Статьи

Чингих-хан

Когда вольных людей собралось большое количество, они решили выбрать Темучжина ханом. В 1182 г. на общем собрании при полном единогласии его выбрали ханом (или атаманом вольницы казацкой орды). Тогда Темучжин предложил взять за основу дисциплины договор войска с ханом. Так рождались первые законы татаро-монгольской Ясы. Согласно этой Ясе, войско было обязано соблюдать предписание хана, а хан, т. е. выбранный предводитель, справедливо распределять добычу среди своих сторонников и повышать их за заслуги, а не по праву рождения, как это было раньше. Темучжин заменил традиции рода и племенного союза принципом военной демократии.

Избрание Тэмучжина ханом было признано кераитами, но встретило резкое сопротивление в среде самих монголов. Они считали, что Тэмучжина избрал ханом не монгольский народ и его племенные вожди, а какие-то отщепенцы, не соблюдавшие родовые традиции. Вожди племен усмотрели в этом подготовку к вооруженному перевороту и начала гражданской войны. Чтобы уничтожить Тэмучжина, большая часть племенных вождей стала объединяться вокруг Джамухи. Последний, получив весть об избрании Тэмучжина и осознав надвигающиеся последствия, ответил не Тэмучжину, своему анде, а Хучару и Алтану: "Зачем вы, Алтан и Хучар, разлучили нас с андой, вмешиваясь в наши дела? … И почему вы не возводили в ханы моего друга Тэмучжина в ту пору, когда мы были неразлучны? И с каким умыслом вы поставили его на ханство теперь? Блюдите же данное вами слово покрепче! Получше служите анде моему!"

Гражданская война не заставила себя долго ждать. Первый военный конфликт произошел из-за убийства брата Джамухи, Тайчара, вздумавшего отогнать табун у орды Тэмучжина. Тайчар угнал коней, но был настигнут табунщиком и застрелен. Это было поводом к гражданской войне, хотя отнюдь не причина ее. Джамуха привел 30 тысяч всадников, добровольно примкнувших к нему, а Тэмучжин имел только 13 тысяч человек из разных родов и племен. В битве при Даланбалчжутах Джамуха опрокинул войско Тэмучжина и «запер» его в ущелье близ р.Онон. Он не штурмовал ущелье, но безжалостно расправился с пленными и отвел свои войска, не воспользовавшись победой. Непоследовательность Джамухи вызвала среди его соратников такое недовольство, что два самых храбрых и воинственных племени — уруты и мангуты — покинули Джамуху и перешли к Тэмучжину. Эти племена всегда стремились побеждать, а Джамуха не оправдал их надежд.

