную дисциплину в войсках. И население Кашгара и Хотана встретило татаро-монголов как своих освободителей, выступив одновременно и повсеместно против тирана Кучлук-хана. И хотя Кучлук-хан предполагал организовать в Кашгаре сопротивление монгольской армии, ему это не удалось. Преследуемый татаро-монголами он бежал к границам Бадахшана, где пытался укрыться в ущелье, но в местности Сариг Чопан (Памир) был схвачен местными охотниками и передан монголам, которые отрубили ему голову и увезли ее с собой. Это произошло в феврале 1218 г.

Захватив Кашгар и Хотан, татаро-монгольские войска вплотную подошли к землям, подвластным хорезмшаху Ала ад-дину Мухаммеду. Однако непосредственные контакты людей хорезмшаха с монголами имели место гораздо раньше.

Хорезмшах, после присоединения к своей империи Ирака Персидского и Мавераннахра, мечтал совершить поход на Китай. Однако в 1215 г. до Мухаммеда дошли слухи о том, что Чингиз-хан опередил его и взял столицу Северного Китая – Пекин. Хорезмшах слышал об исключительной силе многочисленного войска и дарованиях Чингиз-хана как правителя. Чтобы проверить эти сведения, он отправил к Чингиз-хану послов во главе с сейидом Баха ад-дин ар-Рази.

Посольство хорезмшаха прибыло в Пекин сразу после взятия города войсками Чингиз-хана в июле 1215 г. Чингиз-хан принял Баха ад-дина ар-Рази с почестями и весьма приветливо, а когда посольство возвращалось в Хорезм, Чингиз-хан вручил для хорезмшаха большое число редких даров и подношений. Через некоторое время из Хорезма было отправлено новое посольство, которое явилось к Чингиз-хану с большим торговым караваном. В ответ на это посольство Чингиз-хан отправил в Хорезм своих послов с товарами и подарками. Во главе их был богатый купец, хорезмиец Махмуд, впоследствии известный под именем Махмуда Ялавача (посла).

Хорезмшах Мухаммед принял их торжественно и внимательно выслушал послание монгольского хана. В нем говорилось, что Чингиз-хан знает хорезмшаха как могущественного государя и желает заключить с ним мирный договор, почитая его наравне с лучшими из своих сыновей. Последняя "любезность" не понравилась хорезмшаху, который считал себя вторым Александром Македонским и вторым султаном Санджаром.

Ночью хорезмшах тайно призвал к себе Махмуда и объявил, что он как хорезмиец должен служить ему, шаху Хорезма, а не Чингиз-хану. А когда Махмуд со страха согласился, хорезмшах спросил: "Правду ли сказал мне Чингиз-хан, заявляя, что он владыка Китая и что он захватил город Тамгадж?" Махмуд ответил: "Да, он сказал правду". Хорезмшах сказал: "Ты же знаешь, каковы мои владения и как они обширны, знаешь, как многочисленны мои войска. Кто же он, этот проклятый, чтобы называть меня своим сыном?! Какое же у него войско?"

Махмуд ал-Хорезми, увидев на лице хорезмшаха признаки гнева, боясь за свою жизнь и стремясь снискать милость владыки, ответил, что войско Чингиз-хана в сравнение с армией хорезмшаха все равно, что одинокий всадник перед конницей или дымок против ночного мрака. И тогда хорезмшах дал согласие на мирные связи с Чингиз-ханом и на обмен торговыми караванами.

По возвращению посольства Махмуда в Пекин Чингиз-хан снарядил в Хорезм большой торговый караван. Всего с караваном следовали 450 купцов-мусульман и с ними по два–три человека от каждого племени монголов. Вместе с личным представителем Чингиз-хана послом Ухуна они составили посольство к хорезмшаху. В 1218 г. этот караван вышел в путь.

