С середины XIX века официальными историками России была утверждена концепция, что средневековые татары Чингиз-хана были “полудикими кочевниками, предками современных халка-монголов”. Советская историческая наука держалась такого же мнения. Такое утверждение не изменилось в официальной науке по сегодняшний день, как в России, так во вновь образовавшихся тюркских государствах.
Многие современные историки, такие как, например, В. Ян со своим известным тенденциозным романом "Чингис хан", описывают героя как кровожадного, жестокого, страшного человека, у которого нет ни одной положительной черты характера. И, несмотря на то, что такие книги издавались и переиздавались миллионными тиражами в бывшем СССР и других странах, тюркские народы: киргизы, узбеки, казахи, туркмены, азербайджанцы, татары, по чьим землям прошлись огнем и мечом непобедимые воины Чингиз-хана, дают своим детям имя Чингиз.
В 2006 году монголы, считающие, что Чингиз-хан принадлежит им, в торжественной обстановке отпраздновали 800-летие своей государственности и юбилейную дату со дня рождения Чингиз-хана. В Улан-Баторе был воздвигнут величайший памятник Чингиз-хану.
События, связанные с Чингиз-ханом и его преемниками, уже давно привлекают к себе внимания историков Китая. Они утверждают, будто халка-монголы состоят в родстве с китайцами и называют их веточкой великого китайского (ханьцами) народа. Они утверждают, что такая одна-единственная нация, ядром и собирателем которой были ханьцы, существует в Китае уже несколько тысячелетий, а все другие народности страны являются лишь ее ветвями. Имея такую концепцию на вооружении, китайские историки и идеологи сразу после смерти Чингиз-хана начали искать “родство” с Чингиз-ханом и его приемниками. Поэтому китайские современники пишут, что наш Чингиз-хан покорил Европу, то был наш золотой век. Они заявляют, что Чингиз-хан является выдающимся политическим и военным деятелем Китая, так как он и его приемники завершили объединение Китая, заложили баланс стабильности китайских границ на 600 с лишним лет для последующих династий – Юань, Мин и Цин. Некоторые китайские историки рассматривают историю Монголии, Тувы, Алтая, Казахстана, Киргизии и т.д., как одну из составных частей истории Китая наряду с другими землями, присоединенными в свое время Чингиз-ханом и его приемниками к своей державе. В городе Хоххот, столице Внутренней Монголии, есть площадь Чингисхана, в центре которой возвышается огромная конная статуя Потрясателя Вселенной, а рядом протянулся бульвар его имени. Идейное обоснование борьбы за жизненное пространство всегда готовится заранее. Этой планомерной подготовке помогают недальновидные тюркские и монгольские политики и историки.
После распада Советского Союза во вновь образовавшихся тюркских государствах, появились исследователи, которые не верили утверждениям официальных историков, так например, что неграмотные пастухи-кочевники, жившие полунатуральным кочевым скотоводческим хозяйством, вдруг под руководством таких же неграмотных феодалов-предводителей как бы случайно создали, целую Евразийскую Державу. Так якут Андрей Кривошапкин из Якутии, хакас Геннадий Тюньдешев из Хакасии, профессор Николай Абаев из Тувы, татар Гали Еникеев из Башкирии в своих книгах доказывают, что Чингиз-хан был татаром. Хакасы, тувинцы (урянхайцы-тюрки), часть якутов до революции назывались татарами и они считают, что их предки имеют непосредственное отношение к Чингиз-хану и его походам. Казахские исследователи Калибек Данияров, Кайрат Закирьянов, Мирзабек Каргабаев и другие в своих книгах так же доказывают, что Чингиз-хан был казахом или, в крайнем случае, тюрком, так как род Чингиз-хана кияты - большая часть живет в Казахстане и называются сегодня казахами. Кияты, многие столетия проживали на берегах Волги в теперешней Астраханской и Волгоградской областях. Род Кият, проживая в столичном аймаке бывшей Золотой Орде в течение нескольких столетий, играл большую роль в его истории. Казахские исследователи утверждают, что после распада Золотой Орды кияты вошли в состав Казахского, Крымского, Астраханского ханств и Ногайской орды. При этом представителей рода кият можно найти и среди таких малых тюркских народностях, как карачаевцы, балкарцы, кумыки. Однако нигде и ничего не говорится о киятах, которые входили бы в состав народов халха и ойрат, (современные монголы). Еще более веское доказательство говорят они, что пусть Монголия докажет, что род Кият, племена Найман, Керейт, Мёркит образовавшие государство Чингисхана в 1206 г. и вошедшие в него позже роды Аргын, Кыпчак, Дулат, Жалаир, Конырат, Мангыт и другие, которые в настоящее время составляют большинство казахского народа не казахи, а монголы, это недоказуемо. Но если добавить несколько слов к рассуждениям казахских исследователей, то найманы живут не только в Казахстане, но и в Киргизии, в Узбекистане, на Алтае и т.д. и соответственно они называются киргизами, узбеками, алтайцами и т.д. То же самое можно сказать и племенах коныраты, кыпчаки, мангыты и т.д. Видимо, под давлением неопровержимых фактов, ведущий монгольский ученый, археолог, академик, профессор, доктор исторических наук Долдой Баяр, с которым, встречался Кайрат Закирьянов летом 2006 года в Улан-Баторе, вынужден был в интервью газете “Алматы акшамы” 24 мая 2005 года сказать: “С какой стороны не возьми, Чингисхан является общим для казахов и монголов”.
