Статьи

Великая хуннская империя

Сама природа разделила Восточную Азию на две части: теплую, влажную и изобильную с многочисленным оседлым населением Китай, и холодную, сухую, пустынную, с редким кочевым населением – ее мы будем называть Великая степь.

«Обширные пространства Азии, на которых образовался и существует современный Китай, не всегда и не по всей площади были заняты народом, которому принадлежат в настоящее время. Данные археологии, памятники, летописей, исторические предания красноречиво убеждают, что три-четыре тысячи лет назад предки современных китайцев занимали довольно узкую полосу в долине среднего течения Хуанхэ.» Их северные и западные соседи представляли многочисленные тюркские и монгольские народы, отличав­шиеся от китайцев. Китайцы, постоянно ведя войну с тюрками и монголами, медленно, но неумолимо вытесняли их на север с принадлежащих им зе­мель. «Происходящий процесс медленных, но планомерных захватов харак­теризуется китайским термином «цанши» (постепенно поедать шелкович­ный червь листья)»

Китайская цивилизация – ровесница шумерской, египетской цивилизации. Исчезли шумеры, египтяне, ассирийцы и финикийцы. Исчезли Персидская империя, Римская империя и десятки империй, появившиеся в последствии в Европе. Появились и исчезли Великие халифаты. Тюрки создали десятки Великих империй, и все они канули в историю. В мире появились новые мировые религии: иудаизм, буддизм, христианство, ислам и т.д. Только китайская цивилизация со своим неизменным мировоззрением не только не исчезла, а сегодня в мире является одной из самых развитых и передовых цивилизаций. Китайская цивилизация требует к себе внимательного и тщательного исследования, так как тюрки с древних времен непосредственно соприкасались с ней.

Обширные пространства Азии, на которых образовался и существует современный Китай, не всегда и не по всей площади были заняты народом, которому принадлежат в настоящее время. Данные археологии, памятники, летописи, исторические предания красноречиво убеждают, что три-четыре тысячи лет назад предки современных китайцев занимали довольно узкую полосу в долине среднего течения Хуанхэ.

К началу 5-го тыс. до н.э. люди здесь жили сельскохозяйственными общинами. Поселения были большими, насчитывающие до сотни домов. Выращивали просо, разнообразные овощи, а также занимались охотой и рыболовством. Начиная с V-го по II тыс. до н.э. произошли важные изменения. Китайцы стали строить города, обгораживая их высокими стенами и рвами. В дальнейшем они заработали свою репутацию величайших строителей стен на земле. Начало развиваться ремесло из высококачественной керамики, изготовленной на гончарном круге и обожженной при высокой температуре. Этот высокотемпературный обжиг способствовал появлению изделий из металла – медных сплавов и даже бронзы. Улучшилась жизнь людей, они стали богаче, а города приобрели политические могущества. Появились законы, как для внутренней, так и для внешней политики. Древнее китай­ское верование приняло устойчивый характер. Ритуалы поведения стали одной из самых стойких характерных особенностей китайского общества. И самое главное в конце этого периода – появление искусства и письменности. Письменность развивалась на протяжении нескольких тысячелетий. От первых символов на керамических изделиях 5 тыс. до н.э. до настоящих надписей на бамбуковых и деревянных дощечках, относящихся к 2,5 тыс. до н.э. В то время на этой территории существовало несколько десятков маленьких городов-государств, и, вероятно, одним из самых сильных и развитых было государство Ся. Государство Ся завоевало другие города-государства и объединило их в одно царство. Это был век, когда согласно традиции появилась первая китайская династия – династия Ся. По всей видимости, одна из столиц Ся находилась на берегу реки Ло, неподалеку от места ее слияния с Хуанхэ. Сегодня ученые в целом согласны с тем, что династия Ся представляет собой исторический факт. Несмотря на успехи, царство Ся владело лишь областью Хэнань и юго-западной частью Шаньси. Именно здесь было сосредоточено ядро будущего китайского народа.

