Быт кочевников строилась на родо-клановой организации. Постоянная необходимость быть готовыми к обороне от многочисленных, коварных и жестоких врагов явилось одной из основных причин складывания такого феномена у кочевников, как "народ-войско". Каждый боеспособный мужчина был воином, имел начальника и был обязан строго подчиняться ему. Войско комплектовалось из представителей рода или племени, у которых был общий предок. Количество юрт (тотен) в них были разные. Каждый род (большая семья – ыру, током) имела свое знамя – туг и выставляла из среды своих представителей воинское подразделение из наиболее боеспособных мужчин. По представлению кочевников в знамени обитал дух рода. Воины выбирали из своей среды десятников, сотников, тысячников наиболее опытного и сообразительного сородича своим командиром. Выборами руководили опытные ветераны. Притом во главе родового воинства не мог быть глава рода – Башлык. У него были совершенно другие функции...
Подразделения родов объединялись уже в более крупную войсковую часть племени-клана. Племена совместно формировали более крупные соединения – "тумены", наподобие современных дивизий. Слово "тумен" состоит из двух татарских слов: "ту" – знамя и "мен" – тысяча. На конец копья привязывали хвост лучшей кобылы из косяка – "ту бие" и родовое или племенное знамя. Когда воины шли на врага, оседлав коней, во главе рода и племени ехали воины, который несли в руках боевое родовое или племенное знамя – туг. Количество воинов, участвующих в походе, в составе рода, племени регулировалось вождями (беями). Во главе боевых подразделений стояли принцы крови и беи. Слово предводителя племени было законом, только ему, в первую очередь подчинялись кочевники. Так набиралось войско.
Соответственно у кого лучше получалось командовать, со временем становился постоянным военным командиром. У кого-то лучше получалось заниматься со снабжением, он в дальнейшем становился снабженцем. Кроме того, выбирались и в разные роды военспецов. В силу условий жизни назначение общего руководства войсками (высшего командного состава), принятие других важных решений, имеющих значение для нескольких родов или племен, производилось сообща старшинами башлыками или биями. И соответственно все командные и руководящие должности в войсках и обществе были выборными. Таким образом, как решение военных задач, так и управление обществом в мирное время оказывалось в ведении избираемых представителями народа войсковых командиров и других руководителей. Этим и объясняется происхождение принципа выборности представителей государственной власти вХуннской державе.
Армия хуннской империи была во много раз малочисленной в сравнение с армией Китайской империи. Но она компенсировала свою малочисленность быстрой всеобщей мобилизацией, современным оснащением вооружения, маневренностью, высоким боевым духом воинов и их патриотичностью к своей родине. Хуннская армия совершала далекие походы. Хуннские военачальники организовывали крупные военные компании со стратегическими целями, с масштабными и территориальными размахами военных действий, а так же совершали мелкие набеги, опустошая пограничные области неприятеля. Хунныстремились внезапно начинать военные действия и сразу сокрушить врага. Главным особенностями военной стратегии у хуннов были внезапность проникновения в глубокий тыл противника, сеяние паники и хаоса. Опустошить вражескую территорию, разрушить все коммуникационные связи, и ударить в тыл защитникам границы. А затем, если надо уйти по возможности без потерь.
У хуннов все возмужавшие мужчины, которые могли натягивать лук, становились конными латниками. Хуннское войско формировалось из отрядов конницы. Основным оружием легковооруженного хуннского всадника были лук, копье, сабля и шит. Основная тактика хуннов состояла в изматывании противника и в неожиданных налетах. Хунны стремились атаковать противника лавой, когда тот дрогнул, нарушил построение и начинал отступать. В этот момент можно было решительной атакой ускорить победу, нанести врагу сокрушительное поражение. Хунны, если побеждали, то дружно рубили врага, но если противник побеждал их, то они не считали позором отступать рассеявшись. Китайские полководцы писали о них так: "Перед решительным наступлением противника хуннские всадники расступаются подобно стае птиц, для того чтобы собраться и снова вступить в бой. Отогнать их легко, разбить трудно, уничтожить невозможно". Основу хуннской тактики составлял дистанционный бой в рассыпном строю. В ходе боя хуннские воины старались выманить противника на открытое пространство и охватить его с флангов. Излюбленным приемом хуннов было притворное бегство. Тактика базировалась на использовании повышенной дальнобойности луков. Эффективная стрельба, обеспечивающая поражение противника с расстояния, на котором сами лучники оставались практически неуязвимыми, как правило, решала исход боя в пользу хуннов. Тем не менее, хунны вступали в ближний бой, о чем свидетельствует наличие оружия ближнего боя (палаши, булавы, клевцы, копья) и средств защиты («бронированные венцы», панцири, наручи и поножи).
Обучение будущего воина начиналось с детства. В каждом ауле или в кочевье назначались наставники-ветераны, которые должны были обучать молодежь военному делу. Детей с большим внимание уделяли обучению искусству боя с врагом лицом к лицу. Обычно хунны считали, что воевать надо, в первую очередь, посредством лука и стрелы. И поэтому наставники-ветераны учили стрелять из лука детей-мальчиков самого раннего возраста, когда ребёнок уже мог держаться в седле на спине полугодовалого жеребенка, телёнка или барана. Когда мальчики достигали 11-12 лет, их начинали обучать джигитовке на коне, владению саблей, копьем, шитом и т. д. К 14 годам мальчики уже хорошо владели всеми видами оружия. Обучали так же, чтобы у воина не было страха, а если приходил то не до сражения или во время, а после окончания. В 14-15 лет при посвящении воина родители и родственники дарили молодому воину оружие, и с этого времени и до смерти он не расставался с ним. Китайский летописец Сыма Цянь в «Исторических записках» писал: «все возмужавшие, которые в состоянии натянуть лук, становятся конными латниками».
