У древних хуннов были свои религиозные представления. Наиболее почитаемым божеством у хуннов было Кён Тэнре - Небесное Солнце (по-татарскикён, кун, кояш). Именно поэтому хунны приняли самоназвание Кунны, то есть Солнцепоклонники. Со временем Кунны трансформировались в Хунны, Гунны. Многие арабские и персидские летописцы IX - X веков, сообщают о вере татар, что они Солнцепоклонники. Почитание Кён Тэнре (Небесного Солнца) сохранилось и у современных татар. Во многих деревнях на воротах, на фронтонах и окнах домов до сегодняшнего дня встречается орнаментация - Солнце. Преобладающий цвет в окрасках ворот, заборов, домов у татар и сегодня остается голубой и жёлтый. В декоративно-прикладном искусстве татар часто встречается изображение Солнца. Хотя в научной истории они остались как хунны, нельзя сказать, что это их настоящее название. "Кун", "хун", "гун" так переводили с китайских летописей, которое обозначал "солнцепоклонник...
С течением времени культ Неба, которое татары называли - Тэнре (Тан на татарском языке переводится - рассвет, восход солнца), окончательно вытеснил культ Солнца (Кён) в главной функции верховного божества. По представлениям хуннов, все сущее на Земле подвластно Кюк Тэнре - воплощению небесного начала, создателю вселенной Духу Неба. Именно Кюк Тэнре выступил, прежде всего, как верховное божество, находящееся в небесной зоне Вселенной, распоряжающееся судьбами, как целых народов, так и их правителей - тэнрекотов.
Кюк-Тэнре (Голубое небо) - это небо не материальное, противопоставленное обычному, видимому небу. Облик Тэнре никому неизвестен. Понятие о нем было отвлеченным. Тэнре - дух. Его не представляли в виде человека или животного. Слово "Тэнре" и "Небо" для хуннов были синонимами. Тэнре был свободен в своих поступках, но справедлив, он награждал и карал. От его воли зависело благополучие людей и народов.
Концепцией Неба являлась вера в космические моральные силы, направленные на поддержание всеобщей гармонии. По представлению хунновуправление Вселенной происходит по многоступенчатой иерархии. На высшей ступени управления - это божества, затем хозяева местности и последние духи.Хунны считали, что Вселенной правят 17 божеств - Земля, Солнце, Луна, Умай, Огонь, Воздух, Звезды, Ветер, Дождь и т.д. Особо почитались духи Гор, Рек и т.д. Им приносили в жертвоприношение животных. У кочевников человеческие жертвоприношения категорически отвергались мировоззрением их традиций.
При этом на Небо перешло представление о прямой связи божественных сил с правителем: хуннский правитель (царь, император) стал считаться сыном Неба и называться тэнрекот (тэнрикут). Кот (Кут) - зародыш, двойник, жизненная сила, сама суть жизни приходящая с космоса, счастье, удача. В державе существовал институт выборности тэнрекота. К выборам относились со всей ответственностью. Тэнрекот должен был быть храбрым, справедливым, умным, честным и во время выборов, беки в душе чувствовали и говорили, что на него указывает сам Тэнре. Законный выбранный вождь мыслился кактэнреподобный, возникший в Тэнре. Претендуя на родство с Небом, хуннские правители стали именовать свою империю Тэнрекотством - Поднебесная империя. Для хуннских правителей отожествление с Небом Тэнре - означало принятие на себя ответственности за всю хуннскую державу. Он не должен был обогащаться, сев на трон. Власть тэнрекота основывалась не на узурпации прав народа или защите одних слоев населения, а в его обязанность входило быть справедливым представителем интересов всего своего народа. Забота тэнрекота заключалась не только в том, чтобы кормить и одевать свой народ, его главная задача - поднимать величие державы и национальную славу. По отношению к покоренным народам тэнрекот был справедливым владыкой, а по отношению к своему народу - добрым, справедливым отцом. С помощью таких качеств тэнрекот объединял все подчиненные ему народы, племена и рода в единый народ-войско, и становился во главе их.
Поэтому в хуннской державе не было резкого социального неравенства. Поэтому народ смотрел на тэнрекота не как на паразита, а как на своего покровителя. Но хунны считали, что милость Неба не гарантирована правителю навсегда, и что быть достойным ее нелегко. В хуннской державе действовала доктрина, которая на протяжении тысячелетия сохраняла доминирующее положение в тюркском политическом мышлении. Согласно доктрине царская власть обусловлена Мандатом Неба. Правитель заслуживает этот мандат своей добродетелью: если он перестанет следовать добродетели, перестанет представлять интересы народа и государства, то мандат Небом будет у него отобран. Поэтому тэнрекот стремился уделять самое пристальное внимание своей добродетели, интересам государства и народа. Но, а если он забывал свое предназначение, то тогда говорили, что Тэнре лишает его разума, требует его переизбрать. Главным инструментом свержения власти, если не получается мирно, является оружие. Обычно тэнрекот случайно погибал, т.е. отправлялся к Тэнре. Тогда говорили, он потерял Небесный Мандат.
