В тюркско-монгольском календаре 12-летнего животного цикла имеются свои циклы подъема и упадка (волны отлива и прилива). Человеческий цикл подъема и упадка состоит из 12-летнего цикла. Время по традиционным татарским (тюркским) понятиям течет не по прямой линии, придуманной жрецами Ближнего Востока, а спиралевидно-циклически. Цикл подъема и упадка у национального этноса составляет 400 лет. Это можно увидеть из истории развития татаро-монгольского этноса хуннов, Тюркского каганата, Татаро-монгольской империи и т. д.
Если следовать логике российского ученого Льва Гумилева, суть «пассионарного взрыва» заключается в том, что, казалось бы, ничем не примечательный народ вдруг обретает необычайную силу, становясь главенствующим на обширной территории. Первый «пассионарный взрыв» относится к возникновению Хуннской империи, второй – к возникновению Тюркского каганата, третий – к ХIII веку, когда Чингиз-хан создал самую великую в истории человечества империю, а четвертый связан с созданием Джунгарского ханства.
С конца XX века начался космический цикл подъема для азиатских народов, окончание подъема, начала упадка – для европейских, в том числе американского народа. Такие страны, как Китай, Япония, Южная Корея, оседлали волну подъема и стали одними из ведущих стран мира. На тюркско-монгольский мир этот циклический подъем также действует. Распался Советский Союз, и много бывших тюркских республик получили независимость. Монголия тоже стала полностью независимой. Внутри России тюркские и монгольские республики, области получили больше прав, чем при Советской власти.
Чтобы открылась дорога к счастью и благоденствию тюркам и монголам необходимо оседлать космический цикл подъема волны. Для того чтобы оседлать волну подъема, необходимо восстановить связь с духом Неба, а для этого необходимо возродить традиционное мировоззрение тюрков и монголов. С возрождением традиционного мировоззрения и почитания духов предков поднимется тюркский и монгольский дух и дух Великой степи. Возрождение традиционного мировоззрения тенгрианства создаст предпосылки к возрождению духовной тенгрианской цивилизации. В тенгрианскую духовную цивилизацию могут войти все тюркские, монгольские и финно-угорские народы, признающие дух Неба независимо от того, имеют или нет они свою государственность. Народы имеющие свою государственность, могут быть локомотивами в создании духовной тюркско-монгольской тенгрианской цивилизации. Наиболее важные свойства, которые необходимы для создания тенгрианской духовной цивилизации, –духовная цивилизация опирается на три опоры:
- Язык.
2. Великая национальная идея (традиционное мировоззрение или религия).
3. Национальный алфавит.
Необходимо поднимать ценность языка, традиционное мировоззрение концепции духа Неба Тэнгри и алфавит. Татарский (тюркский) алфавит или, как его назвали ученые, руны, орхоно-енисейский, имеет свою уникальность и универсальность. Раздельное начертание письма без соединения друг с другом позволяет любое написание – как слева направо, так и справа налево, а также в виде столбцов сверху вниз. Татарский (тюркский) алфавит имеет не только знаки и символы, но и магические свойства. Поэтому он наиболее приемлем для всего тюркского и монгольского мира. Возвращение к тюркскому алфавиту не должно быть полным отказом от кирилличнеского, арабского, латинского алфавитов, так как на этих алфавитах накопилась информация о культуре, истории, науке за последние сто лет. Просто в школах надо изучать и татарский (тюркский) алфавит, и кириллицу или другой алфавит, которым пользуются те или другие тюркские и монгольские народы.
Для возрождения тэнгрианской цивилизации необходимо возрождать:
- Престиж семейной традиции.
- Традиционное мировоззрение своих предков – тенгрианство, причем надо добиваться возрождения тенгрианства, духовных ценностей тюркско-монгольской цивилизации с помощью государственных программ.
III. Паломничество к священному месту тюркско-монгольской цивилизации – гору Ланьшань на территории современной Монголии, в Хангайском нагорье в верховьях р. Орхон (на территории современного Архангайского аймака Монголии возле г. Каракорум).
Правила для поведения, руководства и управления тенгрианских государств.
- Главным субъектом развития тюркских и монгольских наций сегодня и завтра может быть только государство, причем служить оно должно интересам своего народа. Государство должно осуществлять стратегическое планирование.
- Правитель тюркских и монгольских государств должен избираться великим курултаем. Правитель должен иметь авторитет и быть добродетельным к своему народу.
- Государство должно быть устойчивым, справедливым и иметь свою национальную политику.
- Государство должно твёрдо стоять на фундаменте национальной гордости.
- Тюркские и монгольские государства должны базироваться на национальной экономике
- Для тюркских и монгольских государств нужно многоукладное экономическое производство, основанное на взаимосуществовании и взаимодействии трёх секторов: государственного, частного и коллективного, с использованием системы государственного планирования. Азиатский способ производства основан на руководящей и направляющей роли государства, действующего в интересах всего народа.
- Земля в тюркских и монгольских государствах должна быть государственной. Земля не должна быть объектом спекуляций. У народа должна быть частная собственность на приусадебную землю, которая принадлежит каждой семье лично.
- Власть в государстве должна передаваться достойным. Доступ в элиту должен быть свободным. Социальные лифты должны работать эффективно. Создать в государстве систему справедливого отбора кадров по личностным качествам.
- Пересмотреть некоторые современные правовые законы, чтобы они соответствовали современному времени и одновременно соответствовали менталитету тюркско-монгольского народа.
- Государство должно в достаточно справедливой мере отражать интересы всех слоев населения.
- 11.Государство должно гарантировать безопасность и жизнь каждого человека, членов его семьи, чтобы дать ему уверенность в завтрашнем дне.
На основе тюркских и монгольского государств можно создать тюркско-монгольский союз (ТМС)., или Орду, которая повторилась бы в цикле традиционной тюркско-монгольской цивилизации. Тюркско-монгольский союз должен быть семьей народов и в ее основе должны быть справедливость и честность. В эту Орду, или тюрко-монгольский союз, желательно, чтобы вошли такие государства, как Монголия, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан
В ТМС от денежно-расчетных отношений между соседними государствами надо будет перейти к отношениям родственников в семье народов. Люди, живущие в этих государствах относятся к одному этносу, они наиболее близкие родственники, языки их близки, и все они входили в империю Чингиз-хана.
Чтобы тюркско-монгольский союз (ТМС) был обеспечен самодостаточным рынком, ему нужно не менее чем 400 – 500 млн. потребителей. Так как тюркско-монгольский союз такой рынок создать не в состоянии, надо будет создать еще один экономический союз. В этот союз желательно привлечь такие страны, как Япония, Южная Корея, Турция и Венгрия. Этот союз будет не только чисто экономический, у него есть этнически и родственные и духовные корни.
Да поможет нам в наших помыслах дух Великого Неба Тэнгри.
Татарстан. г. Казань. Безертинов Рафаэль.
IV Международная научно-практическая конференция «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность».
Улан-Батор, Монголия 09–10 октября 2013 г.
В ходе работы принята резолюция: опубликовать на сайте авторский документ историка Р. Н. Безертинова «Уложение тенгрианской цивилизации».