45 км от г. Казани есть с. Камаево ( в народе его называют Иске Казан ). Рядом с Камаевом есть священная гора. С 2006 года на этой горе стоит 5 метровая стела, высеченная из желтого камня на которой надпись сверху на татарском (руни) алфавите, и еще ниже высечен перевод на русском языке. Он гласит: “В память Великим предкам, в честь 800-летия провозглашения Чингиза ханом, начала строительства Великой империи Татарии посвящен вечный памятник. 2006 г.”.
Так кем же был потрясатель вселенной Чингиз-хан? Что за наследство оставлено им своим потомкам, и как это использовать в современном мире? Эти вопросы продолжают волновать умы людей, потому что события изменившие мир в это время стали основой для возникновения современной цивилизации человечества. Не зря западное общество признало Чингиз-хана человеком тысячелетия.
В середине 19 века главой православной миссии Российской империи в Пекине (Внутренней Монголии КНР) Кафаровым (в монашестве Полладий) был найден текст, написанный китайскими иероглифами. Кафаров перевел текст с китайского языка и в 1866 году издал книгу под названием “Тайная история монголов”. Письменный текст “Тайной истории монголов”, был составлен в 1240 году, и был написан на языке, на котором разговаривал Чингиз-хан. В этой книге подробно изложена родословная Чингиз-хана до 22 колена, тем не менее, она обходит молчанием вопрос - а кто же был отцом Бодончара – в 9 колене прямого предка Чингиз-хана. В этой книге написана также история формирования его окружения, и написана она в стихотворной форме. Хотя эта книга является главным историческим памятником, на который опираются все ученые мира, исследующие историю Чингиз-хана, но она не может рассматриваться в качестве истины в последней инстанции, так как у нее много вопросов, на которые не могут ответить ученые. Ведь оригинал источника не найден. Сегодня у ученых нет единого мнения. Каким был язык автора? Тюркским или монгольским? Одни считают, он был древнемонгольским, другие древнетюркским. Не известна и судьба оригинала рукописи, кем она написана, как и когда попала в Китай, и кто и когда его перевел на китайский язык. Сегодняшнее его название “Сокровенное сказание монголов” - это название он получил в 1940 году, после перевода на русский язык, советским историком Козином, хотя во всем мире он известен как “Тайная история монголов”. Естественно, текст “Сокровенное сказание монголов” в результате нескольких трансформаций с оригинала на китайский, а затем на русский, соответственно перетерпел существенные искажения и изменения, такие как имена собственные, названия родов и племен, топонимы и т.д. После китайского и русского перевода в именах появилась китайская приставка “учжин”, которая не существует ни у татар (тюрков), ни у монгол. Так Тимер (железо), стал Темучжином, Олен (песня), Оэлун учжин и т.д.
