Статьи

Татарские фольклорные круговые танцы

Татарские фольклорные круговые танцы

 

 

        Танцевальное искусство берет начало в глубокой древности. Эмоциональные впечатления от окружающего мира выражались в танцах и песнях. Древние люди имитировали наблюдаемые в природе движения диких животных. Сначала возникли обрядовые танцы и песни, которым придавалось большое магическое значение: люди верили, что с помощью определенного ритуала им повезет в охоте на зверя, что боги будут милостивы к ним и не допустят наводнения, засухи, пожаров. Танцем выражались военные действия, моления  о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. Танец это жест движение, он является первым языком, возникшим задолго до появления письменной речи. Индивидуально или в группе люди выражали различные внутренние состояния через движение. Музыка, ритм, танцы всегда изменяли настроение любого человека: завораживали, даже вводили в экстаз.

      Существовали танцы воинственные, культовые, общественных празднеств и театральные, танцы в быту. У всех народов танец является выразителем внутренних чувств; движений выражаются радость, горе, любовь или злость. В танце можно показать фантазии, разочарования и надежды. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции.  В развитии танца важную роль играл климат. Чем холоднее климат, тем теплее и тяжелее одежда танцующего, а потому и медлительней танец. На юге танцоры двигаются легче и задорнее. Танцевальное искусство некоторых стран популярно только в пределах их границ, а у других завоевало весь мир.

     Изначально в культуре человечества возникли народные (или этнические) танцы как часть обрядовых или ритуальных церемоний, часто сопровождающихся пением.  Народные танцы это самый распространенный вид танцевального искусства. Народные танцы передаются из поколения в поколение с древних времен, основаны на обычаях, традициях: празднования времен года, рождения, свадьбы и др. В них заключается понимание жизни. А не только развлечение. Народный танец фольклор – это не искусство, а культура. Фольклорным танцем живут, а не просто «рядяться» в костюмы ради выступлений. Нет ни одной народности, какой бы малой она ни была, которая не имела бы присущей только ей танцевальной культуры. Фольклорный танец,  исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное. Фольклорный танец это проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом для зрителя. Народные танцы являлись естественной частью религиозных церемоний, которые  сопровождались песней запевалы, которому вторили все исполнители.

    У европейских народов в народных танцах участвует много исполнителей. В основном танцы рассчитаны на парные или групповые исполнения. У тюркских и монгольских народов пляски и танцы пользуются огромной популярностью на всех празднествах. Мужчина  должен проявить в пляске свою удаль, ловкость и мастерство. Перепляс, когда  партнеры, сохраняя  интервал между собой, пляшут друг перед другом, распространен у татар, казахов, калмыков, киргизов, азербайджанцев и др. и восходит  к  идее соперничества  с целью определить сильнейшего. Для женского танца характерны: плавность, величавость, лёгкое кокетство. 

     Круговой танец является одним из народных. Происхождение круговых танцев теряется в доисторической глубине. Они естественно, стихийно возникали в сердце народа. Праздничные и простые, приуроченные к временам и событиям года: к сбору урожая и рождению детей - медитативные и ритуальные, исполняемые для заклинания духов солнца и дождя, для сохранения мира. Танец служил особым языком общения с природой, богами, людьми и со своим собственным естеством. На протяжении многих веков он выражал настроения, чувства  и стремления народа. Круговые танцы распространены в Греции, Македонии, Болгарии, Франции, Англии, Румынии, Молдавии, Армении, Израиле, Индии, Африке и Южной Америке   и др.

     История народного танца Турции начинается в глубоком прошлом и уходит корнями в далёкие языческие времена. Определить некие общие истоки танцевальных традиций, очень непросто, так как история Анатолии – это история множества народов: это и фригийцы, и хетты, греки, тюрки, и османы и др. Народные турецкие – это результат взаимопроникновения различных культур и традиций: кочевых, земледельческих, военных – в течение нескольких тысяч лет. В различных районах Турции распространены танцы, основанные на подражании движениям животных и птиц – «Утки», «Буйволы», «Голуби», а также изображающие различные ситации с участием животных – «Петушиные пляски», «Медвежьи пляски», «Волк и ягнёнок» и др. Есть среди турецких народных танцев и круговой танец «Халай».  История этого танца начинается со времён Ассирийского царства. Танцы этого типа условно делятся на степной «халай» и восточный. Этот танец, подобен хороводу. Фигуры и движения весьма разнообразны и в различных регионах могут иметь многие варианты, но в основном во время пляски танцоры (мужчины или женщины) образуют круг или ряд. Ведущие берут друг друга за палец или за плечо, иногда под руки, а замыкающие держат в руках большой разноцветный платок, который называется «мендиль». Музыкальное сопровождение – очень ритмичное, постепенно становящееся всё быстрее.  Инструменты: давул, зурна, баглама, различные виды свирелей.

