Кимакский племенной союз. У известного персидского историка Гардизи, составленные в 1049-1058 гг. и описывающие сведения о ранней истории кимаков и кыпчаков, которые сохранились в легенде, изложенной в сочинении "Украшение известий". Вот как рассказывается о расселении этого народа: «Начальник татар умер и оставил двоих сыновей, старший сын овладел царством, младший стал завидовать брату; имя младшего было Шад. Он совершил покушение на жизнь старшего брата, но неудачно; боясь за себя, он, взяв с собой рабыню-любовницу, убежал от брата и прибыл в такое место, где была большая река, много деревьев и обилие дичи; там он поставил шатер и расположился. Каждый день этот человек и рабыня выходили на охоту, питались мясом и делали одежду из меха соболей, белок и горностаев. После этого к ним пришло семь человек из родственников татар: первый – Ими, второй – Имак, третий – Татар, четвертый – Байандур, пятый – Кыпчак, шестой – Ланиказ, седьмой – Аджлад. Эти люди пасли табуны своих господ, в тех местах, где (прежде) были табуны, не осталось пастбищ. В поисках травы они пришли в ту сторону, где находился Шад. Увидев их, рабыня сказала: "Иртыш", т. е. остановитесь, отсюда река получила название Иртыш. Узнав ту рабыню, все остановились и разбили шатры. Шад, вернувшись, принес с собой большую добычу с охоты и угостил их; они остались там до зимы. Когда выпал снег, они не смогли вернуться назад; травы там много, и всю зиму они провели там. Когда земля разукрасилась и снег растаял, они послали одного человека в татарский лагерь, чтобы он принес известие о том племени. Тот, когда пришел туда, увидел, что вся местность опустошена и лишена населения; пришел враг, ограбил и перебил весь народ. Остатки племени спустились к тому человеку с гор, он рассказал своим друзьям о положении Шада; все они направились к Иртышу. Прибыв туда, все приветствовали Шада как своего начальника и стали оказывать ему почет. Другие люди, услышав эту весть, тоже стали приходить (сюда); собралось 700 человек. Долгое время они оставались на службе у Шада; потом, когда они размножились, они рассеялись по горам и образовали семь племен по имени названных семи человек».
Из легенды можно сделать вывод, что в племени татар, после смерти отца, два брата в борьбе за власть сразились. Младший брат, потерпев поражение, откочевал далеко на новые земли, неизвестное старшему брату. К нему в дальнейшем присоединились семь человек, его родственники, по имени Ими, Имак, Татар, Байандур, Кыпчак, Ланиказ, Аджлад. В дальнейшем старший брат потерпел поражение от неизвестного племени, и оставшиеся в живых его люди присоединились к младшему брату и избрали его вождем. В будущем в удачно сложившейся жизни из семи человек присоединившихся к младшему брату Шад, образовались семь племен. Имена этих племен образовались от имен основателей рода, а в этническом происхождение они все были татары.
Все произошедшее в легенде была обычной жизнью кочевников. Кочевая семья-клан разрасталась, и с течением времени становилась родом или родом-кланом. Род начинался с одного предка. По прозвищу или имени основателя рода впоследствии называлось и сам род-клан. Естественно, члены этих кланов-родов были связаны между собой той или иной степенью кровного родства и общим наименованием. Из родственных родов-кланов в последствие с течением времени образовывался племя или народ. Названия племен и родов с течением обстоятельств могли меняться, получая имя своего предводителя. Поэтому этническое название, часто заменялось именем вождя. Племя разделялся на рода, колена, подколена. У кочевников Великой степи, народ, племя образовался от одного общего предка, и все поступки кочевников должны были соответствовать родственным чувствам. У оседлых народов тоже были роды. Но в силу образа жизни, а особенно в городских условиях, родные через три четыре поколения теряли связь между собой. Родовые клановые традиции обычно сохранялись только среди аристократии. В Степи условия жизни были суровые и полны опасности. Без спаянной родовой взаимовыручки жить было не возможно. Консерватизм уклада жизни кочевников определил не только постоянство языка и традиции, но и также сверхустойчивость родоплеменного строя. В эпоху родоплеменных отношений было три объединяющих фактора: земля обетованная, родовое знамя с тотемов и этноним, имя рода и племени. Только оберегая свое имя и свои священные символы, можно было уцелеть в необъятной степи. Каждый род имел свой родовой знак – тамгу. Родовой знак – это знак родовой собственности, то есть, определенный знак присущ представителям только одного рода. Именно по этим знакам определялись представители разных родов. За четыреста – пятьсот лет потомки рода в кочевой среде успевали создать сильную родовую ветку. Но для того, чтобы состоялся отдельный род, необходимо было, чтобы все его потомки жили кучно под единоначалием своих вождей. Так как в кочевой среде постоянно происходили движения кочевников, обычно эти условия редко выполнялись. Было естественно, что в связи с миграцией с течением времени какие-то роды переходили в состав других племен. Иногда при объединение родов терялось старое название рода. Со временем племена-кланы, особенно преуспевающие, способные обеспечить своим представителям наиболее благоприятные условия существования, увеличивались и делились, так как постоянно возникали новые роды, вырастающие в кланы-племена, они получали новые названия – или по имени родоначальника, или по месту обитания, или по роду деятельности основной части того или иного рода.
