Статьи

Батый-хан

Завоеванные территории Чингиз-хан разделил на уделы между своими сыновьями. Но старшему сыну Джучи достались еще не завоеванные земли Дешт-и-Кыпчак и Хорезм. Второй сын Джагатая получил Маверанарх, Семиречье и южную часть Восточного Тюркестана. Уделом третьего сына Угедея стала северная часть Восточного Тюркестана. К младшему сыну Тулую, по обычаю татаро-монголов, переходил коренной юрт отца – Центральная Монголия, а также Северный Китай.

Джучи погиб в 1227 году, Джагатай был очень суров. Поэтому Чингиз-хан перед смертью решил, что главой всей империи должен быть Угедей, отличавшийся выдержкой, мягкостью и тактом. Угедей проводил политику возрождения земледелия, строительства городов и сближения с оседлой знатью покоренных народов.

Сыновья и внуки Чингиз-хана были смелыми и талантливыми полководцами. Идя от победы к победе под руководством великого родителя, они никогда не задумывались об управлении государством, и после его смерти ими овладело замешательство. Темучжин казался настолько великим, что никто не осмеливался принять на себя наследие. Сыновья решили вопрос согласно Ясе Отжегин (хранитель очага). Тулуй, которому была предоставлена столица, получил непосредственную власть над наследственными народами – монголами и кераитами. Остальными он должен был управлять временно, в качестве регента, и обязан был следить за соблюдением национального договора Яса. Тулуй имел в своем распоряжении печати отца и его министров, но не был провозглашен кааном.

В 1229 году на обширном курултае, где присутствовали все Чингизиды, знаменитые полководцы, найоны и крупные предводители родов. Совет Тулуяобнародовал завещание Чингиз-хана, в силу которого власть должна была перейти к Угедею. Всеобщий курултай избрал Угедея Великим кааном, который правил с 1229 по 1241 годы.

Понятие о родовой собственности было перенесено из области частного права в область государственного: империя принадлежала всему роду. За каждым царевичем и царевной устанавливалось право на участие в пользовании доходами, но управление империей было общим делом, причем способы организации управления изменялись в зависимости от обстоятельств. Когда во главе рода, как было при жизни Чингиз-хана, стояло лицо, авторитет которого признавался всеми, все вопросы решались его единоличной волей. При преемнике Чингиз-хана Угедее единоличное управление было заменено совещанием представителей всех ветвей ханского рода.

Угедей не унаследовал ни гениальных способностей, ни могучей воли отца, но своими душевными качествами более других мог служить тем объединяющим центром, в котором нуждались династия и империя.

На всем пространстве империи действовала от имени Великого каана одна и та же общегосударственная власть, несмотря на то, что Чингиз-хан еще при жизни назначил особый удел каждому из своих сыновей.

На курултае было решено продолжать покорение Северного Китая, послать несколько отрядов в Корею и наступать на запад во владения кыпчаков военными силами улуса Джучи. Во главе тридцатитысячного войска Субэтай и царевич Кутай начали поход на земли кыпчаков. В 1228 году они из территории современного Казахстана вторглись в пределы Дешт-и-Кыпчак и покорили живших в приуральских степях восточных кыпчаков. Затем конницаСубэтая перешла реку Яик и вторглась в прикаспийские степи. Под натиском татар-монголов кыпчаки бежали в пределы Закамья. Разведка боем по принуждению кыпчаков войти в татаро-монгольскую империю на этом закончилась. Этот поход в 1228-1229 гг. в целом не нарушил жизнь в степях, особенно в западных районах. Когда часть восточных кыпчаков бежала в Закамье и Среднее Поволжье, другая часть, перейдя Идель (Волгу), откочевала в танские(донские) степи и степи Поволжья, западный хан кыпчаков Котян спокойно разорял Галицкое княжество.

По окончании похода Субэтая отправили в Северный Китай. Но завоевание кыпчакских земель продолжалось и к 1235 году земли от Алтая до Иделя(Волги) вошли в состав татаро-монгольской империи.