Сохранились исторические записи в виде мифов, в которых упоминается первый Желтый император Хуан-ди, считающийся героем-основателем Китая, взошедший на трон в 2698 году до н.э. Мудрое правление Желтого императора стало Золотым веком, на протяжении которого все люди были чисты сердцем и жили в благоденствии, внося свой вклад в развитии цивилизации. Кроме того, в мифах утверждалось, что ему удалось победить воинственных варваров и утвердить превосходство «земли за перевалами» – территории в среднем течении Хуанхэ за окружающими горными цепями. Он ввел институт правления, в то время как его первый министр придумал письменные символы.

В династии Ся насчитывалось семнадцать правителей, благодаря чему потомки Юй присвоили ему царственный титул – Добродетельный Основатель Династии. Последний представитель его династической линии, правивший через пятьсот лет, оказался совсем другим человеком. Это был жестокий и порочный тиран и его совершенно заслуженно свергли с престола, который занял другой правитель, давший новой династии имя Шан и начавший свое правление около 1750 года до н.э.

Наиболее полно исследована династия Шан приблизительно с 1523–1027 гг. до н.э. Правители Шан много раз переносили свою столицу с места на место, пока незадолго перед 1400 годом до н.э. их правитель Паньгэн не выбрал место для основания Великого города Шан. Оно находилось неподалеку от современного Аньяна, немного к северу от реки Хуанхэ.

Царство Шан было федеративным государством. Правители городов-государств себя называли царями и сами самостоятельно управляли своим народом. Подчинение центральной власти было вассальным. Города-государства собирали налоги со своих территорий, часть которых поступала в царскую казну. Города-государства имели свои армии. Стычки между китайскими городами-государствами происходили под разными предлогами. При необходимости царь Шан сам усмирял непокорных правителей городов-государств. Поэтому у царя Шан была своя армия Шан. Армия царя Шан использовала луки, копья, пращи, а в рукопашном бою – боевой топор и кинжал с клинком, развернутым под прямым углом к рукоятке. Лук был самым мощным оружием в китайском арсенале и оставался таковым на протяжении многих веков, вплоть до появления пушек. Грандиозно изогнутый лук имел силу натяжения тетивы в сто шестьдесят футов, стрелял оперенными стрелами из бамбука и по своей поражающей способности превосходил английский длинный лук, появившийся тремя тысячелетиями позднее. В среднем экспедиционном отряде численностью около пяти тысяч человек большую часть войска составляли пехотинцы, набранные из крестьян, которые на время войн прекращали работу. Заметим, что сами шанцы разводить лошадей не умели. Потребность в лошадях для нужд армии, главной ударной силой в которой были боевые колесницы, шанцы удовлетворяли за счет соседей-кочевников – от западных и северо-западных соседей. Армия была важной составной для выживания царства. Это были времена эпохального бронзового века. При необходимости армии царя Шан возрастала за счет армии городов-государств. По приказу царя правители городов-государств беспрекословно со своим войском прибывали в подчинение царя Шан.

После воцарения династии Шан в государстве началось постепенное скрещивание верований сянцев и шанцев, вследствии чего повсеместно утвердилось новое устойчивое мировоззрение в империи Шан. Шанцы поклонялись духам природы –духам гор, рек, ветров, облаков, молний, небесных тел, а самым важным из них – духам земли они приносили жертвоприношения. Духи не имели никакого отношения к морали, будучи ни плохими, ни хорошими; для их умиротворения не требовалось ничего, кроме жертвоприношений. Некоторые верили в верховного бога, посредством которого через духа земли давалось рождение всем животным и растениям. Правитель Шан-ди приравнял духов природы по своему положению духам мертвых. В то же время китайские философы и художники, впрочем, как и простые крестьяне, никогда не прекращали своего диалога с природой, веря в то, что гармония между человеком и природой является ключом к всеобщему благосостоянию. Шанцы верили в дух предков.

После смерти человека его дух возносится в небо, а затем овладевает неведомыми силами, способными укреплять или разрушать семейное благополучие. Если дух не умиротворят жертвоприношениями, он будет вечно блуждать голодным в мрачном чистилище. Чтобы избавить от такой ужасной судьбы и позаботиться о собственном семейном благополучии, потомки должны приносить ему жертвы и в то же время постараться сами родить детей, которые будут делать то же самое для них. Преданность семейным ценностям и почитание старших, сопутствовавшие поклонению предкам, были основными факторами в жизни китайцев. Потребность приносить пищу в жертву духам, была логичной, поскольку, хотя дух человека отделялся от тела в момент смерти, тем не менее, он по своей сути оставался им, о чем живущие узнавали, видя его в своих снах. Дух предков забирал только сущность еды, которая, таким образом, оставалась только пригодной для употребления тем, кто совершал жертвоприношение. Практика жертвоприношений широко варьировались. Службу могли отправлять как жрецы или шаманы, так и глава семьи.

