Статьи

Мировоздание по тэнгриански

Культура каждого народа – это не только материальный быт, уклад, фольклорные песни и танцы, – с чем обычно связывают процесс возрождения этносов, а это еще традиционное и духовное мировоззрение, включающее в себя мифы о происхождении Вселенной, человека, всего живого в этом мире, это понимание жизни и смерти, концепции человека, времени, пространства, это и родословные предания, традиции, обряды и обычаи, бытовавшие в прошлом у этих племен и народов.

У большинства людей смысл жизни заключается в том, чтобы жить своим бытом: встать, умыться, поесть, сходить на работу, вернуться, отдохнуть, что-то сделать в домашнем хозяйстве, иметь хорошую работу, зарплату, удовлетворять свои потребности, иметь семью, вырастить детей, обеспечить свою старость. Одним словом, жить и производить себя подобных. Но человек отличается от любого животного ясностью ума, глубиной душевного понимания смысла жизни. Традиционное тюркское мировоззрение считало, что смысл жизни заключается в познании окружающего мира и своего места в нем. Усилия коллективного разума были направлены на уяснение места человека в мире. При этом не столько установление различия, сколько тождества человека и мира. В целом реальное представление о жизни – образования земли, появления человека и его внутреннего мира, животных, растений и т.д. оказывается необъятным, так как сама проблема не имеет конечного решения. И вряд ли человечество до конца познает окружающий мир, так как оно само является частью мира, которая к тому же появилась совсем недавно. К сожалению, вопрос, в чем состоит смысл жизни, невозможен, когда смыслом жизни человечества становиться материальное благосостояние.

Еще до принятия христианства, ислама татары имели свою, более древнюю и самобытную религию. Она была основана на культе космического божества Тэнгре. Представление о Тэнгре, восходящее своими корнями к V–IV тысячелетиям д.н.э., как о главном божестве было характерно для всех тюрков и монголов Великой Степи, что дало повод французскому исследователю религий Жан-Полю Ру назвать его обобщающим термином «тенгризм». Тенгризм, по сути, не расходится с русским эквивалентом «тенгрианство». В научной литературе они оба широко используются.

В отличие от религий, созданных пророками и их последователями, тэнгрианство (тэнгри) возникло естественным, историческим путем на основании народного мировоззрения, воплотившего и ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и ее стихийным силам. Человек — сознательное существо природы, живет в естественной среде, приспосабливается к ней, когда надо противится этой среде, борется с ней и вместе с тем полностью зависит от нее. Поклонение природе, понимание того факта, что человек является лишь частью окружающего огромного мира – Вселенной, позволяет отнести религию тэнгрианство к космогоническому виду религии с прагматическим уклоном.

Тэнгрианство — религия, которая не имела письменного способа изложения своей теологической доктрины. Все основывалось только на устной и визуальной базе, крайне простом и небольшом по количеству священном реквизите. Древняя вера тюрков-татар строилась, прежде всего, на логике и глубоком смысле во всём, при минимуме постулатов и догм. Главный Бог тюрков назывался Тэнгре. Благодаря простоте ритуалов и ясности доктрина тэнгрианства просуществовала несколько тысяч лет, причем в одних и тех же устойчивых формах религиозного ритуала и практики. Ее практичность и эффективность обеспечивали сохранность и стабильность основных теологических представлений и культовой практики. Закодированная в мифах и легендах, связанная с национальными традициями, она помогала с детских лет познавать и закреплять в сознании тюрков и монголов основы этой религии, ее обычаи и обряды, ритуалы, моления и жертвоприношения.

Тюркско-татарские народы называли Дух Неба почти одинаково: татары – тэнгре, кыргызы – тенир, алтайцы – тенгри, турки – танри, хакасы – тигир, якуты – тангара, балкаро-карачайевцы – тейри, кумыки – тенгири, монголы – тэнгэри и т.д.

Название Бога Тэнгре очень древнее и сложно поддается сегодня расшифровке. Это слово состоит из двух частей – «Тэн» и «Ре». Слово «Тэн» «Тан» в современном татарском языке означает «рассвет» и в древности использовалось как одно из слов «Небо». У китайцев «Небо» звучит очень схоже «Тэн», у японцев – это «Тен».