От Алтайских гор до Дуная жили татары с племенными или родовыми названиями: кимак, татар, кыпчак, эймюр, байандур, ланиказ и аджлад, к которым присоединились печенеги, тюркские хазары, огузы и т. д. В IX-X веке они, объединившись, создали Кимакский каганат. После распада Кимакского каганата в начале X века эту территорию стали называть историки Дешт-и-Кыпчак, так как племенные кыпчакские вожди стали главенствовать над остальными. На окраинах Великой степи постоянно шла борьба и бурные события. На Востоке шло постоянное противостояние между татарами, монголами, маньчжурами (татарская раса) и китайцами, которые всегда держали их в боевой готовности. В Средней Азии и Закавказье противостояние было с персами. На Западе – с Римской и Византийской империей. С этими древними и цивилизованными народами татарам (тюркам) и монголам приходилось непосредственно сталкиваться, а иногда разрешать споры через войну. Там на окраине Великой степи для своего выживания приходилось создавать свои государства. А здесь в центральной части Великой степи, была тишь и благодать. На такой большой территории кыпчакские вожди не смогли консолидировать татарские племена и создать централизованное государство. Это связано было скорее всего с тем, что не было сильного врага, против которого надо было, объединятся и создавать государство. Многие кыпчакские родовые старейшины, племенные вожди жили одним днем. Они погрязли в семейных, родовых, межплеменных интригах. Кыпчакская федерация истратила свои силы в рядовых распрях, бесчисленных истребительных войнах и грабежах, служа наемниками или союзниками укараханидских ханов, хорезмшахов, русских князей и т.д. Дело дошло до того, что захваченных в плен своих соплеменников, кыпчаки продавали в рабство на Ближний Восток. Династийные браки кыпчакских старейшин на западе с русскими князьями негативно отразились на кыпчакских кочевниках, втягивая их в русские междоусобные войны. Участвуя в междоусобных и захватнических войнах русских князей, они только помогли объединению и усилению мощи русских княжеств. Благодаря этому, русы стали завоевывать сначала северные народы коми, а затем мордовские, удмуртские и т. д. земли. Захватив большую часть мордовских земель, к 1220 г. русы уже граничили с Прикамьем. По словам Рашид ад-дина, "У степных народов, воровство, грабеж и прелюбодеяние составляли заурядное явление. Сын не повиновался отцу, муж не доверял жене, жена не считалась с волей мужа, младший не признавал старшего, богатые не помогали бедным, низшие не оказывали почтения высшим, и всюду господствовали самый необузданный произвол и безграничное своеволие". Разложение и безнравственность начинается сверху, а затем опускается до простых людей. От этого страдали простые кочевники, они желали справедливости и порядка, защиты от грабителей и воров. Но алчной и спесивой племенной верхушке было все равно. Они наслаждались властью и беззаконием. В кыпчакскую правящую верхушку избирались по родству и личной преданности. Талантливым, бедным кочевникам во власти не было места. Так было и на территории современной Монголии и Забайкалья.

Очень важная задача любого государства – это иметь образованную, честную правящую элиту и таких же чиновников. Но жизнь сложна и это не всегда удается делать. Во все времена, у всех народов мира во власть и в чиновничий аппарат устремляются на работу морально неустойчивые люди, в простонародье их называют просто паразиты, так как они думают только “сосать и тянуть”. Если в правящем аппарате паразитов в элите скапливается большой процент, то управление государством становиться непродуктивным. Паразитическая элита, это, как правило, глубоко аморальные, беспринципные, алчные, подлые и продажные люди. В государстве начинают падать моральные устои, пропадает справедливость, то что творится наверху, то отражается внизу. Такое государство постепенно впадает в Хаос, оно распадается или его захватывают другие народы. Китай был не исключением, который время от времени масштабно вырезал и казнил взяточников - чиновников и паразитическую правящую верхушку. Но они вновь возрождались, их карали, и они вновь возрождались, ввергая Китай в Хаос и смуту. И постоянно шла переменная борьба.