Если говорить о библейской традиции, следует отметить, что китайцы лучше любых иных народов исполнили один из ветхих библейских заветов, данный Богом после Великого потопа праведнику Ною: плодиться и размножаться, заселять Землю. Другие древнейшие цивилизации – шумеров и египтян – как и китайцы 2-4 тысячи лет назад создавшие идеографическое письмо и государственность, уже к началу нашей эры распались. А китайцы сохранялись и множились, ассимилируя всех, кто входил с ними в контакт. Это связано с уважением к духам предков. Современная Индия тоже имеет миллиардное население, но единой цивилизации не образует. 12 религий и 18 основных языков в Индии – это не китайский культурный и этнический монолит.

Все эти и многие другие важнейшие особенности, религиозные структуры были заложены в глубокой древности. Но с течением времени на передний план среди духов все более отчетливо выходил Шан-ди, верховное божество и легендарный родоначальник, их предок-тотем. Великий бог и божественный первопредок в одном лице (шаньюй) – такое сочетание встречалось и в других религиях, особенно в древневосточных, например, в Египте. Однако у шанцев Шан-ди воспринимался, прежде всего, как первопредок, заботившийся о благосостоянии своего народа. Это проявлялось в том, что именно к Шан-ди шли просьбы и молитвы шанцев, связанные и с урожаем, и с военным успехом, и т.д.

Смещение в культе Шан-ди акцента в сторону его функций первопредка сыграло в истории китайской цивилизации огромную роль: именно оно логически привело к ослаблению религиозного начала и к усилению начала рационального, проявившегося в культе предков, ставшего затем основой религиозной системы Китая.

Письменность требует краткого пояснения. В Месопотамии, где впервые появилась письменность, шумерский язык состоял преимущественно из односложных слов. Пиктограммы для двух или более слогов можно было соединить, образуя другое, при необходимости, абстрактное слово. Для обозначения слов, которые нельзя изобразить при помощи символов, использовались ребусы, составленные из омонимов. Вводя новые, все более тонкие значения, шумеры постепенно стилизовали свои пиктограммы в клинописный алфавит и получили завершенную систему. В 1-м тыс. до н.э. путем постоянного сокращения финикийцы превратили клинопись в алфавитную систему, благодаря которой сегодня те, кто пишет по-английски, обладают почти безграничными возможностями для выражения собственных мыслей при помощи всего лишь двадцати шести букв.

Китайцы, также говорящие на односложном языке и начавшие с пиктограмм, следовали примерно по тому же самому курсу, но в итоге так и не пришли к алфавиту. Вместо того чтобы составлять свои слова из двадцати шести букв, они записывают каждое слово при помощи отдельного иероглифа. Таким образом, в современном китайском языке насчитывается более 70 000 иероглифов, из которых около 7500 находятся в повседневном использовании – все они эволюционировали из 2500 иероглифов, бывших в употреблении у шанцев. Китайская иероглифическая письменность – исключительное явление среди всех известных науке видов письма. Иероглифическое письмо отличается от фонетического, прежде всего самим принципом обозначения. Фонетическое письмо служит для передачи элементов плана выражения лингвистических единиц: отдельных звуков или сочетаний – слогов. Иероглифическое письмо служит для передачи значения лингвистических единиц, т.е. обозначает их содержание. Иероглифы фиксируют в сознании не звуки речи, а целые смыслы. Благодаря иероглифам сознание китайцев весьма конкретное.