С углублением разделением труда возникают группы людей, занимающиеся не только скотоводством, но и военной службой, торговлей, государственно-административной, строительной, религиозной и другой деятельностью, но, несмотря на это связь между ними сохраняется, хотя чисто психологически, но прочная. Хотя они не занимаются общим хозяйством и не проживают на одной территории или весь род не занимается только одним видом деятельности, связи сохраняются. Поэтому рода-кланы, племена-кланы, как явление, очень стойкое и способствующее сплоченности и организованности народа. Притом членами рода-клана становятся, и “кергэн кеше” (зятья, сватья, свояки и т. п.), или на татарском просто “кергэн”, на русском “вошедщий”. В офицальных исторических трудах “кергэн” пишут “гурген”. Те рода, которые смогли сохраниться в течение тысячелетия, из рода превращались в племя, а затем в народ и в нацию. Нация, как гражданская проекция этнического родства, является наиболее совершенной формой человеческого общества. В приграничных районах, например в северных землях, где проживали различные угро-самодийские и остякские (иштякские) племена, конечно, при освоение новых земель кочевниками, было и смешанные браки от захваченных в плен угро-самодийских девушек. Поэтому у жителей приграничных северных районов внешность была разная, европеоидная и монголоидная, что указывает на взаимный прилив чуждых поколений. Было и такое, что некоторые остякские племена отатаривались. Смешание на границах было с монголами и с чжурчженями (маньчжурами). В приграничных землях с персами или арабами или другими племенами, были смешанные браки от этих народов. При такой приграничной жизни, хотя образ жизни сохранялся но, тем не менее, языки, смешивались. Кочевники с древних времен представляли ветвистое дерево, как образ дерево рода, племени.
Часто объединялись родственные племена и давались новое имя объединенному народу. Так зарождалось в степи новое племенное образование по принципу родства. Оседлые народы принимали их за новый народ – племя доселе неизвестное. И, конечно же, не увидев особого различия в образе жизни с теми кочевниками, с которыми они имели опыт общения, отмечали в своих хрониках :”… в обыкновениях сходствует”. Китайцы и другие оседлые люди, которые писали историю кочевников, не разбирались в их родственных хитросплетениях. Для них это был калейдоскоп кочевых народов. Они фиксировали факты, путались в названиях родов с названиями племен, и писали их на свой лад. В принципе они просто не видели смысла в том, чтобы расписывать многочисленные родственные связи кочевников и вникать в подробности их взаимоотношений. Эти неустойчивые формирования со временем рассыпались и сходили с исторической арены. Исчезал не народ, а их исторический название.
Племя ими, или эймюр, было девятым племенем в огузском племенном (уйгурском) союзе. Часть племени, после разгрома енисейскими кыргызами в 840 г. г. Каракорума, мигрировала с уйгурской массой в Восточный Тюркестан и частично в северо-западном направлении, достигнув района Аральского моря. Другая часть вошла в состав кимакского союза и обосновалась между Черным и Белым Иртышом. По мере движения кимако-кыпчакских племен на запад, на Урал и Идель, эймюры стали называться кимак-югуры (уйгуры).