Кроме того, среди обычных воинов были профессиональные воины-батыры. Воин-батыр и ныне в татарском понимании – это не только борец или вояка. Прежде всего, батыр - это борец за справедливость, соблюдающий и отстаивающий взаимоприемлемые нормы.
Лук, стрелы, мечи, сабли, шиты, обычно хранились у хуннов дома, ими пользовались в случае призыва в поход. Такое оружие, как кинжал или нож, присутствовало у хуннов постоянно. К ножу, который всегда имел при себе каждый мужчина, отношение было особое: в принципе его никогда никому не давали (например, когда ели мясо) в особенности женщине, а если уж и давали кому-нибудь, то это служило доказательством особого доверия и уважения. Оружие у хуннов входило в состав его традиционной одежды. Оружие для хуннов было еще и оберегом. Кинжал, который носил при себе хунн, был из железа, а железо для хуннов было наиболее почитаемым природным веществом. Железо отгоняло злых духов и оберегало человека от болезней и всяких бед. Большое значение уделялось в участие в облавной охоте, сотней, тысячей в ежегодных облавных охотах рода, племени, старались совершенствовать способ взаимодействия и взаимовыручки сотен, десяток и рядовых воинов. Ведь каждый хуннский воин должен знать всегда точно, и ясно и раз и навсегда своё место в десятке, воины десятки должны знать чётко своё место в сотне, а воины сотни должны, закрыв глаза, в кромешной тьме находить своё место в тысяче.
Вот что говорит летопись: "Хотя хунны – кочевники, но всякий из них владел участком земли. Грубые и жестокие, они презирают старость и ценят лишь мужчин, находящихся в расцвете сил. Ценность человека – только в его силе и оружии, они стремятся пасть в бою, смерть от болезни считается позором". "Человек рождается дома, а умирает в поле" – такая у них в ходу была пословица. Хуннские воины не боялись смерти. Что такое смерть? Каждому хунну с младенчества было известно, что смерти нет, а есть путь перехода из земного состоянии в небесное. Там на вечных небесах правит самый главный повелитель всего земного и небесного, могущественный и мудрый Тэнре. Там же на небесах обитают и духи всех татарских предков. С небес они покровительствуют своим земным потомкам. Там на небесах земные воины прямиком попадают в небесное войско Тэнре. Тот воин, кто держал свое слово, слушался своих начальников, был стойким в бою и, самое главное, никогда и ни при каких обстоятельствах не бросал в сражении товарища-соседа по десятке, сотне и тысяче и срубил голову хотя бы одного врага, тому сразу же уготовлена дорога в лучшие войска небесного Тэнре. Там на небесах таких воинов ожидают его умершие родичи, умершие родственники, вечнозелёные пастбища. Белые высокие юрты, красивые девушки и много-много скота: лошади, овцы, пастушеские собаки, охраняющие весь этот скот. Там на небесах можно много времени отдыхать от ратных дел и воинских занятий.
Но смерть должна быть прекрасной и славной. Надо убить в бою много врагов, не менее семи воинов противника, надо воевать храбро, смело, умело, надо защищать свое кочевье, свою землю, своих жён, детей, родителей-стариков. Надо воевать так, чтобы в течение веков о тебе слагали сказания и легенды, пели свои песни сказители-алкышчилар у вечерних и ночных костров, и чтобы молодые воины слушали эти напевы о павших храбрых батырах с большим трепетом, любовью, уважением и благовонием. Надо, чтобы после смерти о тебе помнили не только в твоей родной юрте, не только в твоем кочевье, но и в других кочевьях, во всем племени и во всех племенах и родах, которые причисляют себя к победоносному великому степному народу. Чтобы все говорили о тебе: как ты достойно прожил жизнь и как ты достойно принял неизбежную смерть – переход в небесное состояние.
Воины хоть и старели, но храбрость и боевой дух у них оставались. Когда молодые воины уходили в поход, старики, оставаясь в ауле, с гордостью вспоминали свои подвиги. Они грустили о невозможности выступить самим в поход с молодыми. Однако мудрость, опыт и знания старших всегда были надежной защитой, как оружие, смелость и сила молодых мужчин. Старики у кочевников всегда были уважаемыми людьми.
Требования кочевой жизни, диктуемые сезонными передвижениями в поисках пастбищ, определяли их специфическую жизнь. Жестокие ветры высоких плато, суровый мороз и гнетущий зной степей, выстругали их лица с их складчатыми глазами, и редкими волосами и закалили их мускулистые тела. И поскольку они могли выживать в таких суровых условиях то и в бою они становились непобедимыми. Жизнь рядового кочевника в мирное время состояла из перекочевок (2–4 раза в год), военных упражнений и отдыха во время весеннего и летнего приволья. Отсутствие изнурительного труда, постоянное занятие охотой, джигитовка на коне и стрельба из лука способствовали физическому развитию. Необходимость совершенствовать свои боевые дисциплины послужила толчком к развитию и популяризации, как обычной борьбы, так и боевого единоборства, рукопашной борьбы как средства физического совершенствования воинов. Именно высокое боевое искусство, а не численность послужило основой их столь поразительных побед.
Безертинов. Рафаэль. Казань. 2012 г.