Для этих двух видов письменности характерны совершенно различные отношения с языком, который они передают. Фонетическое письмо всегда предназначено для какого-то определенного состояния одного языка: без соответствующих изменений оно не может быть использовано для другого языка или другого состояния одного и того же. Иероглифическая письменность, наоборот, отличается своей универсальностью. Теоретически иероглифы могут быть использованы для любого языка. Практически же наиболее приспособленными для восприятия иероглифической письменности оказались языки со слогоморфемной структурой, т.е., в которой морфа обозначается отдельным слогом. Независимость от действительного произношения обозначаемой лингвистической единицы дает иероглифической письменности также еще и вневременные качества: при знании грамматики текст, написанный иероглифическим письмом, может быть понят независимо от того, когда он был написан, а его знаки могут быть прочитаны любым удобным способом. Не зная китайского языка, можно читать и понимать все написанное. Не имеет значение, каким языком ты владеешь. Эти свойства иероглифической письменности сыграли немалую роль в том, что китайская письменность сохраняется и в наше время.

Таким образом, в середине II тысячелетия до н.э. китайцы построили свою цивилизацию. Ядро любой цивилизации состоит из трех компонентов: язык, национальное мировоззрение и алфавит. Приблизительно в это время зародились на Ниле египетская, на Междуречье шумерская, на Инде индусская, на побе­режье Средиземноморья эллинская цивилизации. На карте мира существовали такие государства, как минойское, финикийское, вавилонское, хеттское. В эти далекие времена Моисей вывел евреев из Египта. Как видите, зарождение цивилизаций в разных регионах планеты шло как бы одновременно. Но вот сохранились из всех вышеперечисленных только китайская и индусская цивилизации, да не те начальные маленькие города, княжества, а разросшиеся в огромные по площади государства.

В это время в бассейне реки Вэй жил народ Чжоу. Княжество Чжоу было расположено на территории современной провинции Шэньси. Столица народа Чжоу стояла возле современного города Сиань, в трехстах милях через реки и горы от Великого города Шан. Если верить китайской легенде, то в 1797 г. до н.э. китайский вельможа Гун-лю попал в опалу и бежал на запад к кочевникам-жунам. На китайском языке «жуны» обозначал «воинственный». За ним последовало немало сторонников. На территории кочевников они притворились кочевниками жунами, построили себе городок и властвовали самостоятельно, отделившись от китайского царства Ся.

Чжоуйский царь Чан Вэнь-ван, породнившись с соседями из влиятельных вождей жунов, приобрел союзников в лице кочевников. Он создал коалицию, куда вошли китайцы и несколько десятков родов из кочевников жунов. С такой мощной армией чжоуский царь начал войну по расширению своего княжества. Так чжоуйский царь Чан заимел множество воинов, которые «имели сердца тигров и волков», и благодаря ним «силами варваров совершал завоевания между морем и тибетским нагорьем. «В одном из боев он погиб и получил посмертное имя Вэн-ван («Просвещенный»). Своему сыну он оставил сильную армию и завещал покорить царство Шан. Шанцы называли чжоуйскую армию варварами, так как она состояла из кочевников жунов и привыкших к пограничным схваткам китайцев. Сын Чана вошел в историю как У-ван («Воинственный»). Чжоуйский царь У-ван продолжая завоевания, в конце концов, обратил свой взор на царство Шан. Не испугавшись больших расстояний, природных преград и мощной шанской армии, превосходящей его армию в 10 раз, он где-то около 1027 года до н.э., нанес удар и в решающей битве одержал победу. Армия Шан после однодневной битвы разбежалась. Солдаты не хотели воевать. Чжоу Синь бежал с поля боя. Он облачился в роскошное платье, украшенное драгоценными камнями, затем бросился в свой любимый павильон и поджег его вместе с собой. После смерти тирана в огне, две его главные наложницы, повесились в саду. Когда У-ван вошел в столицу, он выпустил три стрелы в обожженный труп, отрубил всем троим головы и насадил их на древки своих знамен.

По поводу падения династии Шан существуют абсолютно не совпадающие мнения. В европейской науке принято считать, что шанское царство было разрушено нашествием чжоуских племен, вторгшихся с запада в долину Хуанхэ. Такого мнения был и российский ученый Г. Е. Грумм-Гржимайло, считавший, что кочевники овладели всем Китаем, дав ему династию Чжоу. Средневековая китайская историография полагала, что Шан была выродившейся династией и переворот 1027г. до н.э., который привел к власти династию Чжоу, был шагом по пути прогресса.