Ночью, когда смотришь на Небо, видишь бесконечный в своих просторах и глубине Космос. Небо, необъятное, вечное манящее, испускающее мириады ночных огней, двигающее в себе Луну и звезды. Это все и есть Тэнгре. Но есть Тэнгре и дневное, когда Солнце восходит, когда его лучи прогревают Землю и природа просыпается. Птицы поют рассвету солнца и жизни на этой красивой Земле. Такого Тэнгре любили татары. Поэтому они себя называли солнцепоклонниками (кунами, гюнами, хуннами, гуннами). Другое предположение, почему татары считаются себя солнцепоклонниками, это потому что в древности татары, вероятно, считали, что планета Земля образовалась от отколовшейся части Солнца, которое имея маленький размер, прошло быстрый процесс превращения её в твердое небесное тело. Магнетическая и огненная сердцевина планеты Земля, вероятно, всего – остаток газообразного «солнца» прошлого. Таким образом, Земля – это осколок большого Солнца. Может поэтому почитание Кён Тэнре (Небесного Солнца) сохранилось и у современных татар. Во многих деревнях на воротах, на фронтонах и окнах домов до сегодняшнего дня встречается орнаментация – Солнце. Преобладающий цвет в окрасках ворот, заборов, домов у татар и сегодня остается голубой и жёлтый. В декоративно-прикладном искусстве татар часто встречается изображение Солнца.

В научной истории древние предки татар остались как хунны, но нельзя сказать, что это их настоящее название. «Кун», «хун», «гун» так пишется в китайских летописях, а на татарском эти слова переводятся «солнцепоклонники». В I –II веках до н.э. кунны, хунны, гунны и т.д были могущественными и даже император Китая признавал их себе равными.


Краткое описание основных аспектов мировоздания тэнгрианство


«Для всех религий и верований есть два главных постулата:


  1. I. Это вера в Бога и что Мир не возник сам по себе, а существует Бог, который создал его.
  2. II. Вера в жизнь после смерти.


Все остальное, что было нагромождено к этим двум постулатам в виде пророков, и их заветов, религиозных теологий, обрядов, ритуалов, духовных путей и т.д., это все утвердительная доказательная база для обоих выше названных стержней религий.

Все собранное человечеством в пользу того, что Бог существует, является косвенным. В основном о существовании Бога служат утверждения пророков, которые якобы встречались с богом и духовными учителями. Для того чтобы эти косвенные подтверждения существования Бога стали очевидными, необходимо ответить на очень важный и основополагающий вопрос, а именно: «Если Бог создал этот Мир, то из чего Он его создал? На этот вопрос, можно дать три варианта ответа:


  1. Бог создал Мир из Ничего.


На этой концепции строят свои проповеди многие представители религиозных течений. Но если на этот вариант посмотреть с научной точки зрения, то есть Мир это «ничто» должно представлять собой некую «строительную ценность» в реальном физическом Мире. Но как показывает практика, «пустота» вакуум не участвует в физических взаимодействиях веществ. Нет ни одного закона природы, или природной закономерности, где пустота была бы представлена как участница математических форм. Закон сохранения веществ и энергии, не позволяет говорить о том, что вещество «получено из пустоты».

Поэтому первый вариант – Бог сотворил Мир из пустоты, не имеет ни доказательной экспериментальной, ни теоретической, ни серьёзно научно-философской базы. И связи с чем, этот вариант не может считаться истинным.


  1. Бог создал Мир из чего-то.


В этом варианте «нечто» существовало раньше Бога. В данном случае подрывается принцип Абсолютизма Бога, т.е. принцип верховенства Бога над всем и вся. Получается, что «нечто» существовало раньше Бога. Поэтому Бог прибыл к этому «нечто» и стал творить из него Мир, но само «нечто» не обладает разумом и одушевленностью. Это «нечто» никак не могло прибыть к Богу. Здесь подрывается принцип целостности материального и духовного миров.


  1. Бог создал Мир из Самого Себя.


В данном варианте материя и дух едины, физические законы Мироздания являются неотъемлемой частью законов духовных. Бог представляется в данном варианте как Абсолют, т.е., без Бога физический Мир не существовал и не может существовать. В этом варианте, материальный Мир является неотъемлемой частью Высшего Разума, в котором материя, Мир и Бог неразделимы и всё многообразие физического Мира, законы Мироздания и его пространство являются различными проявлениями Бога наиболее важной часть мировой исторической духовности»1.