Начиная с I века н.э. китайская империя Хань решила отказаться от услуг аристократии, которая поставляла своих детей на чиновничью службу. С самого начала было признано, что для слаженной работы государственного аппарата и обеспечения спокойствия в стране, а также социального прогресса и экономического процветания жизненно необходим класс высокообразованных чиновников. В стране ввели приемные экзамены на руководящие места. Любой китаец любого ранга, окончивший высшее образование мог сдать государственный экзамен на чин. Успешно сдав экзамен он назначался на чиновничью должность, и тем самым входил в элиту общества. В дальнейшем он мог подниматься по иерархической лестнице, где получал абсолютную власть. Обязательным требованием экзамена было знание китайской истории и конфуцианской этики. Конфуцианство опиралось на концепцию Духа Неба - натэнгрианство. Притом, что будущих чиновников экзаменовали, не только на хорошее знание китайской истории и конфуцианство, но, самое главное, при приеме экзаменов, проверяли их моральные качества. Весь процесс сдачи экзаменов представлял собой строгий церемониал и, будучи чрезвычайно важен для карьеры и даже для возможности вступить в брак, вызывал массу эмоций. Экзамены проводились один раз в год, и каждый кандидат должен был доказать отсутствие преступников в роду и представить поручительства, доказывающие, что он безгрешен, не запятнан преступлением или непочтительным отношением к родителям. Эта система, впоследствии дополненная и модернизированная, просуществовала до 1905 года. Такая система с изменениями существует сегодня в Китае и в Японии. Если чиновник, пройдя такое сито отбора, непочтительно относился к своей работе, брал взятки и т. д. то его сурово наказывали. Китайский кодекс наказаний был очень жестким, причем наказания предусматривались за широкий круг проступков. От невнимательной проверки документов чиновником до предупреждения врага о готовящемся нападении. Иногда преступление наказывалось штрафом или увольнением с должности, но в общем случае кодекс предусматривал пять видов наказания чиновников: от десяти до пятнадцати ударов легкой палкой, от шестидесяти до ста ударов тяжелой палкой, каторжные работы сроком до трех лет, пожизненная ссылка и смертная казнь путем отсечения головы или удушения.

Чингиз-хан при создания своего государства свою работу начал с подбора кадров. Он считал, кадры решают все. Он заменил традиции рода и племенного союза принципом военной демократии. Чингиз-хан при основании государства опирался на свои основные принципы – деление людей на подлых, эгоистичных, трусливых и, наоборот – на честных, справедливых, смелых, которые ставили свою честь и достоинство выше безопасности и материального благополучия. Согласно этим принципам, власть правителя должна опираться не на какое-либо господствующее сословие, не на какую-нибудь определенную официальную религию, а на определенный психологический тип людей. Так в правящую элиту набирались энергичные, честные, государственно мыслящиелюди. Эта элита сразу дала положительные результаты. С такими людьми Чингиз-хан одерживал победу над конкурентами и построил империю. Такие люди ("небесные") считали, что только закон Ясы поможет создать государство и навести порядок. Сподвижники Темучжина ("Небесные люди") добровольно приняли законы Ясы. Они видели в послушании хану и законам Ясы высшую цель своей жизни. Не произволу хана подчинялись они, а законам, которым подчинялся сам хан. Поэтому они провозгласили Чингиз-хана каганом и увлекли за собой весь народ. Да и народ затем понял, что при правильном соблюдении законов, не нарушая их, можно жить спокойно. К сожалению, такая система отбора просуществовала пока, был жив Чингиз-хан. Чингиз-хан не сделал систему, так как у китайцев, чтобы она работала независимо от смены власти. С его смертью потихоньку со временем все вернулось по старому, избрание правящей власти и чиновников по родству и личной преданности.

Кыпчакская племенная верхушка не хотела войти в состав татаро-монгольской империи. В татаро-монгольской империи они должны были подчиняться законам Ясы и порядку, а они не хотели расставаться с вольной и сладкой жизнью.

Чингиз-хан не ставил перед собою цель завоевать весь мир. Он не хотел воевать со всем ми­ром и завоевывать земли, которые его народу не были нужны.Чингиз-хан планировал только объединить в одну империю все тюркские и монгольские земли, продолжить традиции Кюктюркской империи. По­сле битвы на Калке Русь могла быть присоединена к империи Чингиз-хана. Но он отозвал своих полководцев обратно. И ушел обратно в Монголию. Хорезмшах Джелал-ад-дин с боями отступил в Индию. Полководцы татаро-монгольского войска запросили запрос, чтобы преследовать хорезмшаха на территории Индии. Чингиз-хан отозвал своих полководцев. После смерти Чингиз-хана первые годы эта политика продолжалась. Но Чингиз-хан не оставил стратегического плана развития империи. Поэтому в последствие сторонники расширения империи взяли вверх и внуки, правнуки Чингиз-хана начали завоевывать китайские, арабские, персидские и т.д. земли. Такая политика в последствие негативно отразиться на развитии империи Чингиз-хана, она послужила преждевременному его распаду, а тюрко-монгольские земли были завоеваны вчерашними завоеванными народами.