Они не перешли в орду, а пошли на службу к Тэмучжину и его сподвижникам, предчувствуя, что господство в степи и победа будут за ним. Их поступок был признанием авторитета Тэмучжина. На пир, устроенный по случаю избавления от Джамухи, принесли известие, что чжурженьский карательный отряд преследует татар на р. Улуза (приток Онона), загоняя их прямо в руки к монголам. Один из татарских князей Муджин Султу — вассал китайского императора Алтын хана, восстал против него. Узнав о восстании татар, император отправил карательный отряд против них. Тэмучжин вспомнил старую вражду с татарами, пригласил кераитского хана Тогрула принять участие в походе. Тэмучжин и Тогрул разбили татарское племя до прихода чжурженей и убили предводителей. Захваченное в плен татарское население было распределено, а командиру чжурчженьского отряда послали извещение о победе. За оказанную помощь император Алтын хан пожаловал Тогрула титулом "Ван-хан" — государь кераитов, а Тэмучжину был пожалован титул "Джаут-Кури" — великий эмир. Спустя некоторое время Тэмучжину вновь пришлось сражаться с коалицией Джамухи. Он избежал поражения, но получил серьезное ранение. Полумертвый, он был унесен своими приближенными с поля боя. Доблестный Джельме спас ему жизнь. Всю ночь отсасывал он из раны запекшуюся кровь и поил кислым молоком, добытым в неприятельском стане, тем самым не дал умереть Тэмучжину. После этой битвы часть людей решила оставить Тэмучжина и перейти к Джамухе, чем и ослабила его ряды. Вскоре к Тэмучжину явился служивший Джамухе молодой воин по имени Джиргуадой из рода Исут и признался, что в минувшем бою он подстрелил Тэмучжинова коня; в заключение он сказал: "Если ты повелишь убить меня, то только замараешь клочок земли, не больше как с ладонь, а коли оставишь меня живым, то я поусердствую тебе: глубокую воду остановлю и крепкие камни разобью на куски!" Тэмучжин ответил: "Когда враг убивает человека, то он обыкновенно таит и не высказывает этого; ты же теперь не утаил от меня. Будь же моим сподвижником". В то время Тэмучжин повелел ему именоваться "Джебе" (стрела) — в память о его поступке. Это был тот самый Джебе-нойон, который начал свою карьеру с десятника и стал одним из наиболее талантливых полководцев Чингиз-хана, принимал участие во всех его походах. О том, чем занимался Тэмучжин до 1197 года, сведений нет. По утверждению некоторых ученых, к примеру Л.Н.Гумилева, который ссылается на китайского генерала и историка Чжао Хуна, Тэмучжин пробыл в чжурчженьском плену "десять с лишним лет", пока не убежал. Правда, эти сведения противоречат мнению других ученых, которые не упоминают о его пленении. В этом вопросе нет единогласия. Андрей Кривошапкин из Якутии считает, что важной вехой в становлении Темучина, как личности, и случаем, при котором не­ожиданно нашелся выход из безвыходной ситуации, стал разгром большого отряда татар, который бежал от карательного отряда чжурчженей.

Темучин со своей ордой защищал свою территорию. Бой с татарами произошел на реке Улзе притоке р. Онона, южнее современной Читы. Участвовал в сражении и старший союзник Темучина кераитский хан Тогрул. Объединенным силам, к которым отказались присоединиться племя чжурки, удалось разгромить татар. И это имело большие последст­вия. В степи были случаи, когда степняки, служившие у китайцев наемным войском, рас­сорившись с ними, уходили в степь и создавали свои империи. Таким был, например, Второй тюрский каганат, каганат голубых тюрков (бороху терук).

Если бы татарскому отряду удалось бы уйти от чжурчженей и разгромить забай­кальских кочевников, кто знает, как бы повернулась история. Объединителем степных племен мог бы стать ни Чингиз-хан, а эти татары.

Темучин на этот раз оказался прав, настаивая на содержании военной орды. Имен­но его люди позволили одержать победу над потрепанным, но регулярным войском татар­ских наемников. Малочисленным дружинам племенных вождей во главе ополчения вряд ли удалось бы это сделать.

Чжурчжены в благодарность за разгром мятежного отряда пожаловали хану Тогрулу титул Ван, то есть царь, а Темучину звание чжаутхури - военный комиссар. Титулы показывают положение хана общеплеменного союза и военного хана в степном обществе. Если за Тогрулом подтвердили его титул хана и, дав китайский титул Ван-царь, фактиче­ски признали его союзником империи, то предводителя военной орды Темучина просто приняли на китайскую службу.

Татары до этого были союзниками чжурчженей, разгром их мятежного отряда по­казывает, что этот союз распался. Возможно, вместо разгромленного отряда китайцы при­гласили Темучина вместе с его войском на пограничную службу. Для Темучина это был выход, он мог увеличить численность своей орды. Для племенной элиты это тоже подхо­дило, всех недовольных пассионариев можно было отослать на военную службу в Китай. В это время у элиты кочевников не было и мысли, что они могут выступить против импе­рии Цзинь, слишком неравными были силы, многомиллионный Китай и разрозненные ко­чевые племена, которые еще и воевали друг с другом. Перед уходом в Китай Темучин пе­ребил чжуркинцев, никто за это ему не стал мстить. Никому не хотелось ссориться с ха­ном, за которым стоял могучий союзник-империя Цзинь. К тому же племя чжурки преда­ло своих, не выступило за общие интересы забайкальцев. Предатели были наказаны, а в степи были заложены основы нового закона: «Предавший своих, достоин смерти».