Из древних и средневековых письменных источников (тюркских, монгольских, китайских, византийских, арабских, персидских и др.), видно, что среди тюркских и монгольских божеств, первенство принадлежало Тэнгре. По представлениям тюрков и монголов, все сущее на Земле подвластно Тэнгри — воплощению небесного начала, создателю вселенной “Духу Неба”. Именно Тэнгри выступал прежде всего как верховное божество, находящееся в небесной зоне Вселенной, распоряжающийся судьбами как целых народов, так и их правителей — каганов, ханов и т.д.

Тюркские народы, куда входят и татары, с древнейшего периода образ Бога выражали через Духа Неба. Великое Небесное космическое пространство, как образ Бога, интуитивно и генетически передавалось из поколения в поколения, сохранившись как главная духовно-космическая концепция, и практически дошла до сегодняшнего дня. Великое Небесное пространство до последнего времени сохранилось у тюркских народов в виде духовно-космического учения тэнгрианство.

Тюрки - тэнгрианцы считали, что нашей Вселенной правит 17 божеств. Тэнгри, создал, 16 божеств в помощь в управлении нашей галактики — Йер-суб, Умай, Эрлик, Земля, Вода, Огонь, Солнце, Луна, Звезды, Воздух, Облака, Ветер, Смерч, Гром и Молния, Дождь, Радуга.

Единым источником всего сущего является Тэнгре - Абсолют, в небесном пространстве и вечный во времени, наполняющий Собой всё Мировое пространство, творящий в Себе Самом и из Самого Себя все миры, Вселенные и всё космовещество. Тэнгре не имеет образа. Он всенаполняющий, всеобъемлющий и одухотворенный. Тэнгре вне времени – вечный, вечнопребывающий. Он не нуждающий ни в чем и ни в ком, мыслящий и разумный, чувственный и восприимчивый. Он непостижим.

Кюк-Тэнгри (Голубое Небо) — это небо не материальное, противопоставленное обычному, видимому небу. Облик Тэнгри никому неизвестен. Понятие о нем было отвлеченным. Тэнгри — дух. Его не представляли в виде человека или животного. Слова “Тэнгри” и “Небо ” для тюрков и монголов были синонимами. Эпитеты “кюк” давались и некоторым животным, как конь (кюк ат), баран (кюк тэкэ), бык (кюк угез), олень (кюк болан), собака (кюк эт), волк (кюк буре). Этот эпитет означал не масть животного (сивый), а его принадлежность к Небу, Кюк Тэнгре, т.е. божественное происхождение.



Многослойная структура Вселенной


Тюркское мировоззрение учило, что любая система Вселенной состоит из трех частей — из двух опор и связи. На троичное построение Вселенной и его частей указывается во всех тюркских легендах и мифах. Например, строение Вселенной: небесная, земная и подземная; строение человека: мясо, кости и душа; строение мяса: кожа, подкожная клетчатка, мышцы; строение кости: надкостница, костная ткань, компактное губчатое вещество; строение души: тын, кут и сюр, и так можно рассматривать до строения атома. Современная наука подтвердила это. «Малейшее в природе так же устроено, как и величайшее». (Д.М. Менделеев).

Небесная зона видимая и невидимая. Вселенная многослойная, каждый слой обладает моментом движения т.е. вращается вокруг Оси Вселенной. Каждый из слоев Вселенной не похож по своим физическим полевым характеристикам на другой. Три зоны Вселенной, т.е. небесная, земная и подземная – в свою очередь делятся на видимое и невидимое (абстрактное).

«Видимое Небосвод называли «лоно неба» или «ближнее небо». На этом небе находятся солнце и луна, звезды и радуга. Здесь рождаются раскаты грома, ходят облака, отсюда опускаются молнии и идет дождь, град, снег. Края этого неба на горизонте то и дело соприкасаются и расходятся с землей; в ритме пульса Небосвод, или ближнее небо представлялось тюркам материальным»2. Каждый слой Вселенной содержит в себе миллионы и миллионы галактик, в которых находятся миллиарды и миллиарды звёзд и солнечных систем. Можно предположить, что у этих звёзд есть свои планеты, которые пригодные для жизни.