Чжоу 1027-771 гг. до н.э. Завоевав царство Шан, армия Чжоу двинулась в восточном направлении, завоевывая южные народы, которые помимо возделывания земель, занимались и охотой. После падения династии Шан наступил период Чжоу, продолжавшийся восемьсот лет, но только триста лет из них чжоуские цари обладали реальной властью. Новое царство превратилось в империю, которое превзошло Шан по размерам, достаточно быстро поглотив почти весь северо-восток Китая, от реки Янцзы до пустынь. Кочевники жуны, участвовавшие в создании империи, присоединили свои родовые земли в империю Чжоу.

Как государство Шан было федеративным, так и империя Чжоу осталась федеративной империей. В династии Ся, Шан и Чжоу глава империи титуловался Ван, Великий царь; удельные цари (князья) титуловались Гунн, Хэу и прочие.

Вскоре после завоевания шанского царства У-ван умер и на престол взошел его малолетний сын, получивший от отца беспокойное наследство – недостроенное, необъединенное государство, склонное к распаду. В такой сложной обстановке младший брат У-вана Чжоу-гун назначил себя регентом. Благодаря силе своего характера и интеллекта, а также безжалостным военным операциям и исскуству убеждения он даровал царю, мир и укрепил его власть.

Чжоу-гун перед началом строительства новой столицы собрал великую ассамблею из лидеров Чжоу и несчастных шанцев. Он провозгласил доктрину, которая на протяжении нескольких тысячелетий будет сохранять доминирующее положение в китайском политическом мышлении. Согласно ей царская власть обусловлена Мандатом Неба. Правитель заслуживает этот мандат своей добродетелью: если он перестанет следовать добродетели, мандат будет у него отобран. Хотя главным инструментом свержения власти можно считать оружие. В действительности падение династии Шан было обусловлено утерей ею Небесного Мандата. Поэтому, сказал он, «новый царь должен уделять самое пристальное внимание своей добродетели. Посмотрите на его древних предшественников, правитель Ся: Небо лелеяло и защищало их, пока не отвернулось от последнего из этих правителей, жестокого и беспощадного». Точно так же, продолжил Чжоу-гун, обращаясь к покоренным шанцам, «последний правитель Шан предался праздности, забросил дела управления и не совершал должных жертвоприношений. И тогда Небо уничтожило его… Наш же чжоуский царь милостиво относился к людям, следовал добродетели и исполнял долг перед божествами и Небом. Небо наставило нас, оказало нам милость, избрало нас и наделило нас Мандатом Шан, чтобы править в ваших бесчисленных землях».

У чжоусцев были свои религиозные представления. Китайское население княжество Чжоу почитало первопредком Хоу-цзи – Владыка-Зерно, а кочевники жуны, жившие в княжестве, почитали Небо, которое называли Тэнь (Тан на татарском языке переводится – рассвет, восход солнца). С течением времени культ Неба Тэнь (Тан) окончательно вытеснил Хоу-цзи – Владыка-Зерно. При этом на Небо перешло представление о прямой связи божественных сил с правителем: чжоуский ван (царь, император) стал считаться сыном Неба. После завоевания Шан, чжоусцы оставили религию шанцев практически без изменения, но с течением времени концепция поклонения Небу Тэнь (Тан), стала распространяться по всему Шан и на другие южные районы. В результате скрещивания этого верования с верой шанцев чжоуское Небо – Тэнь (Тан), вобрав в себя часть функций Шан-ди, стало не столько верховным божеством, сколько высшим олицетворением разума, справедливости добродетеля. С течением времени культ Неба окончательно вытеснил Шан-ди с главной функции верховного божества. При этом на Небо перешло представление о прямой связи божественных сил с правителем. Сами чжоусцы постоянно подчеркивали, что милость небес не гарантирована им навсегда, и что быть достойным ее нелегко. Выдвинув на передний план в культе Неба его рациональное начало, чжоусцы еще более усилили рационалистический акцент, уже имевшийся в практике верований и культов шанцев. Претендуя на родство с Небом, чжоуские правители стали именовать свою империю Поднебесной – Тэнь-Ся (Тан-Ся), а себя Тэнь-Цзы (Тан-Цзы) – «сыновьями Неба» и этот титул сохранился за правителем Китая вплоть до XX в. Для китайских правителей отожествление с Небом Тэнь (Тан – по-татарски – восход солнца, рассвет) означало принятие на себя ответственности за весь мир, в который они включали собственный Китай (Чжун го – Срединное государство) и окружавшую его варварскую периферию, которая, по их представлениям, явно тяготела к центру, т.е. к китайскому властителю Поднебесной, сыну Неба.