Часть таинственного периода времени в 15-16 лет, который не описан в монголь­ской и китайской версиях летописей Темучин служил в китайских войсках. Имеется прав­да версия, которую поддерживает Л.Н. Гумилев, что он 11 лет просидел в чжурчженьском плену. Но зачем было им держать его такое длительное время в плену?

Можно держать человека в плену, если за него могут дать большой выкуп, или он сын какого-то союзного правителя, которого можно держать в узде, пугая смертью залож­ника. Темучина, за которым не стоял никто, просто убили бы, никому он в Китае не был нужен. Летописцам просто было неудобно писать, что Потрясатель Вселенной служил простым военным комиссаром в пограничных областях, каких там было тысячи. Косвенным доказательством службы Темучина китайским комиссаром было то, что он уравнял в правах с монголами татар-онгутов - кочевников пограничной с Китаем степи, хотя они и не выбирали его ханом на курултае. Возможно, на службе у чжурчженей ему во многом помогали татары онгуты, у которых не было большого повода любить своих веролом­ных и жестоких соседей. Жители границы в отличие от забайкальцев хорошо знали обы­чаи и традиции чжурчженей, и без их помощи на первых порах нельзя было обойтись. Чингисхан эту услугу, оказанную татарами онгутами Темучину не забыл. Татары онгуты выращивали вдоль Китайской стены татарских коней специально для военных походов. Чингиз-хан породнился с татарами онгутами, выдав свою дочь вождю татар онгутам Ала-Кушу и тем самым заполучил доступ к бесчисленным табунам высокопородных и высококлассных скакунов. Не будь таких коней у Чингиз-хана, не было бы великих завоеваний.

Чжурчженьская служба многое дала Темучину и его соратникам. За эти годы они приобрели громадный военный опыт, увидели жизнь Золотой империи изнутри. Из четы­рех выдающихся полководцев, которых звали четырьмя псами Чингисхана, трое ушли с ним на эту службу. Чжэлмэ, Субэтэй и Мухали стали полководцами именно там. Самый молодой из четырех Джэбэ нойон примкнул к Чингиз-хану позже.

Темучин и его люди за долгие годы службы поняли, что, несмотря на внешнее великолепие, империя слаба, что внутренние противоречия раздирают его на части, кресть­янское население не боеспособно, а государственные чиновники продажны. Что есть силы, которые помогут кочевникам разгромить своих южных соседей. Противостояние цар­ских династий киданей и чжурчжэней, которые были, на самом деле не коренными китай­цами, а племенной знатью маньчжурских племен, завоевавших Северный Китай, позволи­ло в последующем опираться на выходцев из потерпевшей поражение киданьской царской династии Елюев, которые ненавидели своих противников чжурчженей. Хотя нельзя ска­зать, что монголы использовали в своих целях только киданей. Ученики оказались спо­собными и широко применяли принцип - «разделяй и властвуй», который Китай всегда применял в степи. То есть в зависимости от сложившейся ситуации монголы на свою сто­рону привлекали то коренных китайцев, то чжурчженей, то киданей.

Все эти годы Темучин узнавал то, что тщательно скрывалось от кочевников, знако­мился с нужными ему для этого людьми, изучал другие государства и другие народы и скрывал от окружающих свои мысли о завоевании мира для степи. И именно эти годы, проведенные на службе империи, позволили Темучину стать затем Чингиз-ханом.

