Статьи

Караханидский каганат

Наиболее значительным тюркским племенем Семиречья в IX в. были карлуки, кочевья которых тянулись на огромном расстоянии – от долины Таласа до р. Тарим в Восточном Туркестане. Кочевья эти во многих местах шли вдоль караванного пути и с юга обходили Иссык-Куль. Карлуки обосновались в Семиречье еще в 766 г., когда после разгрома тюргешей захватили власть в стране.

Вторым крупным тюркским племенем были чигили. Они жили главным образом на северо-востоке от озера Иссык-Куль, хотя селились и в районе Тараза. Согласно "Худуд-ал-алему", чигили жили в шатрах, носили войлочные шапки, владели большими стадами коров, быков, баранов, лошадей. Так же, как и укарлуков, у них были города и селения; это был богатый народ, хотя и менее культурный.

Третьим большим тюркским племенем, частично захватившим Семиречье, были ягма. Жили они на юге от озера Иссык-Куль, по направлению к городуКашгару, причем большая часть их кочевий находилась в Восточном Туркестане. Среди ягма слабо было развито земледелие, но зато среди них было много звероловов, которые охотились за дичью и добывали пушнину. Главное их богатство заключалось в стадах лошадей и баранов. Ягма были известны как наиболее воинственные среди других тюркских племен.

В юго-западной части Семиречья в X в. еще проживали остатки тюргешей, известные как племена тухси и аргу. Многие из них уже перешли к оседлому образу жизни и жили в городах

Карлуки в Йеди-Су создали свое государство со столицей Кара-Орду. После падения Уйгурского каганата руководитель (ябгу) карлуков стал считать себя последователем уйгуров. Его звали Билге Кюл Кадыр-хан (что значит Всезнающий Великий каган). Билге Кюл Кадыр-хан начал объединять карлуков,чигилей, ягма и тюргешей в единое государство, которое в дальнейшем было названо Караханидским каганатом. Карлуки и чигили занимали в государственном аппарате и войске важные места, их племена сыграли огромную роль в образовании караханидского государства. Наивысшие посты военачальников занимали выходцы из ягма, наиболее воинственной татаро-тюркской народности.

После смерти Билге Кюл Кадыр-хана на престол сел его сын Базир (с титулом "Арслан-хан", т. е. Великий каган). Он управлял в Баласагуне. Его братОгулчак Кадыр-хан в качестве соправителя находился в г. Таразе. Его племянник Сатук Бугра жил и воспитывался рядом с ним. В Кашгаре Сатук дружил ссаманидским принцем, бежавшим в Кашгар к Огулчаку, под его влиянием он принял ислам.

В 910 г., заняв престол, Сатук Бугра сделал ислам официальной государственной религией, а сам принял имя Абдулкарим Сатук. Караханиды направили свои военные силы на север. К 90-му году X в. они заняли весь Центральный Тянь-Шань и Семиречье.

После смерти Богра-хана в 992 г. на престол сел Ахмед Кара-хан, или Ахмед Туган-хан, но настоящим руководителем был илек Наср ибн Али. Правитель стал называться "Улу-каган".

Караханиды начали мощный завоевательный поход на саманидскую державу в города Шаш, Фергану Бухару, Самарканд. О падении Бухары и въезде в нее Насра в октябре 999 г. имеется весьма интересный рассказ одного купца – очевидца, записанный Хилалем ас-Саби, историком первой половины XI в. Согласно этому рассказу, когда Наср подступал к Бухаре, оставшиеся члены саманидской династии поручили своим проповедникам обратиться к народу за поддержкой. Проповедники обратились с кафедр соборных мечетей к населению столицы с призывом выступить в защиту саманидской власти. Представители народа запросили по этому поводу своих факихов, и те будто бы ответили: "Если бы ханиды (тюрки) препирались с Саманидами из-за религии, то сражение с ними было бы обязательным. Но когда борьба идет из-за благ сего мира, то не позволено мусульманам губить себя и предоставлять себя для убиения". Исламская религия не ставила вопроса о нации. Национальные чувства, патриотизм, дух предков отодвигались в сторону. Определяющим было лишь одно – вера. И если завоеватель был мусульманином, то даже в этом случае верующие были согласны отдать свои земли, души и слепо служить ему.