Другой исторический памятник был найден в 1926 году в Восточной области современной Монголии у тайши племени Хошуин по имени Дарь. Эта хроника Чингиз-хана, называется “Лу Алтан Товч”. “Алтан Товч” – это степной вариант хроники Чингиз-хана и его потомков. “Алтан Товч” с монгольского языка переводится как “Золотая основа” или “Золотой корень”. Впервые “Алтын товч” был опубликован в печати в 1937 году отдельной книгой в Улан-Баторе. В 1952 году она была переведена и выпущена в США на английском языке. В 1973 году “Алтын товч” была переведена московской исследовательницей А. Шастиной и издана в Советском Союзе. Из 282 разделов “Тайной истории” 233 повторяются в “Алтан товч”. В то же время сведения, заложенные в первоисточниках, прекрасно дополняют друг друга. Монгольский академик Ц. Даминсурен нашел автора “Лу Алтан товч”, им оказался монах Лувсанданзан. Немецкий монголовед Хейсен определил время написания первоисточника – 1651 – 1675 годы. Язык “Лу Алтан товч”оказался непонятным современным монголам. Возможно, монах писал на татаро-китайском языке, на котором разговаривали в 16 веке в Северном Китае.
Еще одним источником, которым можно пользоваться для изучения жизни Чингиз-хана, это «Книга Золотой династии». В ней, в основном, говорится о потомках Чингиз-хана. Оригинал также утерян, однако существует два документа – китайский текст, датированный 1263 – годом под названием Отчет о военных походах “Святого Императора-воина”, и второй – персидский, написанный в 1305-ом году “Сборник летописей”, первым визиром государства Ильханов в Персии Рашид-ал-дином. С помощью своих единомышленников Рашид-ад-Дин сумел собрать множество материалов о родословной Чингиз-хана и составить «Сборник летописей» для истории. В работе показаны древние корни тюрко-монгольских народов, их исторические связи.
Далее есть арабские, персидские, армянские, европейские и т.д. летописи, написанные о событиях 13-14 веков, но там нет родословности Чингиз-хана. Вот краткое описание важных источников о Чингиз-хане и его последователей. Исходя из этих материалов, я постараюсь кратко в статье написать о Чингиз-хане. К сожалению ни татары (тюрки), ни монголы не оставили записей об этих бурных исторических временах.
Татары пять–шесть тысяч лет до н. э. жили в лесостепной части современной Маньчжурии и Внутренней Монголии современного Китая, обычно применяемого в ученом мире как территория Северного Китая. Осваивая северные земли, они сталкивались с северными лесными племенами. Есть такое предположение у части ученых, что при покорении северных народов, по обычаю Великой степи, в плен попавшие молодые женщины становились женами татар. Некоторые дети, рожденные в смешанной семье, от северных народов смогли образовать свои рода, которые впоследствии стали могущественные, так образовались предки современных монголов. В связи с этим в конструкции монгольской юрты сохранились элементы от юрт северных лесных народов.Монголы считаются молодым этносом.
Монгольские племена и улусы жили на границе Великой Степи и горной тайги и входили в состав тюркских империй: сначала в империю Великих хуннов, затем — Северных хуннов. В VI-VII веках входили в состав империи кюктюрков, в VIII-IX веках — империи уйгуров и в X-XI веках — государства киданей.
Тысячелетиями монгольские воины вместе с татарами (тюрками) ходили в поход против общего врага — Китайской империи. Будучи вассалами тюрков, монгольские воины участвовали совместно почти во всех военных походах тюрков. Походы эти отразились на обычаях и традициях двух народов. Оба народа исповедовали тэнгрианство, пользовались (татарским) тюркским алфавитом, имели один и тот же тотем — волка. Легенды и исторические факты происхождении тюрков и монголов очень схожи, если не сказать, идентичны. Небольшие монгольские племена проживали среди моря-океана татар (тюрков). Несмотря на это монголы не чувствовали себя чужими среди татар (тюрков). Наоборот, они строили с татарами родственные отношения. Согласно сюжету “Тайной истории монголов”, монголы и тюрки представляют единую кочевую культуру, в среде которой охотно сватаются и празднуют свадьбы, при случае совершают обряд побратимства. Итак, монголы — двоюродные братья татар (тюрков), оба — дети Серого волка.