      С древних времён человек использовал танец для осуществления магических ритуалов, поэтому во время ритуала танцу не просто отводилась вспомогательная роль. Под ним понималась коллективная или индивидуальная пляска, исполняемая в экстатическом состоянии, что больше всего соответствовало понятию «магический танец». Танец в духовных практиках помогал сосредоточить сознание для концентрации на важных целях, и таким образом шаманы и жрецы достигали нужного уровня сознания. Ритуальные танцы исследователи часто относят к религиозным танцам, не считая их народными. Первоначально танец, как вершина психического и физического состояния, в любой древней культуре был обращён к Богу, к природе, и нёс ритуальный смысл. Т.е. человек или группа людей была как центральное звено в неразрывной цепи между небом и землёй. Между тем все эти танцы имеют важное историческое значение для каждого народа. Сакральные танцы всегда носят характер поклонения или сообщения с чем-то высшим. Например, суфийские кружения и круговой танец Зикра.

          Танцевальная культура в кочевом мире насчитывает тысячелетия. Появившись как ритуально-религиозное действо, танец стал постепенно обретать характерные бытовые особенности, разделяясь на виды и специфические подвиды, а также, в зависимости от ареала распространения танца, приобретая особенные местные черты. Новейшие археологические материалы полностью подтверждают архаичность происхождения тюркского музыкального творчества. Важнейшими артефактами являются примитивные, но разнообразные (духовые, ударные) музыкальные инструменты. О существовании собственно танца свидетельствуют росписи по керамике, изображающие единичные танцующие фигуры и сцены «хоровода». На территориях современных провинций  Синьцзян-Уйгурского Автономного Района и Внутренней Монголии (КНР) обнаружено внушительное число наскальные рисунков, относящихся к III-II до н.э., которые воспроизводят различные боевые и ритуальные танцы (в т.ч. копирующие движения животных и птиц). Они доказывают богатство и особую религиозную значимость архаического танцевального творчества.

     На рубеже III–II вв. до н. э., когда столкновения народов Великой степи с Китаем были наиболее активны, в Китае возникли боевые танцы, в исполнении которых могли участвовать иногда несколько сотен человек. Обычно это были профессиональные воины, разыгрывающие исторические батальные сцены. Боевые танцы ценились при дворе. На праздниках во время исполнения танцев устраивались масштабные боевые представления, включающие бой с оружием, защиту невооруженного противника от вооруженного, приемы отбора оружия, броски и захваты. Постепенно ритуальные боевые танцы все теснее стали переплетаться с методами тренировки воинов. Так к III–V вв. сформировался комплекс воинских искусств.

      Так как войско кочевников формировалось из отрядов конницы, то на национальных праздниках кочевников так же разыгрывались исторические батальные сцены, показательные бои, скачки и игры на конях и т. д., где показывались приемы боевого конного единоборства. Тем не менее, кочевники вступали в ближний бой. Они умело владели и ближним боем. Боевое единоборство тюрков включало широкий диапазон приемов, в рукопашном бою проводимых ногами, ведь в бою руки воина были заняты оружием. Доспехи на воинах не давали преимущества ударам, и основным способом приложения силы в борьбе были толчки. Невозможность рассчитывать в бою на силу возвратно-поступательных движений обусловила превалирование вращательных движений, что, в свою очередь, позволило сочетать подготовку воинов с ритуальными танцами. Особенностью тюркского боевого единоборства и его основным отличием являются приемы в виде кругов и спиралей, которые в непрерывном соединении создают надежную защиту воину. К сказанному можно добавить, что и стиль Ба-гуа китайского боевого искусства кунгфу также основан на круговом движении.