После нескольких лет войны саманидское династие было ликвидировано. На месте саманидского государства образовалось два новых тюркских государства: караханидское, протянувшееся от Кашгара до Амударьи и включавшее в себя часть Восточного Туркестана, Семиречье, Шаш, Фергану и территорию древнего города Согда, и газневидское, простиравшееся от границ Северной Индии, почти до южных берегов Каспийского моря, включавшее области нынешнего Афганистана и Северо-Восточный Иран.

В 1042 г. после дворцовых интриг Караханидский каганат разделился на два самостоятельных каганата со своими отдельными столицами и с параллельной титулатурой. Земли, входящие в государство восточных караханидов: Йеди-Су, Чу, Талас, Сейхун, Фергана и Чингарская степь до реки Иртыш, на востоке до озера Теклемекан. Восточной частью управлял с титулом Арслан-хан старший сын Кадыр-хана Сулейман ибн Юсуф. Его столицей былБаласагун. Управлять западной частью стал Мухаммед ибн Юсуф с титулом Богра-хан. Его столицей сначала был г. Талас, а затем г. Кашгар.

После смерти Мухаммед ибн Юсуфа на престол западной части караханидского каганата сел Тамгач-хан Ибрагим, по рассказу Ибн ал-Асира, он отличался редким благочестием. Тамгач-хан Ибрагим прежде всего заботился об установлении в своих владениях полного порядка и безопасности; каждое нарушение прав собственности каралось немилосердно. Однажды разбойники написали на воротах самаркандской цитадели: "Мы подобно луку, чем больше нас срезают, тем больше мы вырастаем." Хан велел написать под этими словами: "Я стою здесь подобно садовнику, сколько бы ни вырастало вас, я вас вырываю". Разбойники и воры боялись Тамгач-хана.

Хан защищал интересы трудящегося населения, выступал не только против открытых нарушений прав собственности, но и против жадных торговцев и ростовщиков. «Однажды мясники подали ему прошение, в котором жаловались на чрезмерно низкую таксу на мясо, доставлявшую им мало доходов, и просили повысить ее, предлагая за это внести в казну тысячу динаров. Хан согласился, мясники внесли деньги и повысили таксу; тогда хан велел объявить, что под страхом смертной казни запрещает жителям покупать мясо в лавках. Мясники стали терпеть огромный убыток; в каждом квартале пять или шесть человек вместе покупали у кочевников одного барана и делили мясо между собой. Кончилось тем, что мясники должны были еще раз уплатить сумму денег, на этот раз для восстановления прежней таксы. По этому поводу хан сказал: "Нехорошо было бы, если бы я продал всех своих подданных за тысячу динаров.

В 1125 г. с востока с территории современного Северного Китая пришли татаро-тюркские племена кара-хитаи. Сначала они поселились в районеЧугучака, а потом перешли дальше на юго-запад и заняли караханидскую столицу Баласагун, на территории Семиречья. Они сделали Баласагун главным городом кара-хитайского государства, во главе которого стоял правитель, носивший титул Гур-хана. В 1137 г. Гурхан кара-хитаев Елей Та-ши захватилКашгар и Хотан и выступил в поход на Мавераннахр. Завоевав Кашгар, кара-хитаи не сместили там караханидских правителей, а оставили их в качестве своих вассалов. Отсюда кара-хитаи и совершали свои набеги на запад – в Шаш, Фергану, долины Зарафшана и Кашкадарьи.

Постепенно караханидское государство в Мавераннахре стало мифом, и вместо него возникли мелкие феодальные владения, причем караханидский хан фактически не мог даже претендовать на первое место среди них. Султан хорезмшахов Мухаммед в 1210 г. победил кара-хитаев.

Караханидский хан Осман, владетель Самарканда, после одержанной Мухаммедом победы над кара-хитаями прибыл ко двору Мухаммеда-хорезмшаха в качестве благородного вассала. Мухаммед-хорезмшах оказал ему очень хороший прием и выдал за него замуж свою дочь. Все караханидские земли вошли в состав империи Хорезмшахов. Так в 1212 г. закончил свое существование Караханидский каганат.


Журнал «Идель» №7-8, Казань, 1992 г.

Рафаэль Безертинов. Казань.