Не забывал он и про родные степи. Все эти годы распространялась молва о Темучине полководце, о справедливом вожде, о заботливом муже, о любящем отце. Агитация эта велась под руководством ее матери. Большое влияние среди населения приобрел сын приятеля матери Мунлика шаман Теб Тенгри, которого еще звали Кокэчу. Этот человек, который обладал экстрасенсорными способностями, ходил по куреням и рассказывал о божественном происхождении Темучина. Немалое влияние для наглядной агитации имела, наверно, и военная добыча орды, которая доставалась родственникам соратников Темучина. Всю захваченную военную до­бычу с собой в обозе таскать не будешь. Поэтому в степь отправлялась значительная часть добычи ордынцев, вызывая черную зависть окружающих соплеменников.

За время отсутствия Тэмучжина его орда пережила тяжелый период. Хасар был прекрасным стрелком, храбрецом, но талантов правителя у него не было. Вольные люди, видя бездарность вожака, стали разбегаться. Поэтому когда Тэмучжин вновь появился в орде, у него вместо 13 тысяч воинов оказалось всего 2600 человек. Он снова взялся за объединение племен, которое происходило кроваво. Война шла долго и упорно. Это была не междоусобная война за власть, а за создание нового общественного устройства в степи. Первым крупным военным предприятием Тэмучжина было выступление против некоторых татарских племен, начатое вместе с Тогрул ханом около 1200 года. В 1201 году 16 племенных вождей собрались на курултай и выбрали Гур-ханом Джамуху, поставив своей целью уничтожить Тэмучжина и Ван-хана. В битве при Койтене Тэмучжин и Ван-хан разгромили союзную армию, благодаря тому, что внезапно налетел ураган, и разноплеменное войско Джамухи потеряло связь друг с другом. Развивая успех, Тэмучжин разгромил тайчжуитов на берегу р. Онон. В 1202 г. Тэмучжин уже самостоятельно выступил против татар. В этом сражении он одержал победу. Покончив с казнями главарей и сбором пленных татар, Тэмучжин созвал в уединенной юрте семейный совет для решения вопроса о том, как поступить с плененными враждебными татарскими племенами. На совете поговорили и решили всех взрослых воинов-татар истребить. Хотя в источнике "Сокровенное сказание" говорится об истреблении, но вряд ли это имело место в действительности. Рашид-ад-дин сам же указывает, что приказ Тэмучжина не был выполнен. Только сын Чингиз-хана и отец Батый хана Джучи по настоянию жены-татарки укрыли 500 из одной тысячи татар. Детей, дома эмиров и их жен забрали орды. Сам Тэмучжин взял в жены дочерей татарского хана: Есуй-хатун и Есуган-хатун, которые забрали с собой некоторых чужих детей. Много татар откочевали на запад раньше, до разгрома, многие были розданы монгольским нойонам, поэтому избежали истребления. В другом месте своего сочинения знаменитый персидский летописец, затрагивая указанную проблему, пишет: "В конечном счете, после гнева Чингиз-хана на племя татар и уничтожения их, некоторые из них остались по разным углам, каждый по какой-нибудь причине...… Из этого (татарского) народа, как во время Чингиз-хана, так и после него, некоторые стали великими и уважаемыми эмирами и доверенными государства в ордах (высокопоставленных монголов). После этого, вплоть до нынешнего дня, в каждой орде и в каждом улусе из них появились великие эмиры. Иной раз им давали девушек из рода Чингиз-хана и от них высватывали невест. В каждом улусе также существует из того племени много народа, который не стал эмиром, а присоединился к монгольскому войску; всякий из них знает, из какой ветки татар он происходит".Детей из враждебных племен монголы не обижали. Поскольку те становились сиротами, их отдавали на воспитание женщинам. Так, мать Тэмучжина Оэлун воспитала четверых. Надо полагать, что другие монгольские женщины подражали ханше. И когда через 20 лет эти дети выросли, то они умножили число сторонников Чингиз-хана. Кераитский Тогрул хан был добрым и искренне любил Тэмучжина. С его помощью он отбивался от недругов и хотел, по слухам, передать Тэмучжину свой престол. Но сын хана невзлюбил Тэмучжина и решил его убить. Тут нашлись два кераитских конюха, которые предупредили Тэмучжина, и он сумел откочевать. Осенью 1203 года войска Тогрул хана выступили против Тэмучжина, но были разбиты. В среде самих кераитов произошел раскол. Часть их сочувствовала Тэмучжину, а он сам видел в кераитах противников, но не врагов. Дочь погибшего хана Тогрула стала женой любимого сына Тэмучжина — Толуя, кераитские богатыри — нойонами монгольского войска, народ влился в монгольскую орду. Сын найманского хана Кучлуг после поражения джуиратов радушно принял бежавшего Джамуху, который стал настраивать хана против Тэмучжина. Ежеминутно грозила разразиться война. Тайан-хан не успел соединить свои войска с отрядами союзников до выступления в поход Тэмучжина. Авангардом командовал Джебе, при котором помощником состоял Субэтай. Первому было около двадцати пяти лет, второму — семнадцать. Субэтай, происходя из северного племени урянхов, не обладал пылкостью характера Джебе и его страстью к приключениям. В его действиях преобладал расчет, работая вместе, они друг друга удачно дополняли. Оба были настоящими военными гениями. Тэмучжин со свойственной ему проницательностью тотчас заметил их и поставил во главе старых военачальников.