Как показывают источники XI-XII вв., племена, говорившие на тюркских и монгольских языках, занимали обширные территории от верховьев реки Иртыш на западе, до верховьев реки Амур и хребта Большой Хинган. Крупнейшим монгольским улусом (племенем) был два рода: кият и тайчжиут, который обитал между бассейнами рек Орхон и Керулен. Во главе объединения стояли вожди из рода Кият. Тайчжиуты были подчиненным (покоренным) родом и после смерти Есугэй-багадура откочевали и враждовали с киятами. В районе озер Буир-Нур и Кулун-Нур жили татары — большой племенной союз. В бассейне Селенги по рекам Орхон и Тола и бассейне реки Онгин жили племена кераиты — народ очень древний и многочисленный. Около нынешней Тувы и в Минусинской котловине жили лесные монгольские племена - ойраты. Возле озера Байкал в низовьях реки Селенги в лесных районах располагались кочевья трех союзов меркитских племен — очень храбрый народ. Татарские племена - онгуты жили вдоль Великой Китайской стены (современная Внутренняя Монголия в КНР). А на склонах Алтая, полукружьем от восточных до западных предгорий, жило тюркское племя — найманы.
Между племенами происходили стычки за пастбища, водопои, удобные стоянки и т.д. Тогда отдельные группы меняли свои кочевья. Но все же все районы оставались исконными кочевьями союзов племен.
Современная территория Внутренней Монголии (КНР), называемая сегодня Северный Китай, была территорией северных кочевников (татар). В I веке эта территория впервые была завоевана китайской империей Хань у Хуннской (татарской) империи. В Хуннскую империю входили такие народы как хунны (татары), чжурчжени (маньчжуры), монголы, фино-угорские народы. Хунны (татары), чжурчжени (маньчжуры), монголы принадлежат к одной татарской расе. Хотя во главе Хуннской империи стояли татары (тюрки), но чжурчжени (маньчжуры), и монголы также считали, что они законные наследники Хуннской имперской земель. Китайцы всех кочевников Севера называли татарами. Территория Внутренней Монголии КНР по площади больше, чем современная Монголия и климат там мягче. Соответственно после завоевания Китая - Северного Китая все последующие века были войны с Китаем за возвращение и владение этих земель. Эта территория попеременно переходила из рук в руки во владения то татарам (тюркам), то чжурчженям (маньчжуры), то монголам, то китайцам. Только в 15 веке китайцы сумели закрепиться там и то благодаря маньчжурам. Сегодня во Внутренней Монголии КНР живут 5 миллионов монголов. Они борятся за свою независимость. Китайцы стараются вытеснить монголов из Внутренней Монголии на территорию современной Монголии.
В начале XI века на восточной территории нынешнего Китая образовалась огромная империя киданей (родственные племена найманов), от названия которой и произошло современное название Китая. В 1115-1125 годы чжурчжени (маньчжуры), обитавшие в долине Уссури и Сунгари, сумели организоваться и с помощью татар разгромить империю киданей Ляо, которая находилась на территории Внутренней Монголии КНР современного Северного Китая. В 1120 году они захватили Пекин. Часть киданей подчинилась победителям, а другая часть, не утратившая степной доблести, отступила с боями в Семиречье в Среднюю Азию. После захвата чжурчженями южной части Северного Китая, которая и сейчас носит их название — Маньчжурия, они начали войну против Южного Китая. Война продолжалась 20 лет. Китай потерял лучшую часть территории, всю северную половину, которая тянется от границы со Степью до реки Хуанхэ. Утвердив свою власть и став владыками Северного Китая,. чжурчжени (маньчжуры) назвали свою державу Кинь в китайском произношение Цзинь. Они называли свою империю еще ее Айсин-гурун - "Золотая ограда".
В это время господство в восточной части Великой Степи делили монголы и татары, а победоносные на других фронтах чжурчжени заняли наблюдательную позицию. В 1129 году чжурчженский корпус, преследовавший отступающих на запад киданей, выдвинулся в степь. Монгольский Хабул-хан объявил чжурчженям войну, чем остановил их войска и принудил их вернуться в Китай.
Монголы одновременно воевали на западе и с меркитами. Не в лучшем положении оказались на юго-востоке татары. Случилось, что к тяжело заболевшему Хабул-хану вызвали кама (шамана) от татар. Кам не смог вылечить больного и был отправлен обратно. Но родичи покойного решили, что кам лечил больного недобросовестно, поехали за ним и избили его до смерти. Так началась вражда между монголами и татарами.