Племя кимак – оно же имак (два племени имаков). Главенствующее племя кимаков расселилось в основной массе по берегам Иртыша. По мере движения кимакских племен на запад они достигают Дуная. Кимаки участвуют в формировании татарского народа. Какая-то часть поселяется в государстве Хорезмшахов и служит в его армии.
Татарские племена с названием татар, населяли северо-восточную часть современной Монголии. Они входили в федерацию кюктюрков. В китайских источниках упоминается и то, что в связи с событиями 842 г. татары были союзниками последнего уйгурского кагана, разгромленного кыргызами. После крушения Уйгурского каганата уйгуры бежали на юг, в Ганьсу и Восточный Тюркестан. Вместе с ними мигрировала часть татарских племен. В XI в. там они были соседями тангутов на протяжении всей северной границы государства Ся. В Тангутском государстве татары располагались в северных степях Ганьсу и в горах Ало-Шань (Тянь-Шань). Еще одна часть татарских племен после распада Уйгурского каганата вместе с эймюрами бежала на Иртыш и вошла в кимакскую федерацию. Поэтому и в легенде говорится о присоединении к Шаду 700 человек частью из разбитого племени татар.
Часть ушла в современный северный Китай. Они жили на границе с чжурчженями (маньчжурами). В XI–XIII вв. татары вели беспрерывную войну с чжурчженями и китайцами. Воевали и с Чингиз-ханом.
Племя кыпчак содержится в тексте рунической надписи уйгурского кагана Моен-Чора, относящегося к 50–60 годам VIII в. Кыпчаки занимали территорию, расположенную примерно в юго-восточной части Южного Урала. Махмуд Кашгари, отмечая, что имаки и кыпчаки говорят на одном языке, подчеркивает: сами кыпчаки не отождествляли себя с имаками, а считали их лишь своей "отдельной ветвью", т. е. связанными по происхождению. Племенной состав кыпчакского объединения состоял из девяти племен.
С начала XI в. начинается продвижение кыпчаков в западном и южном направлениях. Перед татаро-монгольским нашествием кыпчаки занимали огромную территорию от Иртыша до Днепра. В этот период уже можно выделить 5 групп кыпчакских племен: среднеазиатскую (казахстанскую), сибирскую, поволжскую, уральскую, донскую и дунайскую.
Племя байандур, впервые встречается у Гардизи как племя кимаков. Махмуд Кашгари зачислил это племя в список огузских родов. В истории Малой Азии (XIV–XV вв.) огузское племя байандур сыграло значительную роль. Племенное название байандур в пределах Туркмении встречается среди родовых названий. Из племени байандур происходила династия Ак-коюнлу (Белого барана). Они в 1468–1500 гг. одержали победу над Тимуридами и создали государство Ак-коюнлу, куда входили: Армения, Курдистан, Ирак Арабский, Ирак Персидский, Фарс, Керман и юг Азербайджана. Столица находилась в г. Тебризе.
Об племена ланиказ и аджлад мало сведений. Известно, что они тюркские племена и входили в состав кимакского союза. Махмуд Кашгари в фундаментальном труде "Родословная тюрок" пишет, что после сложения этого кимакского союза появилась в степи поговорка: "У змеи семь голов".
В начале VIII в. кимаки наиболее компактно жили в среднем течении Иртыша. Расселение основных масс кыпчаков было от Прииртышья до Южного Урала. Карлуки жили между Тарбагатаем и Западным Алтаем. В 766 г. карлуки оставили эти земли и стали продвигаться в Среднюю Азию в глубь Семиречья. Со второй половины VIII в. территория расселения карлуков простиралась от озера Балхаш и Джунгарского Алатау до Сырдарьи, включая часть Ферганской долины. Начиная с этого времени кимаки и кыпчаки стали расселяться на землях, покинутых карлуками, и, более того, в начале IX в. отдельные их группы перешли на территорию Северо-Восточного Семиречья, став соседями уйгуров и кыргызов на Тянь-Шане.
Племенное название часто у кочевников становилось и названием союза племен. Так было у кимаков, кыпчаков, найманов, мангытов и т д. После объединения семи племен в союз кимаков (ймекского) некоторые авторы называют этот союз так, от татарского слова “жыймак” – “сообщество”, началось движение как собственно кимаков, так и остальных племен от Иртыша на запад. В конце VIII в. – начале IX в. они уже соприкасались с печенегами, которые в то время жили в бассейне Сырдарьи и в Приаральских степях. Граница кимакского союза с печенегами на юге проходила по юго-восточной части Южного Урала. На севере кимаки граничили с землями, где никто еще не жил.