Битва произошла в 1204 г. к западу от р. Орхон. Она продолжалась с утра до ночи. Тайан-хан был смертельно ранен. Его подчиненные спросили, какие он даст приказания, но он умер, не сказав, ни слова. Тогда найманы снова начали битву. Пять или шесть раз Темучжин говорил им: "Я оставлю вам жизнь и имущество, как благородные товарищи, вы исполнили все обязанности по отношению к вашему государю, так и сдавайтесь!" Но они ничего не хотели слышать и полегли в бою. Кучлук бежал сначала к уйгурам, а затем в Семиречье к верховному вождю кара-хитаев Гур-хану, который радушно принял его и выдал за него замуж свою дочь.

Джамуха бежал к кыргызам, а затем меркитам. Он продолжал борьбу, но в одном из боев был взят в плен. Темучжин проявил великодушие к своему анде: без злопамятства предложил Джамухе забыть вражду и возобновить прежнюю дружбу, но тот сам испросил себе, как милость, казни: "Пусть Темучжин позволит ему умереть без пролития крови..." Желание его было исполнено.

Темучжин принимает императорский титул. В 1206 г. Темучжин решил осуществить свой план о перенесении своей ставки в древнюю тюркскую столицу Каракорум. Это был решительный шаг: водрузить свои знамена в Каракоруме значило восстановить древнюю империю Кюктюрков, продолжить древнюю традицию и принять императорский титул. В местности Дэлюнь-Булдак на правом берегу р. Онон собрался курултай – национальный конгресс, который назначал каганов и ильханов, брал с них клятву верности и заставлял подтверждать личные права каждого из своих членов. Но этот курултай был особым. До сих пор Темучжин был Суту-Богдо, "Сыном Неба", теперь его провозгласили Чингиз-ханом, императором, непреклонным, непоколебимым, абсолютным, самодержавным. Его поднимали на войлоке над головами окружавшей толпы сподвижников в соответствии с древними кочевыми обычаями и криками выражали свое согласие повиноваться ему. В курултае, провозгласившем Темучжина Чингиз-ханом, участвовали тангутский и девятнадцать тюркских народов, а также двадцать шесть собственно монгольских улусов. Они представляли уже не федерацию племен, а однородную нацию. За вновь сформированным народом-войском официально было закреплено единое имя "монгол", поскольку монголами были сторонники и сподвижники Чингиз-хана, составившие военно-политическое ядро молодого государства. Конечно, всякий помнил свою генеалогию, но это было их личное дело. Происхождение имени "монгол" еще не вполне установлено. Это имя было введено официально только после образования державы Чингиз-хана. Многие ученые считают, что оно образовалось от слов мэнге эль (мэнге иль) – мэнгэл. Так звали сподвижников Чингиз-хана, которые боролись за создание Вечного эля. Это было политическое название, а не этническое название племени или народа, поэтому, сегодня с таким этническим названием нет ни нации, ни рода как среди тюркских, так и среди монгольских народов. В последствие оно стало общим именем для всех монголоязычных племен. Калибек Данияров считает, что слово монгол про­исходит от казахского названия народа государства Чин­гисхана “мынкол”. Мын-тысяча, кол-войско. Мынкол -тысяча войск.