После смерти Хабул-хана по его завещанию племенем стал руководить Амгабай-хан. Однажды он провожал свою дочь, которую выдал замуж татарам племени айриуд, в районе озера Буир-нур и там был схвачен другим враждебным татарским племенем и доставлен к чжурчженскому императору. Последний подверг его мучительной казни, "пригвоздив к деревянному ослу". В ответ в 1147 году монголы напали на чжурчженей, которые вынуждены были отступить и даже уступили часть свой территории. Ожесточенная война закончилась только в 1235 году, причем северные чжурчжени (маньчжуры), сдавшиеся монголам еще до падения Пекина в 1215 году, сохранили не только жизнь, свободу и имущество, но даже получили право служить в монгольской армии и составляли в ней отдельный корпус — тумэн. Именно чжурчжены составили осадный корпус в войсках Батыя во время западного похода.
Рассмотрев общие обычаи и традиции татаро-монгольских и маньчжурских племен, характеристику места и ареала их проживания, перейдем к истории Чингиз-хана.
О родословной Темучжина. Если после курултая 1206 года вехи его жизненного пути отражены во многих письменных источниках и поддаются перекрестной проверке, то ранний период жизни отражен только в двух сочинениях XIII века: «Юань-чао би-ши» («Тайная история монголов» - другое название, данное русскими переводчиками, «Сокровенное сказание».), «Ал-тан дебтер» («Золотая книга», монгольский текст не сохранился) на которую опирается официальная летопись китайской империи Юань ши и исторический труд Рашид-ад-дина.
Некоторых детей (Кабул-хана) и его род называли кият, в частности, называли кият детей одного из его сыновей - Бартан-Бахадура, бывшего дедом Чингиз-хана. В то время у Бартан-Бахадура был старший сын, имя его - Мунгэду-Киян: Мунгэду что значит - «человек, у которого много родимых пятен». Действительно: у него на шее было большое родимое пятно. Несмотря на то, что Чингиз-хан, его предки и братья принадлежат к племени кият, однако прозванием детей Есугей-Бахадура, который был отцом Чингиз-хана, стало Кият-Бурджигин, то есть они и кияты, и бурджигины. Бурджигин же по-тюркски означает - человек, глаза которого синие. Термин Бурджигин по-тюркски означает бур (бөрү, волк), джигин (шаңгыр), человек, глаза которого, как у волка, синие ).
В «Сокровенном сказании монголов» в первой главе «Родословная и детство Темучжина (Чингиза)», показано происхождение предков Чингиз-хана. Баргучжин-гоа, дочь Бархудай-Мергана, владетеля Кол-баргучжин-догумского, была выдана замуж за Хорилартай-Мергана, нойона Хори-Туматского. Названная же Алан-гоа и была дочерью, которая родилась у Хорилартай-Мергана от Баргучжин-гоа в Хори-Туматской земле в местности Арих-усуне. На родине, в Хори-Туматской земле, шли взаимные пререкания и ссоры из-за пользования звероловными угодьями. Хорилартай-Мерган решил выделиться в отдельный род – обок - под названием Хорилар. Прослышав о знаменитых Бурхан-Халдунских звероловлях и прекрасных землях, он теперь и пододвигался кочевьями своими к Шинчибаян-урянхаю, где были поставлены божества, владетели Бурхан-Халдуна. Здесь-то Добун-Мерган и просил руки Алан-гоа, дочери Хори-Туматского Хорилартай-Мергана, родившейся в Арих-Усуне, и таким-то образом Добун-Мерган женился.
Местность Арыг-Узю расположена в Улуг-Хемском кожууне Республики Тува у подножья Тандинского хребта. Тумат – один из родов современных тувинцев. В настоящее время они проживают в Улуг-Хемском кожууне, в частности, в местности Арыг-Узуу, Овюрском (Торгалыг, Ак-Чыраа) кожуунах. В Тоджинском кожууне есть Тумат-Тайга, в Хакасии род Тумат обитал вблизи озера Айран-Холь, эта местность до сих пор носит название Туматская степь, их охотничьи угодья располагались в верховьях реки Белого Июся в местности Туматское болото.