Покончив с войной в Китае, Угедей в 1235 году собрал курултай. На курултае, как сообщает Рашид-ад-дин, было решено, что объединенная армия под командованием Батыя должна закончить завоевания территории Дешт-и-Кыпчака, Черкесии до Дербента. Кыпчакские вожди, если добровольно не подчинятся центральной власти, то должны быть разгромлены и доставлены в столицу империи г. Каракорум.

В походе участвовали 11 царевицей-чингизидов, среди них – Мункэ, Гуюк, Кадан, Орду, Байдар, Бирюй, Бечак, Бурундай и т.д. Батый получил любимцаЧингиз-хана, великого полководца Субэтая, в качестве главнокомандующего, а его штаб – в качестве военного совета.

Армия Батыя насчитывала до 150 тысяч воинов, но эту цифру считают завышенной: так, Рашид-ад-дин пишет, что общая численность татаро-монгольского войска для войны на трех фронтах в Китае, Средней Азии и на землях кыпчаков была 129 тысяч человек и два тумэна чжурчженьских – для обслуживания боевых машин. Считают, что в армии было примерно не более 30 тысячей регулярного войска, а остальные привлекались из ополчения. В войске Батыя было лишь несколько тысяч этнических монголов, а остальные воины были преимущественно из тюрков, мобилизованных из Алтая, Урянхая(Тувы), Восточного Туркестана, Средней Азии, современного Казахстана и т.д.

Противниками предков Чингисхана были татары. Темучжину самому пришлось с одними татарами воевать, с другими татарами дружить. Проходило время вчерашние татары - враги становились друзьями, а вчерашние татары - друзья становились врагами. Создавались коалиции, которые распадались и создавались новые. Он и его отец общался с татарами без переводчика. Значит или он знал татарский и монгольский язык, или древнетатарский и древнемонгольский языки были настолько близки, что не надо было переводчика. Противостояние с татарами было не на этнической, ни на религиозной основе, а на бытовой, или за лидерство. Война на бытовой основе – из-за того, что кам (татарский шаман) плохо лечил родственников Темучжина. За верховенство в Степи (разборка между племенными вождями). Это обыкновенная жизнь среди своих. Из этого можно сделать вывод, что Чингиз-хан сам был по расе татар. Только будучи татаром он мог воевать против своих, а затем и дружить, а в последствие всех объединять. И те с кем он воевал, в последствие стали его единомышленниками и добровольно провозгласили его своим ханом. А уж каким Чингиз-хан был татаром, монгольским или тюркским, в те времена большого значения не имело. Думаю, оно не должен иметь значения и сегодня.

Китайцы делили татар на черных и белых не по признаку цвету кожи, а степени грамотности и цивилизованности, ибо черные татары были далеки от китайской культуры, они жили своими традициями и обычаями, а те татары, которые принимали быстро современность и китайскую культуру, их называли – белыми. Такие рода как найманы, кереи, меркиты, жалаиры, конраты, китайцы называли их черными (кара) татарами, ойратов, урянхайцев (тувинцев), хори-туматов и других лесных племен китайцы называли дикими татарами. Одно племя татар назывались – онгуты. Китайцы их называли белыми татарами. Кара (дикие) татары не любили татар - онгутов за то, что они были союзниками чжурчженей. Татары - онгуты служили в наемном войске китайского императора, поэтому звали себя императорскими людьми. Но после разгрома их мятежного отряда союз распался. По Рашид-ад-дину, онгуты, жившие вдоль Великой китайской стены, были многочисленны и имели свое государство. Видимо, после распада союза с чжурчженями татары - онгуты стали сильно помогатьТимучжину. Став Чингиз-ханом он эту услугу не забыл. Он уравнял в правах с монголами татар-онгутов - кочевников пограничной с Китаем степи, хотя они и не выбирали его ханом на курултае. Татары - онгуты выращивали татарских коней специально для военных походов. Эта работа велась вдоль Китайской стены Ордоского плато ныне входящего в территорию Внутренней Монголии современного Китая. Кони были частью военной мощью кочевой армии. Чингиз-хан породнился с татарами - онгутами, выдав свою дочь вождю татар Ала-Кушу, а Ала-Куш подарил Чингиз-хану табуны высокопородных и высококлассных скакунов. Если не было бы коней, не было бы всадников и не было бы этих походов. Нет в мире таких коней, которые могли бы сравниться по выносливости с татарскими конями, способных на протяжении 7-8 часов находиться в непрерывном движении. Не будь таких коней под седлами кочевников, не могли бы они совершать такие дальние походы и вряд ли мы знали что-либо о потрясателях Вселенной. Сегодня у татар (тюрков) и монголов сохранились эти лошади, но эти породы лошадей названы наименованиями родов и народов, которые его вывели от татарской породы. Поддержав Чингиз-хана, татары - онгуты ушли вместе с ним на Запад, добровольно присоединившись к его империи. С войском Батый хана пришли именно они.