У кочевников не было рабства, они были вольными людьми и поэтому себя называли сынами Неба. В Китае был рабовладельческий строй, поэтому, переняв у кочевников концепцию Духа Неба, сыном Неба стал называться только верховный правитель. У кочевников человеческие жертвоприношения категорически отвергались мировоззрением их традиций. Если в царстве Шан, практиковались человеческие жертвоприношения, то с принятием китайцами концепции Духа Неба, преподносимые жертвоприношениями стали животные. Человеческие жертво­приношения не сразу отмерли, но они совершались все реже и реже. Таким образом, кочевники уничтожили существовавшие в Китае человеческие жертвоприношения.

Кочевники абсорбировали культуры покоренных шанцев, переняв их одежду, язык, моральные нормы, а также их искусства. Шанцы и другие народы, проживавшие в империи Чжоу, переняли у кочевников концепцию Неба, а также магическую практику шаманизма и строительства курганов над могилами. Они называли Небо Небесной Владыкой и жертвоприношения ему совершали только цари. Отправление этого культа не сопровождалось мистическим трепетом или кровавыми человеческими жертвами. В почтительном отношении к высшему началу обычно проявлялся отчетливо осознанный сыновний долг правителя, понимавшего необходимость отчитаться перед высшей божественной инстанцией и воздать небесному отцу – хранителю мирового порядка – необходимые почести.

Концепцией Неба являлась вера в космические моральные силы, направленные на поддержание всеобщей гармонии, и существа с разумом и волей, частично управляющими судьбами людей. В истинно иерархическом стиле Небо возглавляло иерархию подчиненных ему природных богов, из которых самыми важными были бог Земли, всегда получавший свою долю жертвоприношений в посвященным ему часовням. Для всех людей имели значение боги Солнца, Луны и Звезды, духи Гор, Рек, Ветра, Дождя и т.д. Им приносили в жертвоприношение животных. В концепции Неба большое значение имело место обитания духов предков, в которых кочевники также верили. Поэтому, царь и представители высшей знати имели храмы духам предков – «большой храм», посвященный всем духам предков, и «специальный храм», посвященный одному конкретному предку, который разрушался после определенного количества поколений.

Невозможно не заметить борьбы между кочевниками и китайцами, в основе которого лежали экономические причины, и в то же время, не увидеть огромной роли, которую играли кочевники в китайской истории, например, в создании, расширении и развитии китайского государства, в создании и развитии специфических религиозных систем Китая, в которых четко прослеживается сформированная упомянутой борьбой идея обеспечения целостности и гармонии общества, которое впоследствии стали называть Поднебесной империей. Эта специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления, всей духовной ориентации в Китае видна во многом. В Китае признавалось высшее божественное начало – Небо (Тэнь). Но китай­ское Небо – это высшая верховная всеобщность.

Часть жунских родов захватила царство Шан. Родовые вожди возглавили династию Чжоу. Жунские племенные вожди желали править над китайцами и править империей. Ради этой цели они присоединили свои родовые земли к империи Чжоу. Кочевники жуны были малочисленны среди многочисленного китайского населения. Постепенно кочевники меняли образ жизни, ассимилировались и теряли родственную связь со Степью. Они забывали свой язык, свои традиции и не знали, от каких родов они произошли. Оседлый образ жизни менял психологию людей, и потомки вчерашних кочевников спустя даже пятьдесят лет уже сами смотрели на жителей степей свысока. В этом большую роль играли житейские обычаи людей. С течением времени, они ассимилировались и становились обычными китайцами. Примерно по такому сценарию развивались в прошлом истории большинства евроазиатских народов.