Таким образом, до середины IX в. кимакский союз, ее кочевья были рассеяны по территории приблизительно от юго-восточной части Южного Урала до Приаральских степей на западе, на землях Центрального Казахстана до Северного Прибалхашья, включая часть территории Северо-Восточного Семиречья на юге, от Западного Алтая до Кулундинской степи на востоке и до лесостепной полосы на севере.
Между серединой и концом IX в. союз печенежских племен потерпел поражение от огузов. В результате этих событий огузы овладели землями союза печенежских племен по Сырдарье и в Приаральских степях. Кыпчаки вместе с огузами стали кочевать в районе Урала, в Приаральских и Прикаспийских степях. Западные границы огузских становищ в X в. достигали предгорий Южного Урала и Нижнего Поволжья. Огузы кочевали по Эмбе и Уралу. Отношения между кыпчаками и огузами в IX–X вв. были дружественными.
Кыпчаки расселялись на Урале еще в конце VIII в. В IX–XI вв. территория Южного Урала (современный Башкортостан). Другая территориальная единица в пределах кимаков была аз-кыпчак, чей диалект похожи немного на огузские. Границы аз-кыпчак пролегали по северо-западной и западной части Центрального Казахстана, Южному Уралу и северной окраине Приаральских степей. Жители этой части кимакской территории походили на огузов своей речью. Непосредственная граница и теснейшая связь между кыпчакскими и огузскими племенами наложили отпечаток на их язык, быт и культуру. Диалект кыпчакского языка, по словам Махмуда Кашгари, имел ту же самую фонетическую особенность, что и диалект огузов, – элементы "движения". Этнокультурные связи кимако-кыпчакских племен с огузами прослеживаются также по старинным казахским преданиям. Кимаки граничили также с кыргызами на Тянь-Шане.
К середине VII в. кимаки располагались севернее Алтая, в Прииртышье и входили в Западнотюркский каганат. После распада каганата кимаки обособляются от западнотюркского каганата. Глава племени кимаков носил титул "шадтутук".
После распада в 840 г. Уйгурского каганата часть племен, входивших в него (татар, эймюр, байандур и т. д.), присоединилась к ядру кимакского объединения. Так формируется кимакский союз. С образованием кимакского союза племен происходит изменение в титуле их правителя. Теперь глава кимакских племен носит титул "ябгу", термин "ябгу" объясняется как "сокол". В титулатуре средневековых тюрок, как известно, отразились их древние тотемические воззрения. Титул "ябгу" по степени достоинства был выше "шада". Известно, что титул "ябгу" носила правящая верхушка таких тюркских народов, как карлуки, огузы, уйгуры и т. д.
Бурные события второй половины VIII–IX вв., в ходе которых к кимакскому союзу примкнули и кыпчаки и прочно укрепили ее на всей территории от Среднего Иртыша до Джунгарских ворот, дали толчок развитию государственной организации у кимаков. Со времени сложения у кимаков государства (в конце IX – начале X в.) их "ябгу" стал носить высший тюркский титул – каган. «Каган – это хан ханов, то есть предводитель предводителей, подобно тому, как персы говорят "шахиншах"» – констатирует ал-Хорезми. Титул "каган" стоял на две ступени выше, чем титул "ябгу". Как видно, связь между кимакской и древнетюркской титулатурой бесспорна, и она указывает на преемственность между кимакской средой и древнетюркской прародиной.
Могущество кимакского кагана было значительным. Согласно ал-Факиху, "огузы, токуз-огузы (уйгуры), кимаки – самые сильные из всех тюрок".
В процессе образования кимакского федеративного государства, так же как и при создании племенных объединений, большую роль играли военные институты. Правители были в то же время и военными вождями, которые получали от кагана за службу уделы. Удельные владения выставляли кагану определенный контингент войск. Этническая среда в этих уделах-областях состояла в основном из представителей одного и того же племени.
Владельцы уделов-областей являлись вассалами кимакского кагана. Естественно, управители-вожди, стоявшие во главе крупных племенных объединений, стремились упрочить индивидуальные кочевые хозяйства. Некоторые из них превращались в полузависимых "государей", стремившихся при благоприятных условиях к захвату верховной власти в государстве. Всего каган имел одиннадцать управителей, и их уделы передавались по наследству.