Примерно в то же время произошло столкновение войск Хорезма с монгольскими отрядами, которые вели военные действия, преследуя и истребляя племя меркитов, бежавших в страну кыпчаков, граничащую с владениями хорезмшаха.

Во главе 60-тысячного войска хорезмшах двинулся из Самарканда. Переправившись через реку Иргиз, он достиг Тургайской степи, где застал следы уже свершившегося разгрома меркитов. На поле битвы был обнаружен раненый меркит, который сообщил, что монголы ушли недавно. Пустившись в погоню, войска хорезмшаха вскоре настигли монголов, которыми командовал сын Чингиз-хана Джучи. Увидев, что войска хорезмшаха готовятся к битве, Джучи сообщил хорезмшаху, что его отец, Чингиз-хан, запретил ему вступать в сражение с войсками Хорезма, что их задачей был только разгром меркитов, что монголы готовы даже передать людям хорезмшаха все захваченные у меркитов трофеи.

Однако хорезмшах ответил Джучи: "Если Чингиз-хан и не велел тебе биться со мной, то Аллах всевышний велит мне сражаться с тобой. Итак – война".

Джучи вынужден был вступить в сражение, и если бы не храбрость и полководческий талант сына хорезмшаха Джелал ад-дина, войска хорезмшаха были бы разгромлены. Хорезмийцы потеряли за трое суток сражения 20 тысяч воинов, а монголы значительно меньше. Джучи увел свои войска и, прибыв в ставку, рассказал о случившемся Чингиз-хану.

Чингиз-хан, после этой первой стычки между их войсками, не предпринял никаких ответных действий. Что касается хорезмшаха, когда он увидел храбрость и умение воевать у монголов, у него появился страх перед ними.

Тем временем караван следовал своей дорогой и вскоре прибыл в Отрар. По прибытию в Отрар каравана, купцы и послы Чингиз-хана были задержаны наместником хорезмшаха в Отраре эмиром Гайир-ханом Иналчик, двоюродным братом хорезмшаха по матери.

Не сохранилось ясной картины произошедших в Отраре событий. Известно, что Иналчик отдал распоряжение разграбить караван, а весь состав его перебить. Спасся один только человек – погонщик верблюдов. Ему удалось добраться до ставки Чингиз-хана и рассказать ему о трагической судьбе каравана.

Что побудило хорезмшаха Мухаммеда на такой безумный шаг? Ответственность за убийство купцов и послов лежит на главе государства, так как расправа над купцами противоречила общеизвестным в то время нормам взаимоотношений между владетельными лицами. Кроме того, были убиты послы, которые находились под защитой общепринятых норм обычного права. Да еще убитые 450 купцов были мусульманами.

Получилось, что защитником прав мусульман, как и в случае с Кучлук-ханом, снова оказался "неверный" Чингиз-хан, а не владыка огромной мусульманской империи и покровитель ислама хорезмшах Ала ад-дин Мухаммед!

Получив известие об убийстве купцов и послов, Чингиз-хан принял решение начать войну. Он собрал своих приближенных и объявил: "Пойду войной на Сартаульский народ и законной местью отомщу за сотню своих посольских людей во главе с Ухуна. Можно ли позволить Сартаульскому народу безнаказанно обрывать украшения моих златоцарственных поводьев?" Сыновья и сановники настаивали на немедленном походе в Среднюю Азию, но Чингиз-хан решил повременить с войной и отправил к хорезмшаху посольство во главе с Ибн Кафраджем Богра, который передал хорезмшаху Ала ад-дину Мухаммеду следующее послание Чингиз-хана: "Ты даровал подписанное твоей рукой обещание обеспечить безопасность для купцов и не нападать ни на кого из них, но поступил вероломно и нарушил слово. Вероломство мерзко, а со стороны султана ислама еще более! И если ты утверждаешь, что совершенное Иналом сделано не по твоему велению, то выдай мне Инала, чтобы мы наказали его за преступление и помешали кровопролитию. А в противном случае – война, в которой самые дорогие души станут дешевы и древки копий переломятся".