«Чингиз-хан на холме Дэлюнь-Булдак, окруженный священными знаменами, стоя рядом с главным прорицателем со святым Кукчэ ("небесный" по-татарски), поклялся перед курултаем соблюдать национальный договор: "Этот народ..., который, несмотря на мои невзгоды и опасности, неразрывно связал себя со мною против всех, – этот народ, готовый принять и радость, и горе, вооружил мою мощную мысль своей великой силой, – этот народ, чистый, как горный кристалл, который среди всевозможных опасностей до конца сопровождал своей преданностью каждое мое усилие, я хочу, чтобы он назывался Кюк Монгол ("небесные монголы") и чтобы он возвысился над всеми.»

Так завершился процесс образования монгольского государства. Так продолжалась традиция – империя Кюктюрков сменилась империей кюкмонголов, небесные монголы сменили небесных тюрков. Образовалась тюрко-монгольская империя.

Поднять знамя империи Кюктюрков, т. е. тюркской державы, значило то же, что объявить войну известному врагу кюктюрков Северному Китаю, "Золотой ограде".

В 1208 г. умер император Северного Китая Чанг-Цонга. Его смерть освободила Чингиз-хана от мирного договора, подписанного с ним. Теперь у него были развязаны руки для похода против Китая. Новый император Уэй-Шао-Уань послал официальное письмо монгольскому кагану Чингиз-хану, извещая о своем вступлении на престол. Чингиз-хан спросил посла: кто новый император? Тот ответил: "Уэй-Уань". Чингиз-хан отвернулся, плюнул и сказал: "Неужели такой глупец, как Уэй, достоин быть императором? Неужели Чингиз-хан должен присягнуть ему на верность?" Сказав это, он повернулся к нему спиной и сел на коня.

Чингиз-хан рассчитал свой удар. Грубое оскорбление, которое он нанес императору "Золотой ограды", показывало, что он хотел ускорить развязку войны.

Пока в империи Цзинь шла гражданская война, татаро-монголы подтягивали свою армию к Великой стене. Сам Чингиз-хан находился при главном корпусе, которым командовал его военный советник Мухали. Авангард был под началом Джебе и Субэтая.

Эта молодая татаро-монгольская армия, закаленная в мелких войнах и стычках, впервые предпринимавшая общий поход и жаждавшая крупного дела, была вся до последнего человека охвачена энтузиазмом. Чингиз-хан, умевший управлять людьми как никто, вдохнул в них национальное сознание, страсть и разжег в них чувство патриотизма.

Как пишет Абул-Гази, Чингиз-хан созвал собрание монгольских вельмож и сказал: «Императоры Китая (т. е. "Золотой ограды") причинили много зла моим предкам и родственникам. Теперь всевышний Тэнре обеспечил мне победу. Он дает мне случай и власть потребовать у Китайской империи в лице императора "Золотой ограды" восстановления прав моих предков и родственников (под родственниками он имел в виду тюркскую нацию). И вот все восточные тюрки – хидани, уйгуры, татары, карлуки, кунграды, мангуты, онгуты, кераиты, найманы, ойраты, торгуты и т. д. – все потомки Огуз-кагана, все дети Серого волка, пошли за Чингиз-ханом, чтобы отомстить национальному врагу – китайцам – за все зло, которое они причинили их предкам, древним кюктюркам».