Хозяйство кимаков носило полуоседлый характер. Те, кто занимался скотоводством, передвигались со своими стадами по зимним и летним пастбищам. Пути кочевок, вырабатывавшиеся многолетним опытом, пролегали по известным бродам рек, удобным перевалам гор, пастбищам с изобильным кормом, хорошими водопоями. Кимаки разводили лошадей, овец, коз, коров, быков, верблюдов. В составе стада у кимаков преобладали лошади и овцы, более приспособленные к зимнему выпасу. В условиях кочевого быта лошадь считалась ценнейшим животным, благодаря исключительной подвижности и выносливости.
У кимакской племенной федерации были в основном две татарской породы лошадей – невысокие, с массивной головой, толстой и короткой шеей, и рослые верховые кони с небольшой головой и тонкими ногами.
Татарские лошади были хорошо приспособлены к местным природным условиям и круглогодичному содержанию. Степная татарская лошадь отличалась обильной молочностью и хорошими мясосальными качествами. Кимаки-кыпчаки из молока кобылиц изготовляли напиток – кумыс.
Наряду со степными кочевниками-скотоводами, жили и лесные племена, которые в таежной зоне занимались промыслом пушных зверей: соболей, горностаев, лисиц, куниц. Пушнина была для кимаков одним из важнейших товаров, который они поставляли иноземным купцам в обмен на соль. Среди кимаков были и купцы, вывозившие пушнину в другие страны.
Так как рек на территории кимакского государства было много, то кимаки-кыпчаки занимались рыболовством. Осталась кимако-кыпчакская терминология рыболовных орудий труда: аргак – крючок, аг – сеть, улук – маленькая лодка, караб – большая лодка и т. д.
Кимаки выращивали зерновые и бобовые культуры. Одной из первых земледельческих культур было просо. Кимако-кыпчакские племена называли просо своим специальным термином – тару. В отдельных районах они возделывали земли под пшеницу и ячмень.
О традиционности этих культур в кимако-кыпчакском хозяйстве свидетельствуют термины, сохранившиеся в средневековых толковых кимако-кыпчакских словарях. Эти термины в своей первооснове тюркские: ашлык – продукция, экин – посев, бугдай – пшеница, арпа – ячмень, тару – просо, тутарган – рис и т. д.
Согласно Махмуду Кашгари, кыпчаки готовят напиток, смешав повилику с медом.
"В кимакском федеративном государстве было 16 городов, такие как Гаган, Дамурия, Сараус, Банджар, Дахлан, Хануш и т. д. Города располагались по берегам озер, рек, в неприступных горных районах, в пограничных областях, в местах разработок полезных ископаемых. Значительная часть их находилась на торговых трассах. Характерной чертой кимакских городов было то, что все они были хорошо укреплены, в каждом из них располагалось войско с князем-наместником. Естественно, самым крупным городом, военно-административным, важным торговым центром была столица кагана кимаков – Имакия. Имакия хорошо охранялась, была окружена укрепленной стеной с железными воротами. Здесь жила аристократия. В городе имелись базары и храмы. Торговля и ремесло. Большинство городов лежало на торговых путях, что способствовало развитию в них торговли и ремесла. Торговля в значительной степени носила меновой характер. Но в стране были в ходу и медные монеты.
Немаловажную роль в хозяйстве играли различные ремесла. Наиболее развитой формой ремесла у кимаков была обработка и переработка животноводческой продукции и сырья. Из войлока изготовляли одежду, жилище, утварь и различные бытовые предметы. Из кожи – обувь, колчаны, налучники, конскую сбрую, мешки. Ал-Йакуби отмечает, что: "тюрки – самый искусный народ в изготовлении войлока, потому что из него их одежда". Для шитья одежды использовали также шкуры диких животных и пушнину. Кимаки одевались в меха и халаты.
Кимаки писали тростниковыми перьями и пользовались тюркской письменностью; последняя существовала с VI в. до самого начала XIII в.
В IX–XI вв. у кимаков и кыпчаков бытовало древнее тюркское религиозное верование, культ Тэнгри (Неба) и культ предков. Они говорили: "бир Тэнгри", подразумевая под этим "един Господь.