Сын хорезмшаха Джелал ад-дин Манкбурны после беседы с послом ибн Кафраджем Богра посоветовал отцу быть с послом помягче и выдать Инала Чингиз-хану, ибо лучше пролить кровь одного человека и предотвратить пролитие крови мусульман, живущих на огромном пространстве от берегов Сырдарьи до Сирии. Однако хорезмшах отверг совет Джелал ад-дина и заявил, что отныне спор между ним и Чингиз-ханом будет решать меч, и приказал убить посла ибн Кафраджа Богра и его спутников. "И не было никогда более мерзкого действия, чем это!" – восклицает ас-Субки. Каждая капля их (послов) крови была оплачена потоком крови мусульман!

Получив известие о казни своего посла ибн Кафраджа Богра, разгневанный Чингиз-хан, по рассказу средневековых авторов, в течение трех ночей и дней молился в одиночестве и обращался к Богу, восклицая: "О господь и создатель вселенной! О творец тазиков (ираноязычные) и тюрок! Не я был зачинщиком этой смуты! Даруй же мне силу для отмщения!"

Таким образом, убийство посла ибн Кафраджа Богра явилось последней каплей, переполнившей чашу терпения Чингиз-хана. Убийство послов или парламентеров по тюркско-монгольскому праву представляло собой самое тяжкое преступление, за которое с виновными жестоко расправлялись.

Получилось, что защитником прав мусульман, как и в случае с Кучлук-ханом, снова оказался "неверный" Чингиз-хан, а не владыка огромной мусульманской империи и покровитель ислама хорезмшах Ала ад-дин Мухаммед!

Предстояла война. Однако никто из современников, особенно в Средней и Малой Азии, не мог предугадать и десятой доли тех бедствий, которые впоследствии обрушились на культурнейшие народы Азии и Восточной Европы, так как никто по-настоящему не представлял себе реального соотношения сил между государством хорезмшаха и монгольской державой.

Хорезмшах Мухаммед не имел таких качеств, которые нужны для государя, как дальновидность, степенность, проницательность в политических и военных делах, здравый ум. Если бы он имел эти качества, то он обязательно заметил бы приближение грозы. Когда к его границам подходил неизвестный ему противник, который покорил Северный Китай, он, вместо того чтобы укреплять внутри государства власть, в припадке бешенства казнил бухарского шейха Мэджд-ад-дина, главного мусульманского просветителя своей империи. Хорезмшах Мухаммед испортил отношения со своей матерью Теркен-хатун, чем настроил против себя вождей и полководцев кыпчакских племен, связанных с ней родоплеменными узами. Кыпчакское ополчение составляло основное ядро войска хорезмшаха. Учитывая это и боясь заговора, Мухаммед перевел свою резиденцию из Ургенча в Самарканд. И в заключение своей политической недальновидности он поспешил начать свой бессмысленный поход против халифа. Халиф запретил читать в мечетях хутбу на его имя. Он отлучил его от ислама, как мятежника, еретика и изменника, и этим самым освободил всех его подданных мусульманской веры от клятвы верности.

В то же время Чингиз-хан через своих мусульманских агентов знал все. Знал и о том, что положение народных масс в империи хорезмшахов ухудшалось, так как хорезмшах Мухаммед вел непрерывные войны и требовал все время уплаты налогов в больших размерах. Знал он, что империя хорезмшахов начиная с правительства до простых людей нравственно разложилась. Чиновники погрязли во взяточничестве, в казнокрадстве и в распутстве, которые тяжелым бременем ложились на бедные слои населения. Знал Чингиз-хан и то, что мусульманская идеология не имеет более такой силы, как несколько веков назад. Духовенство в погоне за высокими постами погрязло в интригах и безнравственности, отталкивая тем самым простой люд от посещения мечетей. Такая обстановка в империи сделала людей безразличными ко всему, в том числе и к своей Родине. Чингиз-хан знал, что в империи хорезмшахов нет общегосударственной идеологии, нет идей, воодушевлявших народ на подвиги. Чингиз-хан был хорошо осведомлен о состоянии дел в империи хорезмшахов, он знал, что хорезмшах в грозный час войны не найдет поддержки ни у народа, ни у войска. К нему прибыло даже посольство из Багдада от халифа, которое убеждало его скорее начать войну, но корректный во всем, он ничего не хотел предпринимать, пока хорезмшах Мухаммед не порвет с ним первый.