Но те, что остались в Степи, никогда не теряли родственную связь, которую можно назвать законом Всеродства кочевников. Новая волна кочевников решила завоевать китайцев и вторглась на территорию империи Чжоу. Наступающие кочевники, не считали живших в империи Чжоу жунов своими родичами. Они воспринимали их как китайцев и, соответственно, воевали с ними как с китайцами.

В 771 году в царство Чжоу началось новое вторжение кочевников жунов и их родичей, которых китайцы называли ди. Царство Чжоу разделилось на 124 государств, которые вели между собой и с кочевниками воины. Для войны каждая из соперничающих царств приглашала в союзники кочевников. Две сотни лет ведя войну между княжествами (царствами), ни одно княжество не доводило победу над соседом до точки полного завоевания. Но в 479 году до н.э. все изменилось, когда полукочевое княжество Чу, занимавшее большую часть долины Янцзы, поглотило маленького соседа, положив начало двухвековой эпохе широкомасштабной кровавой борьбы, которая получила название периода Борющихся царств. Это была борьба за овладение всем Китаем, точнее, телом Китая, поскольку его душа уже была завоевана человеком, который по странному совпадению умер в том же самом 479 году до н.э. Этот человек по имени Кун (Конфуций), которому, возможно, было суждено оказывать самое большое и самое продолжительное влияние на человечество из всех кого-либо живших людей.

В 551 году до н.э. родился Кун. Видимо его род шел от кочевников жунов, так как слово кун (көн) в переводе с татарского языка обозначает – «день», «солнце». Хотя его род, может быть, и шел когда-то от жунов, но, как и все пришедшие народы в Китай, его род тоже ассимилировался с китайцами и он, таким образом, был китайцем. А прозвище у Куна было Жунн. Позже, когда Кун стал известным человеком, по-китайски его стали называть – фу-цзы – учитель или Кун фу-цзы. Традиционным в европей­ском латинизированном произношении его имя стало произноситься – Конфуций. Это латинизированное имя было введено европейскими миссионерами-иезуитами в XVII в.

Конфуций был ревнителем старины. Богом для Конфуция было Небо, как божественная нравственная стихия, управляющая всем миром. Она воплощалась наверху в видимом небесном своде, и на земле – в ритуалах и человеческом сердце. В традиционных установлениях и обычаях Конфуций видел формы жизни первопредков, но объективная обстановка побуждала выступать с новыми идеями, которые можно было бы противопоставить царившему хаосу. Он пришел к выводу, что религия, философия и управление государством должны быть рационалистическими. В системе, говорил он, существует фундаментальный изъян: она действует для блага тех, кто управляет. Отсюда безжалостная борьба за власть и издевательства над народом. Если вместо этого систему переориентировать на благо управляемых, более того, на руководящие посты назначить самых добродетельных людей независимо от их происхождения и, наконец, если врожденные добродетели дополнить навыками управления, то государство будет процветать. Следуя заветам Конфуция, первым делом необходимо «исправить имена». Вот что утверждал величайший мудрец Китая: «Если имена не соответствуют истинному смыслу, то дела не могут идти успешно. Ибо нельзя правильно присуждать наказания. Если же нельзя правильно присуждать наказания, то народ не будет знать, как двинуть рукой или ногой». Конфуций говорил: «Истинный человек всего себя посвящает служению высоким идеалам, служению людям и поиску истины». С течением времени и в связи с ростом авторитета Конфуция и его учения этот идеал все более становился обязательным для подражания, эталоном, приблизиться к которому было делом чести и престижа для каждого и особенно для тех представителей высшего сословия (ученых-чиновников, профессиональных бюрократов-администраторов), которые с эпохи Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.) стали управлять Поднебесной империей. В эпоху Хань конфуцианство было провозглашено официальной религией ханьской династии.

В период Чуьцю («Весны и Осень», 722-480 гг.) было 124 больших (княжеств) царств, а следующий период Чжаньго («Брани царств» или «Воюющих царств», 404-221 гг.) осталось только семь крупных и три маленьких княжеств. Интересная история царства Цинь в качестве победителя периода Борющихся царств и объединителя Китая.