Длительный мирный период, обеспеченный сильной центральной властью Кимакского каганата, кончался. Для этого были реальные причины. Прежде всего, увеличилось число людей, а для выпаса растущих с каждым годом стад необходимы были новые пастбища. Бурное развитие экономики в государстве привело к центробежным стремлениям отдельных владетелей, каждый из них владел значительной территорией, имел на своей службе войска или состоял в союзе с воинственными номадами. Внутренние противоречия, возникавшие между верховной властью и полузависимыми государями, приводили к ослаблению устоев кимакского государства. На окраинных землях кимакские и кыпчакские воины включались поодиночке, а иногда и целыми родами в огузское (сельджукское) движение. Богатая аристократия захватывала кочевые маршруты и пастбища. Рядовые кочевники, лишившиеся своих земель, занимались разбоем, грабя кочевья более слабых соседей. Центральная власть уже не справлялась с одной из основных задач – наведением порядка внутри страны.
В конце X в. в современном Северном Китае жили тюркские племена куны. На их земли вторглись тюркские кочевые племена кидани, которые образовали в Северном Китае в 916 г. государство Ляо. После этого куны были вытеснены оттуда киданями. Куны двинулись на запад. По пути движения кунов на них напали каи. Каи и куны, потеснив группу кимакских племен, нанесли удар кимакской державе, разъедаемой изнутри удельно-племенными раздорами и социальными противоречиями. В результате ослабления государства кимаков, племена каи двинулись в западном направлении от Среднего Прииртышья. Тем самым каи привели в движение кыпчаков (и остальные союзные племена, входящие в федерацию). С начала XI в. вся эта масса двинулась на огузов в бассейне Сырдарьи, Западном Приаралье и Северном Прикаспии и вынудила их бежать со своих земель. Основная масса огузов откочевала в глубь Средней Азии и начала активную борьбу против газневидского и караханидского государств за создание своего государства. Их борьбу возглавила династия Сельджукидов.
Другая часть огузов, жившая вблизи Иделя (Волги), бежала в донские и причерноморские степи, потеснив там печенегов.
После захвата огузских земель кыпчакские ханы значительно усилились и сделались первенствующими по силе и мощи на территории расселения кимакской федерации племен. Сами кимаки в ходе этих событий не только потеряли политическую гегемонию, но и оказались в зависимости от кыпчаков. Одна часть кимаков удержалась на своей древней земле – Иртыш, а другая в составе федерации двинулась на запад в донские и причерноморские степи.
Таким образом, ослабленный внутренними противоречиями, Кимакский каганат пал под ударами центральноазиатских племен. Их наследниками на западе стали кыпчаки, находившиеся до того в той или иной степени в политической зависимости от кимаков.
После распада Кимакского каганата федерация, состоящая из семи тюркских племен, сохранилась. Она даже усилилась с вхождением в нее еще пяти племен, таких как каи, куну и т. д. Эти громадные просторы от Алтая до Дуная стали называться историками того времени землей кыпчаков, или Дешт-и-Кыпчак.
Особенностью этого процесса явилось то, что племя кыпчак дало имя новому народу вовсе не потому, что было многочисленным, а просто благодаря удачно сложившейся исторической обстановке, благодаря энергичным кыпчакским военачальникам, выдвинувшимся на ведущее место во время распада каганата.
С этого времени в летописях всю федерацию племен стали называть кыпчаками, и все остальные племена и роды входящий союз назывались кыпчаки. Таким образом, кимаки, татары, байандуру, ланиказы, аджлады, каи, куны и т.д. не куда не исчезли, а просто стали называться кыпчакими. Дальнейшая судьба кыпчакского народа после распада кимакского каганата складывалась по-разному.
В Семиречье кыпчаки помогают Гур-хану разбить Караханидский каганат, а затем при нашествии войск Чингиз-хана в Восточный Тюркестан добровольно вместе со всеми жителями этого региона становятся его вассалами и вступают в ряды его войск.
Кыпчаки, поселившиеся в Западном Приаралье и Северном Прикаспии, сыграли огромную роль в создании империи Хорезмшахов. Кыпчаки были основным ядром в армии хорезмшахов и всю тяжесть борьбы против войск Чингиз-хана приняли на себя. И не их была вина в поражении.