В походах Чингиз-хана, а в последующем его внуков, всегда участвовали татары. Не случайно во всех почти источниках, которые касаются нашествия войск Чингиз-хана, Батый-хана, Хулагу-хана и т.д. ничего не говорится о монголах, а речь идет исключительно только о татарах. Например. В “Книге о разнообразии мира” Марко Поло почти в каждой главе упоминаются татары: “Город Каракорон в округе три мили, им первыми овладели татары …” и так во всех главах. В исторической хронике “Мэн-да бэй-лу” приводятся слова посла южно-китайской империи Сунн. По его словам, наместник Чингиз-хана -Мухали называл себя татар, хотя, как известно он был из племени – джалаиров. Они и в самом деле были татары, а не монголы, так как не участвовали на курултае, на котором степные племена, позднее называющие себя монголами, избрали Чингиз-хана, чтобы он создал государство Вечного мира (Мэнге иль). Но распространение этого этно­нима на всех воинов Батый хана отнюдь не означает, что с ханом Батыем пришло столько много татар. Даже если треть этого войска составляли татары - онгуты, то это название могло распространиться на все вой­ско, потому что представителей из остальных побежденных племен, не монголов, было еще меньше. Уже во время Чингиз-хана при формировании войска старались не создавать воинские подразделения по племенному признаку. Поэтому татары, составляя костяк вой­ска, были рассеяны по всему войску.

Европейские и земледельческие народы всегда удивлялись, каким образом войска кочевников могли иметь с собой при движении в военное время такие огромные обозы, множество табунов, перекочевывать со своими семьями и имуществом и в то же время вести войну вдали от своих аулов и среди враждебных им народов? Можно только удивляться умению тюрков пасти и перегонять свои многочисленные табуны лошадей, верблюдов, баранов, перевозить огромные запасы по неприятельским землям, часто при недостатке воды и корма и небольшом числе людей по сравнению с величиной стад и обозов, умению смотреть за ними, в случае опасности защищать их или укрывать в безопасных местах. Это могут объяснить только необыкновенная способность тюркских народов к войне и привычные для их жизни методы ведения войн. Семьи кочевников следовали в обозе за основным войском. Воинам давали увольнительные, чтобы они могли видеться и общаться со своей семьей.

Прибыв на место дислокации, армия Батыя была разделена на три части. Левое крыло армии должно было наступать в низовья Волги. Центральная, наступала возле современного Саратова и далее современной Пензенской области. Правое крыло было направлено на Прикамье.

Осенью 1236 года татаро-монгольские войска подошли к Волжской Булгарии. Волжская Булгария была слабым государством, поэтому представляла собой легкую добычу для наступающих с севера русских князей и всякого рода разбойников - ушкуйников. Одним из наиболее активных русских князей, кто грабил г. Булгар, был Андрей Боголюбский. Русское нападение обычно шло по реке Волге с севера, по которой обычно проходили русские войска, грабившие близлежащие к рекам селения. Город Булгар не мог противостоять этим разбойникам, народ страдал от этих нападений и поэтому старался жить подальше от Волги и Камы. В XII веке наиболее сильным городом-государством был Биляр, находившийся в глубине Закамья и в стороне от Иделя (Волги) и Камы, куда русским князьям и разбойникам - ушкуйникам было трудно неожиданно напасть.