Видимое Великое Небесное космическое пространство - это неотъемлемая часть Тэнгре, как «тело Тэнгре». Тэнгре – это все материальные тела. Он сам Космос со всем его содержимым. Он же и микрокосмос. Вся материя, вещество – это различие проявления Тэнгре в себе Самом, в том числе и само небесное космическое пространство. Он наполняет Собой Космос, а Космос – это Его «тело». Живая и неживая материи – это различные формы и физического уровня воплощения Тэнгре. Он обладает массой, энергией, плотностью, движением, поэтому Мир имеет эти качества. Он – всё.

Невидимое Великое Небесное космическое пространство - это Дух Тэнгре и его неотъемлемая часть. Невидимый мир космоса бесконечен и Дух Тэнгре бесконечен. Двух бесконечностей не бывает, поэтому Тэнгре Один и Един. Бесконечное одухотворенное пространство наполнено Тэнгре. Тэнгре это есть Дух и Материя и созданный им физический Мир. Физический Мир и Тэнгре неделимы, он является сущностью и первопричиной всего материального Мира. Тэнгре – некая мировая первопричинная материя, всепронизывающая, всенаполняющая субстанция, созидающая в себе самом этот Мир. Он живой, думающий, чувственный, имеет сознание и интеллект, поэтому материальный Мир имеет эти качества.

Невидимый небесный мир выглядит, как слоеный пирог и разделен на три горизонтальных яруса (слоя), которые в свою очередь делятся еще на три яруса. В древности тюркские народы, в том числе и татары, считали, что Небесный мир состоит от семи до девяти ярусов. Каждый слой отличается между собой своей плотностью, энергетической характеристикой. Невидимый небесный мир разделенный на ярусы был обителью того или иного божества или духа (небожителей).

У разных народов было разное число этим небесам, у кого 7, у кого 8, у кого 12 и 13. В целом толщина, т.е. размеры ярусов были разные – от масштаба земного (до высокой горы) далее до масштабов околоземного небесного пространства (часто в пределах Солнечной системы), и ещё чаще по своим масштабам доходил до вселенских размеров.

Пространственная модель мира раскрывается через основные космогонические объекты, соотносимые с его центром. Многослойная духовная структура сочеталась с понятием Мирового Дерева (Мировой горы), пронизывающая все уровни небесных и подземных царств. Мировое древо - мифологический архетип, вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания. Вертикальная структура мира, предлагающая наличие середины, верха и низа, наиболее полно реализуется в образе мирового дерева (мировой горы), с различными зонами которого соотнесены различные классы явлений, как природные, так и социальные. Верх — это крона дерева, небо, светила, вершина горы, исток реки, птицы, верхний мир. Низ — корни дерева, пещера, ущелье, вода, животные, обитающие в норах, и рогатые животные, нижний мир. Середина – ствол дерева, долина, человек, животные с «теплым дыханием».

Аналогом мирового дерева в представлениях тюрков обычно выступает береза (бай кайен, или «священная береза»). В эпических произведениях вариантом мирового дерева чаще является тополь. Дерево — структурообразующее начало в тюркской картине мира. Посредством этого образа осуществляется связь всех сфер бытия по вертикали. Дерево служит и осью мира, и его центром. Это точка отсчета координат как временных, так и пространственных. «Мировое дерево», «небесное дерево», «дерево жизни» воплощают в себе самые разные, но в то же время тесно связанные между собой мифологические представления, как, например, источник жизни, местопребывание после смерти или до рождения человеческой души. Дерево, особенно высокое, по представлениям хуннов, считалось связующим средством с главным божеством Тэнгре, жившим на Небе.

В представлении тюрков дерево тесно связано с жизнью членов рода. В фольклоре всех тюркских народов дерево выкармливает (рождает) детей, оно является символом жизни и залогом благополучия членов рода. Вырвать с корнями дерево – значит, обречь на смерть людей, связанных с ним узами родства. На ветвях дерева висят колыбели будущих детей. У дерева очень много символов. Дерево – космическая ось; дерево, дающее жизнь и т.п.

Таким центром оказывается мировое дерево («золотистая береза») или, как в тюркском героическом сказании «Кан Кес», мировая гора:

«Это было время, когда мешалкой горы делили,

Когда ковшом воду делили,

Пробиваясь, белое море текло,

Нагромождаясь, золотая гора вырастала»3.