"Сила и дисциплина были настолько необыкновенны в явившемся татарском войске, что, казалось, оно могло покорить весь мир", – так писал в XIII в. китайский летописец.

С этого момента история Чингиз-хана обретает новое качество, история вступила в этап образования империи Великой Степи, фактически повторив события 500-летней давности, империю Кюктюрков.

Перед выступлением в поход Чингиз-хан поднялся на священную гору, вознося молитвы о даровании победы. Стоящий под горой народ и войско все это время взывали: "Тэнгри! Тэнгри!" На четвертый день Чингиз-хан спустился и объявил, что Небо дарует ему победу.

Весной 1211 г. татаро-монгольские войска вторглись в Северный Китай. Лучшие военачальники Мухали и Джебе направились на восток, а войска под командованием сыновей Чингиз-хана направились в Шаньси.

Перед Джебе был целый ряд преград: две армии противника, затем Хинганские горы, затем река Еголь и, наконец, Великая стена. Он быстро преодолел все эти преграды.

Существенную помощь монголам в их наступлении оказали кидани, которые восстали против чжурчженей, захватили Ляодун и перешли на сторону Чингиз-хана. Чжурчжени мужественно отбивали атаки монгольских войск. Они проявили удивительную стойкость и отвагу. Позднее, когда монголы напали на далекую от их родины Центральную Европу, Субэтай сумел в два месяца (конец марта – середина мая 1241 г.) сокрушить все военные силы Польши, Силезии, Моравии, Богемии и Венгрии, поддерживаемые Германской империей, но тому же Субэтаю, Джебе, Мухали и целому ряду других полководцев понадобилось двадцать четыре года беспрерывной войны (1211–1235 гг.), чтобы справиться с чжурчженями. После захвата Леао (1214 г.) основной удар был направлен на Пекин. Войска шли на него с трех сторон. Сам Чингиз-хан особым талантом полководца не обладал. Зато он умел находить и привлекать на свою сторону талантливых людей, становившихся впоследствии прекрасными полководцами. И они ни разу его не подвели. Так как эти нойоны и нухуры оставались верны потомкам Чингиз-хана, выбираемым самими воинами на курултаях, то, естественно, они служили не персоне Темучжина, а тому правопорядку, выражением которого был Яса.

Выработку планов наступления Чингиз-хан поручал генералам-специалистам, затем своим ясным умом обсуждал проект и, приняв его, предоставлял полководцам полную свободу действий. Он не вмешивался лично в командование армией, которая представляла собой главное колесо в огромной государственной машине, построенной и управляемой им. Этот великий завоеватель никогда не стремился лично выиграть сражение, ему было достаточно того, что он умел распознавать людей, способных одержать победу.

В 1215 г. после длительных боев татаро-монгольские войска заняли Пекин. Император подписал договор, по которому он признавал протекторат монголов над Леао. В обеспечение договора он выдал свою дочь за Чингиз-хана и перенес свою столицу в Пиан-Кинг, к северу от Желтой реки. А в это время Субэтай занимался покорением Кореи.

Завоевав Северный Китай со столицей Пекин, Чингиз-хан обратил свои взоры на запад в сторону Семиречья, где сидел его заклятый враг, глава племени найманов Кучлук хан. Против него он послал Джебе, который имел под своим руководством двадцать пять тысяч человек. В первой же битве мужественные и суровые ветераны Кучлук хана были опрокинуты, разбиты и рассеяны воинами непобедимого полководца, которых не остановила даже Великая стена. Политическая кампания была проведена с такой же уверенностью, как и военная. Татаро-монгольский авангард еще не вступил в Восточный Тюркистан, а агенты Джебе шли впереди армии и возвещали повсюду, что в святом городе Каракоруме сидит Чингиз-хан Сугу-Богдо "Сын неба" — повелитель всех тюрков и монголов. Они распространяли прокламации, где Чингиз-хан обещал свободу вероисповедания, покровительство всем культурам, а также не нанести никакого ущерба населению при вступлении войск Джебе. И население Кашгара, Хотана, Яркенда и др. не оказало никакого сопротивления. Захватив Кашгар и Хотан, татаро-монгольские войска вплотную подошли к землям, подвластным хорезмшаху Ала ад-дин Мухаммеду, который был владыкой огромной империи, простирающейся от Ирака на востоке до Азербайджана на западе и Аральского моря и Мангышлака на севере до берегов Индийского океана на юге. Началась война с хорезмшахом Мухаммедом. Армия хорезмшаха потерпела поражение.