К Закамью приближалась татаро-монгольская имперская армия, закаленная в крупных сражениях. Эта армия победила Северный Китай, Восточный Туркестан, империю Хорезмшахов, Персию, Закавказье. Все кыпчакские территории от Алтая до Волги были присоединены к империи. На тот период не было в мире армии, которая могла бы противостоять ей. Конечно будучи не идиотами, чтобы вступать в войну с такой армией, многие тюркские племенные вожди, при приближении войск Батый-хана к Закамью, вышли к нему навстречу и добровольно перешли на его сторону. Закамье было взята быстро, без единой крупной битвы, не считая взятия Биляра. Все города и населенные пункты сдавались и переходили на сторону Батыя добровольно. Город Биляр защищала правительственная гвардия. Осада города длилась недолго. Крепостная стена была проломлена, и защитников, и часть правительства, которая не сбежала, а осталась оборонять город, истребили. Среднее Поволжье и Закамье вошло в состав татаро-монгольской империи. Мужская часть населения была мобилизована и включена в состав правого крыла армии Батый-хана. Она приняла участие в походе на русские княжества и в Европу.

Весной 1237 года левое крыло армии Батыя напало на осетин и кыпчаков. В дельте Иделя (Волги) погиб храбрейший из кыпчакских вождей – Бачман (по китайским источникам он был взят в плен и перешел служить к татаро-монголам), а войска хана Котяна отступили за р. Тан (Дон). Фронтальное наступление “захлебнулось”.

Тогда татаро-монголы применили тактику обхода и окружения, или проще, облаву. Не ослабляя нажима на кыпчаков в северо-кавказских степях, они двинули правое крыло войск на север и осенью 1237 года подчинили буртасов, эрзю и мокшу, подойдя к границам Рязанского княжества. Начался поход на Русь. Во главе этих отрядов стоял Батый, а южной армией командовал Мункэ.

План монгольского командования заключался в том, чтобы в то время, когда кыпчаки держали оборону на Тане (Дону), зайти к ним в тыл и ударить по незащищенным Приднепровским кочевьям. Черниговское княжество было в союзе с кыпчаками, следовательно, надо было пройти еще севернее – через Владимирское княжество.

Батый разгромил войско Рязанского княжества, а во Владимирском взял 14 городов и разбил войско князя Юрия II на реке Сить, затем после двухнедельной осады 5 марта 1238 года взял Торжок.

Согласно монгольским правилам войны, те города, которые подчинились добровольно, получали название “гобалык” –“добрый город”. Татаро-монголы с таких городов взимали умеренную контрибуцию лошадьми для пополнения кавалерии и съестными припасами для ратников. Но и другие города, не успевшие вовремя сдаться, страдали недолго. Так как татары нигде не оставляли гарнизонов, то подчинение носило чисто символический характер. После ухода татаро-монгольского войска разбежавшиеся жители возвращались домой, и все шло по старому.

Много храбрых русских князей и воинов погибли в бою при Калке. Оставшиеся в живые русские князья, испытав на себе острие татарских сабель, хорошо усвоили неодолимость тактики Субэтая. Они не только не стали вмешиваться в татарские дела и покровительствовать вождям кыпчакам, а даже сами без боя стали пропускать татарские войска через свои территории. Кому урок на реке Калке не пошел впрок, тех татары разгромили.

Богатые приволжские города, находившиеся в составе Владимирского княжества – Ярославль, Ростов, Углич, Тверь и другие, вступили в переговоры с Батыем и избежали разгрома. Больше всего пострадало Черниговское княжество. В 1238 году Батый повернул войска на юг и семь недель осаждал Козельск, который был объявлен “злым городом”, так как его князь Мстислав Святославич казнил послов. Татаро-монголы полагали, что подданные злого правителя несут ответственность за его преступления. Поэтому Козельск был взят, а население его истреблено. Помощи Козельску не оказали ни смоленские, ни владимирские князья, хотя у них и были войска. Видимо, они знали, из-за чего гибнет город. И отнюдь ему не сочувствовали.