Мировое Дерево – единая структурообразующая ось Мира, единая ось вращения Вселенной. У тюркских народов оно называлось «Алтын Таяк» - « Золотой Кол», часто отожествляя в своих сказках невидимую Мировую Ось Вселенной с Полярной Звездой.

Полярная звезда – Тимер казык (железный кол), по ней ориентировались во время ночных путешествий. Название Железный Кол, вероятно, дано вследствие видимой неподвижности, и поэтому две звезды, близкие к ней и имеющие около нее движение, которое похоже на ход лошадей, привязанных на веревке к колу, называли «двумя белыми лошадьми». Согласно космологическим представлениям древних тюрков, небо имело вид купола, то жилье (юрты) люди стали строить куполообразные. «Дымовое отверстие неба» – так называлась Полярная звезда, мифический центр неба, якобы служивший проходом в иной мир. История создание его такова:

Было время, когда Небо и Земля пришли в расстройство. Небо давило на землю, и Земля разверзлась. Великий Хаос пришел во Вселенную. Черная буря обьяла Землю, прах земной смешался с облаками, гремел гром, сверкали молнии, с утиное яйцо шел град.

Гибли люди, звери и птицы, только стоны слышались над землей, царили страх и растерянность, страдание, и горе.

Горы сдвинулись с мест, реки вышли из берегов, огонь охватил леса и степи. Луна, солнце и звезды сбились с установленного пути, заметались в беспорядочном кружении.

Три года царил Хаос, три года длилась катастрофа, пока Владыка неба бог Тэнгре в великом гневе не вбил во Вселенную золотой кол.

Золотой кол бога Тэнгре закрепил Небо и Землю, стал осью мира, вокруг которой держат свой путь луна и солнце, звезды и кометы. А конец посоха можно увидеть ночью на темном небе, ее люди и назвали Полярной звездой.

Великий Дух Неба Тэнгри, вбил во Вселенную «Золотой Кол» («Алтын Таяк»). «Золотой Кол» закрепил Небо и Землю, стал осью мира, вокруг которой держат свой путь Луна и Солнце, звезды и кометы. А конец посоха можно увидеть ночью на темном небе, ее люди и назвали Полярной звездой (Казак йолдыз). Полярная звезда – это «небесное дымовое отверстие» — Центр Неба и вход в небесный мир. Так люди чтили творение Тэнгре и учились у Него жить.

Возникает вопрос о том, в каком месте всего этого многослойного «ярусов» Вселенной находится Земля. По некоторым предположениям философов наша галактика Млечный путь, в том числе и наше Солнце и планета Земля, находится ближе к Центру Вселенной к её Единой космологической оси.

Средний мир, как и небесный, делится на видимый и невидимый. Невидимый срединный мир (или иначе его называли иной мир) заселен духами — хозяевами гор, лесов, вод, перевалов, источников и т.д., которые управляют видимым миром. Название: эзи, хужа, ия, «хозяин», «господин» говорят о том, что их считали истинными хозяевами лесов, гор и рек. Постоянное местонахождение духов-хозяев – граница человеческого и природного миров, своеобразная зона, вторжение человека, которая обусловлена его хозяйственной деятельностью. Таким образом, территория обитания людей — это одновременно и место жительства всевозможных духов-хозяев. И все же духи-хозяева — это существа иного мира. Как показывают исследования ученых, отношения между людьми и духами хозяевами местности понимались как отношения партнерства, а если их и почитали, то как старших родственников, или предков, каковыми они часто и мыслились.

В обыденной жизни, по представлению тюрков, важную роль играли хозяева гор и водной стихии. Считалось, что летом их деятельность активизируется, а зимой как бы замораживается, затихает — они спят в своих пещерах и не появляются до весны.