Распутство и безнравственность скапливались в воздухе. Атмосфера была переполнена до предела. Земля пропитывалась этим затхлым духом и не успевала очищаться. Дух Неба и Земли нуждались в очищении. Такая накаленная среда обычно разряжалась различными катаклизмами: войнами, заразными болезнями, стихийными бедствиями и т. д., что уносило много человеческих жизней.

Истинные патриоты Тюркестана, тюркские националисты, ясно видели приближающуюся грозу. Зная, что столица Великой тюркской империи – Каракорум, восстановлена Чингиз-ханом и что он ведет не религиозную войну, а за возрождение тюркской империи, многие из них ждали случая, чтобы открыто встать на сторону великого заступника, объединителя всех тюрков и монгол, Чингиз-хана. И это время настало.

Чингиз-хан уже за месяц до этого начал стягивать войска к Иртышу. Получив известие об убийстве посла, он немедленно двинул вперед разведочные отряды, чтобы утаить движения от неприятеля и закончить концентрацию своей огромной армии. Предположительно в войске Чингиз-хана было около 150 тысяч человек.

У хорезмийцев ничего не было готово для войны. Сын султана, воинственный Джелал ад-дин, с лихорадочной поспешностью собрал ополчение, заставил отца, против его воли, стать во главе войска, чтобы ободрить воинов, и пошел навстречу Чингиз-хану.

В 1219 г., после первой битвы, происшедшей между Кара-Дагом и нижним течением Сырдарьи, Мухаммед понял, каким будет исход войны. Он решил вернуться в Мавераннахр и сосредоточить свою значительную армию позади Сырдарьи, под прикрытием укреплений, защищавших проходы.

Силы хорезмшаха были гораздо многочисленнее, чем у Чингиз-хана, но при своем враждебном отношении к военачальникам хорезмшах не мог воспользоваться этим преимуществом. Он созвал военный совет, на котором Шихаб ад-дин Хиваки высказал мнение, что султан должен соединить свои войска на берегу Сырдарьи, здесь встретить татаро-монголов и напасть на них свежими силами, прежде чем они успеют оправиться от продолжительного перехода. Другие, напротив, говорили, что необходимо дать татаро-монголам вступить в Мавераннахр и там, пользуясь знанием местности, уничтожить их.

Однако хорезмшах Мухаммед отклонил все предложенные на военном совете планы действий против татаро-монголов и принял такое решение: оборонять Мавераннахр, но не принимать генерального сражения с татаро-монголами, а представить каждому городу возможность обороняться и сражаться с татаро-монголами самостоятельно. Это было роковой ошибкой, он принял пагубное решение.

Первый удар в сентябре 1219 г. татаро-монголы нанесли по Отрару. Здесь наместником хорезмшаха был уже известный всем Инал-хан, с которым у Чингиз-хана были особые счеты. Город был хорошо укреплен, и когда Чингиз-хан понял, что осада Отрара будет долгой, он оставил под городом часть войск под начальством своих сыновей Джагатая и Угедея. После этого он разбил главные силы своей армии на три части: одну – под командованием старшего сына, Джучи, направил на покорение Дженда и Барджинлигкенда, лежащих к северу от Отрара; другую – под командованием Улак-нойона и Сюкетю Черби – послал на захват Бенакета и Ходженда, к югу от Отрара; сам же вместе с сыном Т