Выйдя замуж за Добун-Мергана, Алан-гоа родила двух сыновей. Однажды во время охоты Добун-Мергану в лесу повстречался какой-то урянхаец, который, зарезав оленя, готовил жаркое из оленьих ребер. Он угостил Добун-Мергана олениной и еще отдал ему мясо. Завьючив оленину, Добун-Мерган уехал. По дороге встречается ему какой-то бедняк, который ведет за собой своего сынишку. На вопрос Добун-Мергана, кто он такой, тот отвечал: «Я – Маалих Баяудаец («богатей»), а живу, как нищий. Удели мне из этой дичины, а я отдам тебе вот этого своего паренька». Тогда Добун-Мерган поделился, отдав ему половину оленьего стегна, а того мальчишку увел к себе домой, мальчик стал у Добун-Мергена домашним работником.
После смерти Добун-Мергана Алан-гоа, будучи безмужней, родила трех сыновей. То были Бугу-Хадаги, Бухату-Салчжи и Бодончар-простак. Старшие сыновья стали роптать: мать должна была по обычаю предков стать женой одного из братьев или родственников мужа, но этого не произошло. Видя недоумение старших детей, так как в доме не было не одного мужчины, кроме батрака, Малиха из рода Баяуд, а дети появляются, она объясняла пополнение в семье так, что родила трех последних от светлорусого юноши, приходившего к ней в полночь через дымовое отверстие юрты и уходившего с рассветом. Зачатие происходило якобы от света, исходившего от юноши и проникавшего во чрево вдовы. Что же вы болтаете всякий вздор? Ведь если уразуметь все это, то и выйдет, что эти сыновья отмечены печатью небесного происхождения. Как же вы могли болтать о них, как о таких, под пару простым смертным? Когда станут они царями, ханами над всеми, вот тогда только и уразумеют все это простые люди?
Потомство этих братьев было прозвано "нирунь" — "безгрешнозачатые". От третьего из сыновей и пошел род Борджигены. Выдумать такое невозможно, а поверить женщине, утверждающей это, было трудно. По-видимому, в Х веке люди относились к рассказу Алан-Гоа скептически. Но когда ее потомки захватили сначала влияние, а потом власть, то стало безопаснее не спорить. А еще позднее легенду стали воспринимать как сказку.
Когда умерла Алан-гоа, пятеро братьев стали делить между собою имущество, однако Бодончару совсем не дали его доли. Бодончар ушел от братьев, построил из травы балаган, жил в нем, питался волчьими объедками. Потом старшие братья стали его искать. Когда они встретились, Бодончар им говорит: «Давешние-то люди, что стоят на речке Тунгелик, живут – все равны: нет у них ни мужиков, ни господ, ни головы, ни копыта. Ничтожный народ. Давайте-ка мы его захватим!». Так и сделали. Тогда братья впятером полонили тех людей, и стали те у них слугами-холопами при табуне и кухне. Бодончар захватил беременную женщину: «Кто ты такая?» - спросил он. «Я, - отвечает она, - я из племени Чжарчиут, по имени Аданхан-Урянхачжина». Беременная женщина, досталась Бодончару, родила сына. Так как его считали сыном чужого племени, то и называли его Чжоурадай. Однако после смерти Бодончара Чжоурадая отстранили от участия в родовых жертвоприношениях чжугели под тем предлогом, что-де некий Аданха-Урянхадаец был домашним завсегдатаем и что, должно быть, от него-то он и произошел. Чжоурадая образовал особое родовое подразделение – обох, под наименованием Чжоуреид и, таким образом, стал родоначальником Чжоуредцев.
Сын Бодончара Хабичи-Баатур имел сына Менен-Тудун, у которого было семеро сыновей, в том числе Хачи-Кулюк. У того, в свою очередь, был сын Хайду, имевший троих сыновей, одного из которых звали Байшингор-Докшин. У последнего был сын Тумбинай-Сечен, имевший двоих сыновей, одного звали Хабул-хаган. У Хабул-хагана было семеро сыновей, в том числе дед Темучжина – Бартан-Баатур, который является отцом Есугай-Баатура, отца Чингиз-хана.
В «Сборнике летописей» Рашид-ад-Дина отмечено, что ветвь Чингиз-хана восходит, действительно, к Бодончару. Бодончар был крайне отважен и храбр. Он имел двух сыновей. Имя старшего Бука (В «Сокровенном сказании». Хабичи-Батур), а младшего Буктай (В «Сокр. сказ». Чжоурэдай). Родословное древо Чингис-хана и (родословные) многих других племен нирун восходят к Бука. Будучи наследником отца, он после него занял его место и положение. Он имел сына по имени Дучум-Мэнэн (В «Сокр. сказ». § 45. Менен-Тудун), который был седьмым предком Чингиз-хана. Далее шестым был Кайду-хан, Байсонгур – пятым, Тумбинэ-хан – четвертым, Кабул-хан – третьим, Бартан-багадур – вторым, Есугэй-багадур – первым предком Чингиз-хана.