Гора является составной частью живого существа— планеты Земля. Как живое существо, Земля, гора тоже мыслит. Горы выполняют роль своеобразного “мозга планеты“. В одной компьютерной микросхеме, состоящей из кремния, вмещается и накапливается большое количество памяти. А сколько такого кремния в горах? Ясно: несметное количество. Значит, в горах накоплено Земной памяти в огромных количествах. Там, где из недр земли, когда то в Космос выплеснулась огромная энергия, там появились горы. Где всплеск энергии был незначительным, там сегодня овраги. Горы, своими вершинами направлены вверх, в Космос, обеспечивают связь с Высшим Разумом, а своими основаниями они погружены в тело планеты, воздействуя на него. Горы, которые испускают в большом количестве светлой энергии, называются священными. Иногда люди видят: как от священной горы в небо уходит светлый столб энергии. Во время молитвы, пожелания людей превращаются в тонкую энергию и уходят в Космос. У людей, молящихся у священных гор, их пожелания (тонкая энергия) вливаются в столб светлой энергии (горы), уходящий в Космос и вследствие этого слияния сила их молитв многократно увеличивается. Религиозные храмы мировых религий: церкви, мечети, синагоги, пирамиды и т.д. выполняют роль искусственных гор.

Хозяину гор, лесов и вод тюрки устраивали общественные жертвоприношения, причем частота их проведения зависела от того, какие «взаимоотношения» складывались у людей с этими духами. Наряду с хозяевами гор и вод, тюрки почитали и других «хозяев» — перевалов, источников и т. п. Однако взаимоотношения с хозяевами гор и лесов были наиболее значимыми: считалось, что именно от них зависело хозяйственное благополучие общества, и с этой категорией духов у людей сложились наиболее «близкие» отношения. С ними люди «делили обитаемый мир».

Рассмотренные выше материалы позволяют реконструировать следующие элементы ландшафтной модели среднего мира. Равнинная часть ландшафта принадлежит людям. Здесь они живут и хозяйствуют. Это горная долина, степь. Места, расположенные выше или ниже: горы, перевалы, луга, ущелья, овраги, реки – заселены духами-хозяевами. Подножие горы, перевал, а также берег реки, озера, овраги и т.п. являются границей, за которой человек чувствовал себя гостем. Разумеется, человек проникал за эту черту, но всегда после «кормления», или простейшего жертвоприношения, которое устраивалось чаще всего у подножия гор, на берегу реки, озера, ручья, источника, т.е. в пограничной зоне, где облегчено общение с духами-хозяевами. Как правило, такие места богаты памятниками культовой деятельности: петроглифами, каменными кладками и т.д.

Срединный (видимый) мир понимался тюрками как живой и неживой, находящийся на земле. Для человека срединный (реальный) мир был наиболее доступным для освоения и познания, особенно где он родился, вырос и жил. И каждый из таких маленьких миров понимался как космос в миниатюре. Люди, живущие в среднем мире, считались истинными людьми, поэтому они носили пояс на талии.

Нижний, подземный мир как небесный и срединный, делился на невидимый и видимый. Невидимый подземный мир представлялся древним тюркам многослойным, разделенным на три горизонтальных яруса (слоя), который в свою очередь каждой делился ещё на три яруса. Итого получалось девять ярусов, кроме того подразумевалось, что у него есть «дно» (предел). Неопределенность и невидимость (отсутствие света) — такие характерные черты для нижнего мира. Камы называли ее «подземная земля». Нижний, подземный, мир представлялся сосредоточением злых сил во главе с могущественным божеством Эрликом. В нижнем мире есть горы, бездонные моря, водоемы. В нижнем мире обитают люди, срок жизни которых в среднем мире кончился. Обитатели «подземной (или нижней) земли» носят пояс под животом (на бедрах). Они имеют жилища, скот, все необходимые вещи (которыми их снабжают при похоронах в среднем мире). Основными цветами — характеристиками нижнего мира являются черный, желтый, бесцветный. Черный цвет устойчиво связан с ночью, низом, отрицательным началом. С миром божества Эрлика связаны почти все знакомые тюркам металлы и производные от них цветовые обозначения: железный, чугунный, медный. Еще одна особенность подземного мира – нарочитая «неправильность», зеркальность, перевернутость многих параметров, и существа нижнего мира отличаются от людей по запаху.

У нижнего мира существует и видимая структура со своими границами: поверхность земли, любое отверстие и впадина, которые могли оказаться входом в подземное царство. Все живое, обитающее в земле, под землей, в воде, считалось принадлежностью нижнего мира. Производительные характеристики низа человеческого тела переносились на «низ» во всех его проявлениях. Нижний мир – самая пространная космического «низа», имеющего непосредственное отношение к рождению.