        У тюрков и монголов разных родов пляски и танцы пользовались огромной популярностью на всех тэнгрианских празднествах. Следуя тысячелетним традициям, тюрки с детства учились садиться на коня, стрелять из лука и танцевать. Но все изменилось за последние несколько сот лет. В современное время у бывших кочевников тюрков и монголов не сохранились боевые единоборства, соответственно не сохранились и боевые танцы в виде кругов. Многие тюркские и монгольские народы забыли круговые танцы.

        Круговые танцы на сегодня сохранились и пользуются успехом у якутов и бурят. Среди них большую популярность приобрел круговой танец ехор. Круговой танец ехор ныне танцуют якуты, долганы, буряты, оленные и конные тунгусы и родственные им эвены. Соответственно география распространения ехор охватывает Прибайкалье, северное Забайкалье, бассейн р. Лены, низовье Енисея, Таймыр и часть Магаданской обл.  Изучение этнического и географического ареалов распространения кругового танца у тунгусо-маньчжурских народов показывает, что он бытует только среди оленных и небольшой группы конных тунгусов Сибири и Забайкалья.

         На Алтае  до 80-годов XX века распространенным круговым танцем был Танар. Хоровое пение и коллективное кружение в танце использовалась перед боем, для поднятия духа и вхождения в единый энергокруг "чаканак" т.е. локоть. При этом случае ритм песни менялся, пели про Алтай, горы, ледники, коней и др. Движения при этом тоже менялись, они становились более ритмичными, с легким приседанием, руки ложили на предплечья. Заканчивался танец братанием. Сейчас оно сохранилось виде стилизованных форм, потеряв его духовность.

          На  Северном Кавказе у тюркских народов балкарцев и карачаевцев есть «тегерек тепсеу» («круговой танец»), который обычно танцуют на праздниках и свадьбах.

         «Башкирский круговой танец  «түңәрәк» все еще популярен в народных празднествах и исполняется на особом подъеме  эмоций,  всеобщего  восторженного настроения.  В прошлом  круговой танец имел  ритуально-обрядовые функции обращения к божествам, покровителям-тотемам рода, исполняясь  во время праздников «Каргатуй» (Воронья каша), «Кукушкин чай». Танец «түңәрәк уйыны” (хороводная игра), исполняемый девушками в круговом  движении возле деревьев, имел  цели «обеспечения благополучия каждой из участниц», сопровождался  благопожеланиями.  Круговая линия  является основной мизансценой  в танцах, связанных с тотемистическими  воззрениями – «Лебедь», «Тетерев», «Звенящий журавль» (Сынрау торна), «Айыутуй» (Медвежья свадьба). Танцы «Воронья каша», «Кукушкин чай», «Пожелания дождя» ныне исполняются преимущественно ради обычая, бытуют вне обрядовой соотнесенности. Круговой танец башкир в своей обрядовой сакральной сути функциональности, связанной с почитанием гор»1. Башкирские круговые танцы, похожи на татарские как и названия танцев.

     В 2006 году исследователи-фольклористы Республиканского центра развития традиционного творчества министерства культуры РТ, провели экспедицию в Саратовской области с анализом фольклорного творчества татар-мишарей. По мнению ведущего научного сотрудника этнохореолога РЦРТК Умерова Д.И. «Основными видами фольклорных плясок татар Саратовской области являются песенно-плясовые хороводы и подвижные игры.  В композиционном отношении большинство танцев имеют форму круга, характерную для хороводов (Тугэрэк уен). Круговое движение в танцах у татар Саратовской области, так и у казанских татар, кряшен, сибирских  и приуральских татар, вероятно связано с культом солнца. 