Отец Тэмучжина Есугей багадур играл видную роль среди монгольских племен. Он не был родовым аристократом, но был смелым, справедливым батыром, поэтому возле него собирались кочевники, обиженные в своем племени или не ладившие со своими племенными вождями. Так у Есугей багадура собралось много народу в улус, который ему подчинялся. Его предков называли борджигенами — "зеленоглазыми".
Однажды Есугей багадур охотился на птиц. На берегу реки Онон навстречу ему попался возок, в котором сидела молодая и очень красивая девушка, а рядом ехал ее новобрачный — Эке-Чиледу из племени меркит. Есугей немедленно съездил домой и вернулся с двумя своими братьями. Чиледу понял, что он один не справится с тремя батырами и, хлестнув коня, пустил его полным галопом. борджигены долго гнались за ним, но отстали. Невеста сказала Чиледу, чтобы он спасался и нашел себе новую невесту, а самой ничего не оставалось делать как выйти замуж за похитителя. Она была ханского рода Оэлун-эке из рода олхонутов. С этого времени меркиты затаили обиду на Есугей багадура. Улус последнего вел тогда войну с татарами за господство в степях. В одном из боев Есугей багадур захватил в плен татарских князей Тэмучжин-Уге и Хори-Буга. В это время его жена Оэлун-учжин родила ему первого сына. И в честь наступившего перемирия и победы, пленения татарского князя Тэмучжина-Уге он назвал своего сына Тэмучжин ("железный"). Это было в 1162 году. В указании его места рождения и его родителей в двух сочинениях не расходятся. Тэмучжин, будущий Чингисхан, родился у первой жены военного вождя тайджиутов Есугея из рода Кият Борджигин, на р. Онон в урочище Делюн Болдох в восьми километрах севернее современной границы Читинской области и Монголии. Таким образом, будущий хан Монголии, объединитель народов Великой Степи, был наречен татарским именем, что указывает на близкое родство племен, обитавших в этом регионе.
Когда Тэмучжину исполнилось девять лет, Есугей батыр решил женить его. С этой целью он взял мальчика и поехал к своим знакомым, якобы просватать за него девочку Борте, из племени хонкират (конырат). Борте была старше его сына на один год. По степным обычаям полагалось, чтобы жених и невеста были пять-шесть лет обручены, а уже после этого играли свадьбу. Искренний и добродушный Дай-Сэгэн, отец невесты, очень хорошо принял будущего зятя. "Во взгляде его — огонь, а лицо — что заря", — сказал он Есугею. После обручения Тэмучжин остался гостить, Есугей багадур один поехал назад. Ехать было далеко. В степи он увидел огонь, там сидели люди, пировали. Его пригласили к огню. Видит Есугей багадур, что это — татары. А с ними он воевал. Но он не мог отказаться от приглашения и не мог не принять угощения: гостя в степи никто никогда не убивает. Принял угощение Есугей багадур, посидел с татарами, выпил; все было хорошо, но когда он поехал дальше, почувствовал, что ему плохо. Приехав домой, прожил всего четыре дня и скончался. Перед смертью рассказал обо всем другу Мэнглику. Со смертью Есугей багадура созданный им улус распался. Различные родовые группы и нукеры, входившие в улус, захватили имущество своего вождя и покинули семью умершего повелителя. Тогда мать Тэмучжина, Оэлун-учжин, подняла знамя рода, бросилась за уходившими соратниками мужа и стала призывать их одуматься, и некоторые, усовестившись, вернулись. Но потом они все-таки ушли. Так две вдовы с детьми остались одни, без поддержки. И началась для семьи длительная полоса лишений. Семья, в которой не было хозяина-воина, бедствовала и все время находилась под наблюдением бежавших от нее бывших соратников, слуг и сторонников, то есть всего народа тайчжуитов. То, что дети Есугея остались живы — заслуга Оэлун. Ведь старшему ее сыну в это время было 9 лет, а младшей дочери — один год. Скот Есугея угнали соратники мужа, единственной пищей, которой Оэлун и вторая жена Есугея Сочихэл кормили своих сыновей, были мучнистые клубни саранки и острые, похожие на чеснок, корни черемши. Когда дети подросли, они стали ловить рыбу в р. Ононе и из детских луков стрелять дроф и сурков, мелких птиц. Но для того, чтобы прокормиться таким образом, приходилось работать без отдыха, потому что надо было делать запасы и на зиму. Так продолжалось пять или шесть лет. Когда Тэмучжину было одиннадцать лет, играя как-то зимой на льду р. Онона, он познакомился с Джамухой, членом знатного рода племени джуиратов. Мальчики подружились. А весной того же года они обменялись стрелами и дали клятву побратимства (анда).