В 1221 году на территории Средней Азии уже не было другой власти, кроме татаро-монгольской. Никто здесь больше не оказывал сопротивления Чингиз-хану. Чингиз-хан выступил против Тангутского государства с намерением наказать хана за предательство. В 1227 году государство тангутов потерпело поражение, хан был убит, а население было обращено в рабов. После победы над тангутами он направился в Китай, где шли военные действия под руководством Субэтая против восставших чжурчженей. Чингиз-хан не дошел до Китая, в пути болезнь обострилась. Все его дети и верные друзья были рядом. На смертном одре Чингиз-хан говорил своим детям: "Не забывайте, что душа всякого дела состоит в том, что оно будет доведено до конца. Мое завещание таково: Вы, для поражения врагов и возвеличия друзей, будьте одного мнения и одного лица, дабы жить приятно и легко и наслаждаться царством". Он умер в местечке Шаньси в походной обстановке, так же просто, как и прожил свою жизнь. Его похоронили на берегу реки Онон, где он родился. Над его могилой один тюркский полководец пустил табун из тысячей лошадей, чтобы никто не смог найти и потревожить потрясателя Вселенной Чингиз-хана. Так кто же он - этот известный всему миру как потрясатель Вселенной Чингиз-хан? Он не был ни представителем, ни вождем степной аристократии. Наоборот, именно в беспрерывной, непримиримой борьбе с ними, жестокими и алчными "худыми ханами", спесивой знатью, глухой и равнодушной к людским страданиям и горестям, сирота Тэмучжин, этот бедный охотник, преображался, крепчал, закаляясь духом и телом, пока, наконец, не стал тем вождем, объединителем Великой Степи, создателем "Ясы" - великого Закона и могучего государства, объединившего практически все тюркские и монгольские народы. Чингиз-хану пришлось самому заложить основу своей будущей власти, не получив никакого наследства от отца. Он начал свою подлинную карьеру в значительно более зрелом возрасте, чем все другие завоеватели: до пятидесяти лет его имя, пожалуй, никому не было известно за пределами современной Монголии. Это один из редчайших случаев в истории, когда не аристократ, а простой бедный охотник в пятьдесят лет был провозглашен императором. Большую часть своей жизни он посвятил объединению своих соотечественников, за утверждение в Степи государственного порядка. Рашид ад-дин точно подметил, почему Чингиз-хан, вступив на престол, т.е. победив врагов и будучи поднят ханом на белом войлоке, ввел повсеместно строгий порядок и указал каждому свое место. "До него младшие не слушали старших, подчиненные не уважали начальников, начальники же не исполняли своих обязанностей относительно подчиненных. Злодеяния приняли такой обширный характер, и людям стало невмоготу, что Небеса не стерпели", - утверждается в знаменитой летописи "Алтан Тобчи". Как видно, объединение Великой Степи и установление Великого евразийского государства были исторической необходимостью, предопределенной самим ходом событий, иначе говоря, Всевышним проведением. Вот почему бедный гонимый юноша с огнем в глазах и светом на лице рожден был на этот свет, чтобы объединить тюрко-монгольские земли и народы. Марко Поло, побывавший в тот период в Каракоруме, записал о Чингиз-хане так: "Он умер, к великому сожалению, так как был честным и мудрым человеком". А французский историк XIII века Жуанвиль высказался: "Он установил Мир". Мир во Вселенной ценой войн.


Рафаэль Безертинов. Казань. 2011 г.