В течение трехсот лет войны были подчинены 12 жунских кочевых родов, княжество Цинь включило их в свой удел, на которых были созданы округа Лунси, Бейди и Шанцзюнь. Затем вновь на севере были захвачены земли, и появились новые китайские округа Юньчжунь, Яньмынь и Дайцзюнь, Шангу, Юйянь, Юбейпин, Ляоси и Ляодун. Вновь занятые земли были разделены на уезды, в которые направили переселенцев из внутренних районов страны.

На протяжении всей истории Цинь, вплоть до конца периода Борющихся царств, остальные китайцы считали циньцев варварами. Они разделяли многие обычаи и верования своих соседей кочевников, и их неотесанность проявлялась в приписываемом им незнании традиционных нравов, взаимоотношений и добродетельного поведения как у китайцев. Тем не менее, они постепенно ввели у себя многие институты и культурные практики китайцев, проживавших к востоку от них.

Таким образом, царство Цинь представляло собой высокоорганизованное государство, когда в 230 году до н.э. его армии двинулись на восток и юг, чтобы завоевать одно за другим оставшиеся шесть Борющихся царств. Им удалось выполнить эту задачу в течение одного десятилетия. И теперь могущественные царства Чжао, Янь, Ци, Чу, Хань и Вэй следом друг за другом оказались под пятой у Цинь. Итак, в 221 году до н.э. Китай был объединен под властью ванна (царя) Ин Чжэна, который сразу же присвоил себе правящий титул Ши-хуанди – «Первый император». Ши-хуанди, по взглядам китайцев, был типичный по обычаям и образу жизни тюркским кочевником.

Его страна простиралась на тысячи километров на запад от побережья Тихого океана и от северных пустынь до плодородных земель к югу от Янцзы. Она стала ядром Китая, которая, несмотря на периодическую фрагментацию и значительное приращение территории, сохранялась как страна и нация все последующие два с четвертью тысячелетия, представляя собой одно из главных политических образований на земле, тогда как за это время бесчисленное количество других империй успели разрастись, распасться и кануть в небытие.

Царство Цинь вновь объединило весь Китай. Это очень значимое историческое событие в судьбе Китая. В течение нескольких тысячелетий Китай состоял из несколько десятков царств и маленьких княжеств. Эти княжества были неоднородны по этническому составу.

Предположительно в VI-VII тысячелетиях до нашей эры, род татар жил на юге в лесостепной зоне на территории современной Маньчжурии. Занимались они охотой, разведением мелкого скота. А когда смогли приручить диких лошадей стали заниматься коневодством. Для разведения лошадей требовалось иметь большие территории для пастбищ. Засушливое или дождливое лето вынуждало людей отгонять лошадей и скот далеко от места своего проживания. Так возникли первые кочевники Великой степи.

На севере современной Маньчжурии в лесах и сопках Большого Хингана, до Амура жили лесные племена. Татары называли их тунгусами. Татарское слово Тунгус (дунгыз) означает «свинья», возможно из-за того, что они разводили и ели свиней, которых татары не держали. Тунгусы – это предки современных маньчжур. Они занимались охотой, рыбной ловлей, собирательством лесных ягод и т.д. Тунгусы, живущие в степной части современной Маньчжурии, занимались скотоводством. Также как и татары, тунгусы вели кочевой образ жизни. По своим манерам они напоминали татар: были хорошими конниками-лучниками. Они коротко стригли свои волосы для удобства. Однако, когда подходил возраст для женитьбы, волосы отращивались длинными, их разделяли и связывали хохолком, сверх которого одевалась шляпа с брелками. Поэтому тунгусов еще называли «носящих косу». В те далекие времена, если судить по конструкции их языков, татары, тунгусы и монголы восходили от одного главного ствола и в те далекие времена, о котором идет речь, у них было мало отличия между собой. Поэтому Э.Паркер назвал эти три народа одной расой Татарской. Китайцы в древности больше сталкивались с татарами, чем тунгусами и монголами, поэтому в китайских источниках очень мало сведений об их жизни и обычаях. Китайцы всех северных кочевников тунгусов, монголов и татар называли одним названием та-та или та-да, что значит татар. Некоторые ученые считают такое название китайцы дали северным кочевникам, называя их «варварами» или «свирепые рабы». Сами татары называли себя татар как утверждают некоторые исследователи так, потом