Прошло лет шесть–семь после смерти Есугея-багадура. И вот однажды Хасар и Темучжин застрелили своего брата Бектера. Мотивируя тем, что Бектер был доносчиком, предателем, обращался с ними грубо: то отнимал у них лук, то – пойманную рыбу. Они с луками подошли к Бектеру, когда он пас коней. Подошли к нему – один спереди, другой сзади. Бектер сел на землю, просил, чтобы его не убивали. Темучжин же с Хасаром тут же в упор пронзили его выстрелами спереди, сзади и ушли.
События разворачивались быстро. Глава тайчжиутов Таргутай-Кирилтух со своей стражей нагрянул на становище Борджигенов, но не застал их врасплох. Матери и дети бросились в тайгу и укрылись в завале из поваленных деревьев, который быстро соорудил Бельгутай. Хасар, стреляя из лука, удерживал неприятеля на расстоянии, но тайчжиуты не обращали на него внимания и кричали: "Выдайте нам Темучжина. Других нам не надо". Темучжину оставалось только одно – бежать в горный лес. Но есть в лесу нечего. И хотя Темучжин девять дней переносил голод, ему пришлось спуститься в долину. А там его поймали дозоры тайчжиутов. Таргутай-Кирилтух не казнил его, а заменил смерть колодкой на шее и запрещением ночевать более одного раза в одной юрте. Несчастный мальчик должен был скитаться из юрты в юрту, вымаливая, чтобы его покормили и напоили, потому что колодник не может есть и пить без посторонней помощи. Несчастный мальчик должен был скитаться из юрты в юрту, вымаливая, чтобы его покормили и напоили, потому что колодник не дает возможности есть и пить без посторонней помощи. Тэмучжину удалось бежать. Сначала Темучжин добрался до места, где стояла его разрушенная юрта, а потом по следам нашел свою семью, не чаявшую увидеть его живым. Вся семья двинулась дальше и укрылась на южном склоне хребта Бурхан-Халдун, где их не смогли отыскать тайчжиуты.
Сыновья подросли, семья Есугея-Батыра окрепла. Темучжин женился и привел в семью Борте-учжин, с которой был обручен. Родство с хонкиратами, которые были достаточно самостоятельными и даже соперничали с тайчжиутами, изменило положение Темучжина. После свадьбы Темучжин поехал к анде Есугея кераитскому хану Тогрулу и подарил ему соболью доху, взятую у жены Борте-учжин. Тогрул-хан растрогался дорогим подарком, вспомнил былую дружбу с Есугеем и обещал Темучжину собрать его рассеянный улус.
Избрание Темучижина ханом. Поддержка и покровительство самого сильного хана сразу изменили отношение людей к Темучжину. К нему пришел старый кузнец из рода Урянхадай и привел сына в услужение. Это был второй нухур Темучжина, Джэлмэ. Ему не пришлось пожалеть о поступке своего отца. Так, постепенно, у Темучжина стали появляться его сторонники. Они не группировались вокруг его ставки, а жили в верховьях р. Онона. Темучжин, заимев много сторонников, не стал от этого богатым, потому что никто из них не был его данником или слугой. Наоборот, его сторонники ждали от него многого, но при этом не давая ему ничего. Вот такие вольные люди видели, что Темучжин обладает железной волей, справедливостью, умением обходиться с людьми, и поэтому шли к нему. По описанию китайского генерала и историка Чжао-Хун и тюрка Абуль-Гази, Темучжин был высокого роста и величественного вида, с обширным лбом и длинной бородой. Личность воинственная и сильная, как и у всех Борджигенов, глаза у него были сине-зеленые.