Летом 1238 года Батый перешел в степь и соединился с южной армией, после чего часть кыпчакских орд, не желавших добровольно войти в татаро-монгольскую империю, бросив свои земли, стала отходить в Венгрию. Возглавлял их хан Котян. Котян предложил план своим старейшинам, отсидеться в Венгрии, а когда татаро-монголы уйдут, (долго ополченская армия не сможет находиться на его землях), вернуться на Родину. Он считал, что за ним татары в Венгрию не пойдут, побоятся воевать с Европой. Согласно сведениям венгерских источников, в 1237 году хан Котян обратился к венгерскому королю Беле IV с просьбой предоставить ему убежище. В глазах татаро-монголов такой поступок был приравнен к предательству. Штаб армии Батыя расценил отступающих кыпчаков в Венгрию, как потенциальную опасность, так как они насчитывали до 40 тысяч воинов. Они могли вновь вернуться, и тогда мало не покажется. Ведь татары-кыпчаки были кочевники и такие же отчаянные и храбрые воины. Поэтому было решено, преследовать хана Котяна до тех пор, пока он не будет уничтожен, а народ кыпчаки возвращен назад.

В 1239 году татары взяли Чернигов, а в 1240 году – Киев. Кроме того, значительная часть татаро-монгольского войска была оттянута на Кавказ и в Крым. В 1239 году король Бела IV лично встретил и принял 40-тысячную орду хана Котяна на границе и велел королевским чиновникам расселить всех кыпчаков внутри Венгрии. Они поселились в междуречье Дуная и Тиссы, а также на восточных окраинах государства. Король Бела IV предложил кыпчакскими вождями подписать договор, согласно которому кыпчаки должны принять католичество (отказаться от веры своих предков тэнгрианство) и составить крепкую силу, подчиненную королю. Котян не ожидал, что ему предложат такие условия. Он был недальновидным вождем, и своими непродуманными решениями привел себя и свой народ к трагическим последствиям. В ставке Батыя это расценили как дезертирство. В 1223 году на реке Калке Джебе и Субэтай наказали кыпчаков за то, что они бежали к русским князьям. Но урок не пошел впрок. Сейчас Котян со своей ордой бежал к венграм. Ему больше по душе ходить ползком у ног венгерского короля и принимать чужую веру, нежели добровольно войти в татаро-монгольскую империю и остаться ханом на своей земле. Батый послал письмо королю, с требованием не пускать на свои земли кыпчаков, мотивируя это тем, что это разборки родственников и другие не должны в это вмешиваться. Король не пожелал подчиниться этому посланию и приказал убить послов. По своему принципу: “Друзья наших врагов – наши враги” —татаро-монголы решили наказать короля Белу. Рашид ад-дин писал, что войска, вторгшиеся в Европу, получили задание захватить и привести в ставку Менгу-хана и Тулуя – "знаменитых кыпчаков".

И Батый пошел походом на Европу. Венгерские феодалы, видя, какую беду на них навлекли кыпчаки, во дворце города Пеште убили Котяна и его окружение. Узнав об этом, основная масса кыпчаков ушла на Балканы, по пути круша все на своем пути. Ушедшие кыпчаки поступили на службу к императору Никей Иоанну III Ватацу.

В 1241 году армия Батыя, перейдя Карпаты, пошла на Венгрию. По пути они завоевали Польшу. Объединенная польско-немецкая армия Генриха Благочестивого, собранная из добровольцев-рыцарей, готовых умереть, но не пропустить татар в Европу, встретила одно крыло татарской армии при Лигнице9 апреля 1241 года, а объединенная венгро-хорватская армия Белы IV решила уничтожить другой корпус татар при Шайо 11 апреля 1241 года. Обе армии были разбиты татарами наголову, а население, особенно в Венгрии, сильно пострадало. В этих битвах погиб цвет немецкого и польского рыцарства. Летучие эскадроны татар громили мелкие города и замки феодалов.

Венгры убили кыпчакского хана Котяна, но их предательство не спасло от татаро-монгольского удара. Так как они вероломно убили и татарских послов. Такие крупные города, как Пешт, Варадин, Перег, Егрес, Темешварпали были разгромлены армией Батый-хана. Следом подверглись разгрому Словакия, Восточная Чехия, Богемия, Силезия, Моравия, Иллирия до Адриатического моря. Исключение составлял только император Фридрих II, который вел с Батыем переписку, явную и тайную. Батый, выражаясь согласно принятому тогда этикету, потребовал от Фридриха покорности, что в переводе на деловой язык означает пакт о ненападении. Фридрих сострил и ответил, что как знаток соколиной охоты он мог бы стать сокольничим хана. Однако наряду с шутками между гибеллинами и монголами велись тайные переговоры. Когда же выяснилось, что татаро-монголы на Германию не посягают (ведь кыпчаков там не было), в июне 1241 г. войска Фридриха II двинулись на Рим и овладели землями римской церкви.