После смерти последнего султана хорезмшаха Джелал ад-дина они остались вдали от родины и без командования. Их приглашали и использовали в междоусобных войнах правители Востока. Эти отчаянные головорезы, называвшиеся "хорезмийцы", громили армии арабов, армян, крестоносцев, сметая на пути города Малой Азии и Палестины.
Много кыпчаков было продано в мамлюки арабским халифам, но особенно много их было куплено египетскими султанами. Там, в Египте, некоторые из них поднялись по службе от рядового мамлюка до султана Египта. Благодаря им, кыпчакам-мамлюкам, окончательно были разгромлены крестоносцы и отброшены с территории Ближнего Востока.
Кыпчаки в степях Восточной Европы. Двинувшись из заволжских степей в начале X в. в степи Восточной Европы, кыпчаки натолкнулись здесь на огузов и подчинили их. Подчиняя себе огузов и печенегов, они достигли Днепра. Основная масса печенегов, не желая подчиниться кыпчакам, отступила на Балканы и напала на Византию. Те кыпчаки которые не ушли на Запад, остались в Сибири и Казахстане, у берегов озер Зайсан и Тенгиз.
К 1055 г. победоносные кыпчаки дошли до границ Руси. Русы назвали кыпчаков половцами, т. е. “жители Поля". Многие исследователи считают, что кыпчаки были белокурыми и голубоглазыми. Конечно, среди кыпчаков были и отдельные белокурые особы, однако основную массу составляли европеоиды с монголоидной примесью, по данным антропологов, кимако-кыпчаки были черноволосые и кареглазые.
В конце XI–XII вв. в кыпчакские земли вошли причерноморские степи между Дунаем и Иделем (Волгой), а также крымские степи и берега Азовского моря. Кыпчаки кочевали также в степях Предкавказья, откуда они проникали в пределы Закавказья, в том числе в Азербайджан. Иногда они появлялись в Закавказье по просьбе тех или иных властителей, а иногда и по собственной инициативе.
В течение 40 лет осевшие на Балканском полуострове печенеги были для Византии кошмаром. Несколько раз судьба империи висела на волоске. Гибель подкрадывалась к Константинополю с обоих берегов Босфора: с юга – сельджуки, с севера – печенеги – и там, и тут были потомки древних туранцев. Алексей Комнин, император Византии, обратился за помощью ко всему христианскому миру, поскольку византийские войска даже под личным его руководством не могли справиться с печенегами. Помогли Алексею не христианские государи, а кыпчаки, пришедшие в Византию под предводительством Боняка и Тугоркана в 1091 г. Император принял кыпчакских (византийцы называли их куманами) военачальников с царской роскошью. Он осыпал их подарками, пытаясь всеми силами уверить их в своей благодарности и закрепить союзнические отношения. Византийцы и кыпчаки не верили друг другу. Алексея при первом взгляде на кыпчакский лагерь охватили отчаяние и страх, поскольку он легко предположил, что если кыпчаки соединятся с печенегами, то легко уничтожат сравнительно небольшое войско императора. Кыпчаки же были хорошо осведомлены о коварстве византийских правителей и поэтому некоторое время боялись вступать с ними в тесные контакты. Хан Боняк сначала вообще отказался от всех приглашений Алексея посетить его в лагере византийского войска, опасаясь предательства и плена. Несмотря на то, что Алексей заключил военный союз и потребовал от кыпчакских вождей клятв, он в течение нескольких дней не решался даже свести на поле боя печенегов и кыпчаков (куманов), боясь, что во время битвы воины обоих народов, одной крови, говорившие на одном языке, договорятся между собой и вместе бросятся на византийцев. Только после ультимативного требования кыпчаков, заявивших, что в случае дальнейших промедлений, они начнут самостоятельные действия, царь назначил день сражения. Оно закончилось полным разгромом печенегов, а в ночь после боя византийцы перебили 30 тысяч пленных, в основном женщин и детей. Устрашенные дикой жестокостью этой ночи кыпчаки, забрав добычу, поспешно отступили к Дунаю. Там, на берегах Дуная, они были разбиты венгерским войском короля Ласло и ушли в приднепровские степи.
Таким образом, кыпчаки, соблазнившись на легкий заработок у Византийского императора, потерпели большую неудачу. Византийский император смог избавиться от давних врагов – печенегов и в то же время избавился от потенциального врага – кыпчаков.