Концепция поклонения Небу Тэнре, стала распространяться на все оседлые, лесные, охотничие племена и народы, живущие в хуннской державе. Концепция поклонения Небу Тэнре устраивали все народы, живущие в державе, поэтому эту концепцию можно было назвать имперской. Концепцию поклонения Небу Тэнре современные ученые-исследователи назвали тэнгрианство.
"В функции тэнрекота входило не только управление державой, но он был одновременно и главным священнослужителем в государстве. По татарскому обычаю, три раза в год совершали общественные моления у родовых гор на высшей её точке, где при 1, 5 и 10-й луне приносили жертвы духу Неба. В летописи "Чжоушу" сказано: "В течение 5-го месяца хунны имеют обыкновение убивать овец и лошадей, чтобы принести жертву Тэнри". Дата моления, зафиксированная китайским источником, приходится по современному календарю на срок между 5 и 10 июнем. В начале лета, в указанное тэнрекотом время, в столицу в город Дракон на Великий религиозный праздник джиен (сбор), съезжались все племенные, родовые вожди всех народов, беки, знатные полководцы и т.д. Судя по письменным источникам, если родовой святыней для хуннов был Ордос - Иньшань, то после переноса столицы на новое местоБагадуром, святая гора Ланьшань (восточные отроги Хангая) и город Аждахарбалык - Дракон (Лэвкен) стали почитаемыми всеми хуннскими, монгольскими, маньчжурскими народами и всеми племенами, входившими в состав империи, от которых на религиозные церемонии общегосударственного характера прибывали, лишь вожди и знатные люди. Открывался джиен. Собравшиеся обсуждали государственные дела. По окончания совещания, на следующий день вместе с тэнрекотом они отправлялись на священную гору, чтобы принести белого жеребенка в жертву Великому Тэнре и духам предкам. Отправление этого культа не сопровождалось мистическим трепетом или кровавыми человеческими жертвами. В почтительном отношении к высшему началу обычно проявлялся отчетливо осознаний сыновний долг правителя, понимавшего необходимость отчитаться перед высшей божественной инстанцией и воздать небесному отцу, хранителю мирового порядка, необходимые почести.
Моление Тэнре в этот день проходили по всей империи. На священные горы, долины, речки, озера и источники съезжались тысячи людей из блажащих кочевий и поселений. Возле берез на священных землях горели десятки тысяч костров, где в жертву приносили лошадей, овец, ягнят. Это было впечатляющее зрелище. Целью моления было испрашивания урожая. Благополучия на скот, хороших удоев молока, здоровья, разума людям и державному народу, помощи в справедливом деле. После моления начиналось общее праздничное пиршество, веселье, различные игры, состязания. Поощрялись конные скачки, схватки на конях и борьба. "Самые сильные наездники и борцы приезжали в город Аждахарбалык (Дракон) и под предводительством тэнрекота проводили состязания"33.
У современных татар остались сегодня только материальная часть праздника. В советское время в 50-х годах XX столетия джиен, переименовали в название сабан-туй. Ритуалы жертвоприношения Великому Кюк Тэнре пронесли через века и сохранили восточные тюрки и часть бурятов.
Хунны проводили два больших и один малый курултай в году, где, кроме обсуждения государственных дел, одновременно проводились жертвоприношения. В первой луне каждого года все начальники съезжались на малое собрание в ставку тэнрекота и приносили жертвы духам предкам и Небу. Осенью, устраивалось другое великое моление, когда лошади откормлены, съезжались на большое собрание, где подсчитывали и проверяли число людей и домашнего скота, для налогообложения собственности и крупного рогатого скота. Обсуждали государственные дела. Преступлений в государстве было мало, и они суммарно провозглашались на одном или обоих этих крупных джиенах (собраниях). Затем начинались развлечения - скачки лошадей и бег верблюдов.
Хунны дважды в год приносили жертву солнцу - свету; осенью и в конце января, когда первые отблески солнца показывались на вершинах гор. Свое поклонение солнцу они объясняли тем, что Тэнре и его помощник Көн (Кун) (Солнце) руководят созданным миром; лучи солнца - нити, посредством которых духи растений сообщаются с солнцем.
В концепции Неба большое значение имело место обитания духов предков. Поэтому, тэнрекот и представители высшей знати имели в столице империи храмы духам своих предков. В столице был еще один "главный храм", посвященный великим предкам, а, следовательно, и всей нации, где обряды совершал сам тэнрекот. Помогавшие ему главные советники-помошники "ункул белекхан" и "сулкул белекхан" присматривали за храмом, были сведущи в ритуалах и составляли молитвы.
Безертинов Рафаэль. г. Казань 2012 г.