В традиционном тюркском мировоззрении мир не столько вычислялся, сколько переживался эмоционально. Мир существовал как действие, изменение, но не как набор символов. Познавался мир также через действие. Основная функция мира — непрерывность жизни, ее постоянное возобновление. Человек как часть мира кровно заинтересован в том же. На продление существования были направлены — прямо или косвенно – все ритуалы. Это хорошо видно в молитвах камов, обращенных к божеству Тэнре:

О Вечное Синее Небо!

Расплодите наш скот и табуны,

Сделайте нас богатыми и счастливыми,

Размножьте наших внуков и правнуков,

Сделайте нас многочисленными и здоровыми.

Природные ритмы — смена времен года, восход и заход Солнца, изменение фаз Луны – программировали жизнедеятельность общества. Человек не только реально синхронизировал свою деятельность с природными ритмами, но и подкреплял это согласование ритуально.

Проявление времени в природе, последовательная смена времен года и перемещение небесных тел воспринимались как признаки жизненного процесса, аналогичных человеческому и связанных с ним. Каждое утро солнце побеждает мрак, как это было в первый день творения и как происходит ежегодно в первый день нового года. Время между светом и тьмой есть соединение начала и конца, создающее возможность перехода от одного к другому. Утро понималось как время, связанное с творением, как мифическим так и любым реальным вообще. Еженедельные ритуалы поклонения солнцу совершались по утрам. Утро и вечер не противопоставлялись, они равнонаправленные как процессы возрастания и уменьшения, восхода солнца и его захода, как начала и конца, предполагающего новое начало. Такое же представление у древних тюрков было о дне и ночи, утре и вечере, весне и осени, лете и зиме.

Законы живой материи, широко представленные в принципах жизни живых существ, - это законы Тэнгре. С этой точки зрения морали – это не есть кодекс поведения человека, написанный людьми, для устройства жизни своего общества, семьи, индивидуума. Законы морали – это законы Природы, определяющие и содержащие в себе стратегию жизни живого организма, заложенную в глубинах сознания самих этих организмов. Причём всех существ, а не только человека. Тюрки—тэнгрианцы считали, что во Вселенной господствуют два противоположных начала — законы хаоса и порядка. Первый действует в направлении разрушения, деградации жизни во Вселенной. Второй, напротив, поддерживает жизнь во всей ее многоцветной красоте.

Судьба человека зависит от отношения его к природе и окружающим его людям. Эта вера исходила из того, что человек сам воспринимался как микрокосмос. Если поступки человека не противоречат законам природы — значит, в нем преобладает закон порядка, и наоборот, человек поступающий нечестно и несправедливо — является носителем закона хаоса и он обречен на поражение, т.к. верх берет закон порядка. Установка человека на хаос, разрушение уродует как самого человека, так и окружающую природу.

Живя за счет своей земли, и добывая средства к существованию из окружающей среды, здешние люди выработали в себе уважение к обитающим рядом с ними живым существам, несмотря на то, что иногда их приходилось убивать для поддержания собственной жизни. Разорять природу считалось оскорблением Духа Неба Тэнгри и духов природы. Отношения людей с природой рассматривались скорее как взаимозависимость, чем как ее эксплуатация, и подобная почтительность по отношению к миру природы позволяла тюркам и монголам жить на своей земле тысячелетия без отрицательных последствий для окружающей среды. Такой образ жизни нашел свое выражение в религии тэнгрианство, согласно которому человек должен жить в равновесии с миром, поддерживая баланс как в природе, так и в обществе. Фактически, человеческая культура и общество не считаются чем-то уникальным или отличным от таковых у других живых существ, скорее, общество людей, даже будучи наиболее сложным, тем не менее, остается одной из форм выражения естественных процессов природы.

Тэнгрианцы верили, что душой подобной человеку обладает не только человек, но ею обладают животные и деревья. Мифология тюркских и монгольских народов, особенно сказки, изображают животных и даже деревья, думающими почти таким же образом, как люди, и даже способными при определенных обстоятельствах превращаться в людей. Лес, горы, озера, реки и деревья имеют своих собственных духов, которых необходимо уважать и быть благодарными за их дары — еду и предоставляемое убежище.



Продолжение