Западное объединение во главе с ханами Боняком и Тугорканом располагалось на западе от Тана (Дона) до Дуная. Южные земли от Иделя до р. Тан, включая и предкавказские степи, входили в состав Восточного объединения, во главе которого были ханы Шоркан и Сугра.
Каждое из этих объединений делилось на несколько орд численностью по 20–40 тысяч человек, преимущественно преобладали 40-тысячные орды.
Объединения западных кыпчакских орд русские называли Буревичи, т. е. от татарского слова буре – волк, а буречевичи – волками. Это объединение и его орды имели личный тотем волка, отчего и получили свое имя. Они считались самыми воинственными ордами. Кыпчаки вступали в бой с боевым кличем "ур!" (по татарский означает "бей, окружай!"). Это напоминало волчий вой, который психологически действовал на противника, наводя на него страх. Русские, ходившие в бой в союзе с кыпчаками, это слово произносили "ур-а!". Во главе объединения стояли ханы, во главе орд – беки, а во главе аула – бей.
Русь была раздроблена на удельные княжества. Эти княжества постоянно вели захватнические войны, приглашая для этого в союзники скандинавских варягов за хорошую оплату. Появление на границах своих княжеств новых грозных соседей вначале обеспокоило их. Но затем русы увидели, что у кыпчаков нет намерения завоевать их земли, они только ограничиваются мелкими набегами для захвата добычи (которые не всегда были удачными).
Печенеги и огузы, вошедшие в кыпчакские союзы, считали, что их сильно ущемляют, так как у них отнимали лучшие кочевья. Все это способствовало тому, что значительное количество огузских и печенежских орд отходило от кыпчаков к границам русских княжеств, нанималось к русам на пограничную военную службу. Процесс этот протекал постепенно, путем заключения частных договоров княжеств с отдельными аулами или ордами. За военную службу им выделяли земли под кочевья. Так они расселялись широко по всему южному русскому пограничью, а некоторые поселились даже в городах.
Кроме огузов (тюрков) и печенегов, которые шли на службу к русским князьям по договору, были и обиженные конкуренцией в Поле. Они шли к русским в подданство. Этих предавшихся кочевников печенеги и кыпчаки прозвали берилди-беренди (отдавшие себя). Беренди отличались от обычных наемников жестокостью по отношению к своим степным соплеменникам.
Еще одним очень распространенным именем среди русов были "черные клобуки" (ученые считают их частью каракалпаков). Если ковуй – гвардия черниговских князей, то черные клобуки – киевских. Черные клобуки были очень влиятельны в Киеве. Участвовали в Киевском вече наравне с русами в избрании князя.
Кроме вышеперечисленных, у русских князей служили тюркские союзы: турпеи, каепичи, бастиевы и т. д. Тюрки нанимались не только к русам, но и к грузинам, византийцам и тюркам Кавказа и т. д.
После того как сельджукские войска разгромили Грузию, грузинский царь Давид Строитель в 1118 г. предложил одной из орд Восточного объединения, кочевавшей в предкавказских степях во главе с Атраком, переселиться к нему. Согласно грузинской летописи, с ханом Атраком пришли 40 тысяч кыпчаков, в том числе 5 тысяч отборных воинов. Давид сам во главе грузинского войска отправился в Дарьяльское ущелье, чтобы лично организовать переселение кыпчаков. Переселенцам выделили земельные участки, закрепили за ними летние и зимние пастбища и каждую семью обязали выставлять одного воина при коне и оружии. Обязанность кыпчакского войска – охрана государственной границы и служба в личной гвардии царя Давида. Атрак стал родственником Давида, выдав за него свою дочь Гурандхт. Но грузины и кыпчаки встречались на полях сражения не только как союзники, но и как враги. Много кыпчаков, например, служило в войсках, воевавших с Грузией. Это были атабеки из Южного Азербайджана. Ильдегиз – основатель государства атабеков Азербайджана, был кыпчак.
Прошло много лет, Атрак не собирался возвращаться на родину. Тогда Сырджан, брат его, отправил к нему своего любимого певца Орева и просил брата вернуться в родные степи. Предполагая, что Атрак может и не захотеть вернуться, он приказал Ореву петь