Татары дошли до Удины. Сея смуту и ужас, их отряды продвигались в тщетном стремлении настичь кыпчаков и убегающего Белу IV, который впоследствии скрылся на прибрежных островах Адриатического моря. Два тумена татарской кавалерии насквозь прошли Испанию и Португалию и зачерпнули шлемами атлантической водицы, которую везли через всю Европу в далекий Каракорум.

До сегодняшнего дня военных историков удивляет не то, что Субэтай (победив венгров, немцев, поляков и других), сумел пройти с регулярным стотысячным войском через Русь, Польшу, Карпаты до Адриатического моря, а то, что его отдельные отряды точно встречались в назначенном месте и в назначенный час.

Западная Европа была в панике, страх охватил не только Германию, но и Францию, Бургундию и Испанию и вызвал застой в торговле Англии с континентом. Венецианцы, к владениям которых так близко подошли татаро-монголы, были спокойны, они знали, чего те хотят.

11 ноября 1241 года скончался верховный хан Угедей. В марте 1242 года в Венгрию пришло официальное известие о его смерти. Согласно монгольскому обычаю, все предприятия, кроме неотложных, должны были быть приостановлены до выбора нового кагана.

Батый констатировал уничтожение Кыпчакской орды, (захваченные в плен кыпчакские беки были отправлены в Каракорум), счел свою задачу выполненной и дал команду войскам отходить на берега Иделя (Волги). Субэтай принял меры к эвакуации всех войск из всех стран от Адриатического моря до Днестра. Европа была побеждена.

Татаро-монголы выиграли все сражения с европейцами на их же территориях. Тем не менее, надо было устроить так, чтобы ни в ком не могло возникнуть ни малейшего подозрения, будто армия отступает. Батый уехал вперед со своей свитой, позади его медленными переходами двигалась главная часть армии. А в это время троюродные братья Батыя Кадан и Кайду были откомандированы для диверсии к западу и произвели там полный разгром, чтобы показать, что татары уходят по своей доброй воле. Они кричали, что прощают Германию и всех остальных европейцев.

Грандиозный поход Батыя в 1237-1242 годах произвел на современников ошеломляющее впечатление. Хотя это был всего лишь большой набег, а не планомерное завоевание. Татары ни на Руси, ни в Польше, ни в Венгрии не оставляли гарнизонов, не облагали население налогом, не заключали с князьями неравноправных договоров. Завоевание этих стран не состоялось, потому что оно и не замышлялось. Задачей Батыя было рассеять непокорных кыпчакских ханов, что он и сделал. До XIX века в России почти не было своих русских ученых. Приехавшие работать в Россию немецкие, французские, итальянские и другие ученые получили задание написать историю России. И вот тогда родилось лжеучение о высоком предназначении русских, которые поглотили силутатаро-монголов и остановили нашествие на самом краю Европы, чем защитили ее от порабощения. Даже А.С.Пушкин поверил в эту выдумку. И он писал: “Варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в Степи своего Востока”. Только возникает вопрос: ради каких общих интересов русским людям в XIII-XIV веках защищать немецких, французских рыцарей, итальянских католических пап, которые неуклонно наступали на Русь крестовыми походами?

До сегодняшнего дня в официальных учебниках истории продолжается прозападная идеология, где только Запад и его цивилизация и созданные им империи представляют действующую ценность. Соответственно в этих книгах совсем ничего не написано о богатой и интересной культуре татарских (тюркских) народов, о выдающихся личностях, а если и присутствуют какие-то имена, то они выглядят в негативном виде или в хорошем виде те, кто дружил с западными или русскими правителями. Наши предки, совершившие великие подвиги, возвеличившие не только тюркские народы, но и все человечество, лежат в могилах поруганные, оклеветанные, непонятые. Памятники с посланиями своим потомкам разрушены и сожжены. Взамен понастроили памятники чужим героям, перед которыми татары вынуждены преклоняться. Татарские, тюркские герои, их памятники достойны очищения от всей той грязи, которая на них лилась многие века.

В начале 1243 года вернувшийся из Западного похода Батый стал создавать государство на землях кыпчаков. По завещанию Чингиз-хана его старший сынДжучи получил четыре тысячи монгольских воинов и не завоеванные еще земли кыпчаков. После смерти Джучи все завещанное п