     Хороводные пляски, включают в себя песню, движение простыми шагами по кругу, и элементы плясовых движений. В хороводных плясках Саратовских татар, под аккомпанемент песни совершается движение по замкнутому кругу, внутри которого или показывают действие или, исполняют пляску со сменой партнёров. Например, записанная нами песенно-плясовая игра «Алиран – голиран», представляет собой хоровод с меняющимся солистом в центре круга. Все участники, взявшись за руки, движутся по кругу простыми шагами, в такт музыки, муз. размер 2/4. Двигаясь шагами на каждый счёт, исполняют первый куплет песни, солист стоит на середине.   Например: Алиран голиран Алия Аля Лейли / 2 раза,

    Припев: ЯМЛЕ СУ БУЕ КОШЛАР СОЙРЫ ЖАЙ БУЕ / 2 раза. На припев солист выбирает себе партнёршу и, взявшись обеими руками за руки кружатся внутри круга исполняя тройной притоп. Солистом теперь становится выбранная бывшим солистом партнёрша, и хоровод может продолжаться до бесконечности.    В хороводных плясках основной куплет поётся всеми участниками протяжно и мелодично в умеренном темпе, соответствующем спокойному движению танцующих, а припевы – коротко и быстро, но на том же мелодическом материале. Например: в хороводной пляске «ТИНАГЕНА ТИНАГЕНА»   В начале все участники, держась за руки, как и в предыдущей пляске, но без солиста, идут медленно на распев, исполняя первый куплет песни. На припеве: разорвав круг, проходят в воротца под руки двух участников, прибавив темп припева, держась за руки, двигаются змейкой, в ногах исполняя движение, что-то похожее на «беренче йореш». 

     Ещё одна песенно-плясовая хороводная игра «Тактага басып уен», (плясовая игра на досках). Муз. размер 2/4. Наступая полной стопой на каждый счёт музыки, держась за руки и исполняя первый куплет песни, все участники двигаются по кругу.

Первый куплет: СИН ДА БАСТЫН ТАКТАГА, МИН ДА БАСТЫМ ТАКТАГА  / 2 раза.  

 Припев: СИГАНЕНДЕ КУРДЕМ ИНДЕ, ПАЖАЛУЙСТА МАКТАМА / 2 раза.

На припев, расходятся по парам, и, взявшись руками за плечи, исполняют перескоки с одной ноги на другую с тройным притопом. Затем, исполняя второй куплет, взявшись за руки, опять двигаются по кругу. Пляска может продолжаться до бесконечности. 

 Хороводные пляски Саратовских татар можно разделить на несколько видов:

1) – хороводный танец, где внутри круга танцует одна пара;   

2) – хороводный танец, где одна пара чередуется с одной, другой и третьей и т. д.;

3) – хороводный танец, где внутри круга играет гармонист;

4) – хороводный танец, где внутри круга сидят юноша и девушка, а остальные поют им лирические песни;

5) – хороводный танец, где в центре круга находится один из участников, кричит такмак»2.

        К сожалению, нужно отметить, что исследование музыкальной стилистики татарских народных песен и танцев значительно отстает от желаемого в области изучения традиционной культуры татар. Анализ особенностей мелодии  формы татарских фольклорных произведений, безусловно, станет ценным источником по осмыслению формирования традиционной культуры татар. Танцы это культура нашего народа, которую необходимо беречь, лелеять и пропагандировать.

 

 

 

Использованные литература и источники:

 

 


  1. Тенгрианские мотивы в башкирском танцевальном фольклоре. Розалия  Султангареева


 (Из материалов  IV-й Международной научно-практической конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность», 09-10 октября 2013г., Улан-Батор, Монголия)


  1. (Фәнни конференцияләр материаллары җыентыгы). Өченче китап. –
          Казан: , 2007. – б. Умеров Д.И.  Фольклорные игры и пляски татар-мишарей   


      Саратовской области. стр. 125-130.


  1. Бикбулатов К.М. /Татарские традиционные до свадебные танцы// - В сб. Сцена и время.


       Казань, 1982. 


  1. Бикбулатов К.М./Нардуганский цикл традиционных танцев татар-кряшен.// В сб.:


 Искусство Татарстана: пути становления. Казань, 1985.


  1. Бикбулатов К.М. /Классификация традиционного танцевального фольклора


       сибирских татар. Социально-культурные процессы в советской Сибири.// Омск, 1985.


  1. Бикбулатов К.М. / Традиционные предсвадебные танцы приуральских татар.// - В сб.:


        Традиционный и современный фольклор Приуралья и Сибири.// М.,1979.


  1. Тагиров Г.Х. / Татарские танцы// Казань, 1960.


 

        

   IV-я Международная научно-практическая конференция «Круговые танцы в контексте религиозных воззрений».  20-22 июня 2014 г., г. Казань. Безертинов Рафаэль Нурудинович