Статьи

Уйгурский каганат

Уйгуры родственны татарам. Они входят в единый татарский суперэтнос. С древних времен кочевники объединялись в рода-кланы, племена-кланы и т. д., для защиты своих родовых, племенных интересов. Далее если не хватало силы для защиты своих интересов, то объединялись в конфедерации или строили государства. Племена, которые не хотели входить ни в одну из федерацию или государство из-за местнических интересов, в результате нашествия обычно или гибли, или ассимилировались. Это подталкивало к созданию союзов. Так, девять татарских родов, потомков кунов толес, после распада Восточной татарской империи в начале четвертого столетия соединились и создали бейлик (ханство). Сначала они назывались "Догуз огуз" ("Девять огузов"), затем уйгур, что означает "союзник" или "уйшан", "уйгун" ("совместимый", "подходящий"). К "Девяти огузам" присоединилось еще одно татарское племя и они стали называться "Он уйгуры" ("10 союзников"). Этот племенной союз (уйгуры) свои кочевья располагал возле озера Угий-Нур, междуречье Орхона и Толы на территории современной Монголии. Ставка уйгурской орды располагалась возле священной горы Кутлуг-Таг. Перевод названия горы Кутлуг-Таг (Кут-Таг) в тюркском языке выражает понятие "зародыш человека". Древние татары верили, что если кут (кот) покидает человека, то он начинает болеть и умирает. Генеалогические предания об уйгурах связывают происхождение этого народа с тремя мифологическими событиями. Согласно первому варианту, у тэнрикота родились две дочери чрезвычайной красоты. Вельможи считали их богинями. Тэнрикот сказал: "Можно ли мне таких дочерей выдать за людей? Я представлю их Тэнри (Небу)". Построил на необитаемом месте высокий терем и, поместив там обоихдочерей, сказал: "Молю Тэнри принять их". По прошествии трех лет мать пожелала взять их. Тэнрикот сказал: "Невозможно, еще не пришло время". Через год после сего один старый волк стал стеречь терем, производя вой: вырыл себе нору под теремом и не выходил из нее. Меньшая дочь сказала: "Наш родитель поместил нас здесь, желая представить Тэнри, а ныне пришел волк, может быть, его прибытие имеет счастливое предзнаменование". Она только хотела сойти к нему, как старшая сестра в испуге сказала: "Это животное, не посрамляй родителей". Меньшая сестра не послушала ее, сошла к волку, стала ему женой и родила сына. Потомство от них размножалось и создалось государство. Вот почему люди этого государства любят протяжные длинные песни, исполняя которые "воют", подобно волкам.

По второму варианту, предки уйгуров произошли от дерева, которое росло на священной родовой горе в верховьях Селенги и низовьях Толы. "Однажды под деревом между двумя реками появился чудесный свет. Жители пошли туда, чтобы посмотреть, что это значит. На дереве показался нарост (опухоль) по виду как живот беременной женщины. После этого свет часто показывался. Через девять месяцев и девять дней нарост на дереве лопнул и вышли пять мальчиков. От них и пошел род уйгуров".

По третьему варианту, мальчики — прародители уйгуров, произошли от небольшого холма между двумя деревьями, на который падал с неба свет. И день за днем эта возвышенность становилась все больше и больше. И каждую ночь сиял свет на расстоянии тридцати шагов от этой возвышенности до тех пор, пока, подобно тому, как беременная женщина разрешается от бремени, из пяти отдельных юртообразных ячеек, не вышли пять мальчиков.

Борясь за создание своего государства, в конце V — начале VI веков уйгуры постоянно соперничали с аварами (жужанями) за власть над Таримским бассейном. Во времена начала могущества Кюктюркского каганата уйгурские беи добровольно вошли в состав этого государства. Но с 600 годов стали поднимать мятеж против кюктюрков. В 630 году, когда Восточный Кюктюркский каганат был побежден китайцами, уйгуры смогли сохранить свою независимость и, более того, вели успешную войну с китайской империей Тан. Китайскому послу, побывавшему в Уйгурской орде, соглядатай передал: "Величие и могущество долины состоит в горе Кутлу-Таг. Эту гору надо уничтожить, чтобы ослабить это царство". Дальше события развивались так. После нанесения поражения уйгурам, китайские летописи сообщают: "... люди Тан раскололи гору сильным огнем и полили вином и уксусом. Тогда камень распался, и его унесли на носилках. Тут испустили жалобные вопли птицы и четвероногие животные в царстве уйгурском. По прошествии семи дней уйгурский правитель Юй-луньТегин умер. Появились всевозможные несчастья и бедствия, народ жил в беспокойстве и часто погибали занимавшие престол". Поскольку китайские войска осквернили святыню уйгуров, оскорбленный хозяин горы ушел с Кутлу-Таг, унося с собой кут (кот) всего народа. Лишившись его, испустили жалобные вопли птицы и четвероногие животные. Живя в постоянном бедствии и несчастии, уйгуры были вынуждены переселиться в другое место, которое было определено в междуречье Орхона и Толы ближе к реке Селенге. Представление о священной горе Кутлу-Таг до сих пор сохранилось в мифологиях тюркских народов Саяно-Алтая. Шорцы до недавней поры устраивали раз в три года общественные моления своей почитаемой горе Кара-Таг, у подножия которой много столетий тому назад, по генеалогическим преданиям, проживали их предки. Кобыйцы, собираясь в долине реки Тей, приглашали для камлания сразу двух камов, поскольку путь к хозяину Кара-Таг был долгим и трудным (пролегал через многие хребты и реки).
После возрождения Кюктюркского каганата большинство уйгуров добровольно вошло в состав этого государства. Но когда кюктюрки в 700 годах начали войну против Китая, уйгуры выступили...… на стороне китайцев. Их вожди включились в борьбу с кюктюрками за власть в каганате. Для достижения своей цели правящая верхушка уйгурских старейшин соглашалась на вассальную зависимость от Китайской империи. Бильге каган бросил все силы против уйгуров. Он разорил их кочевья и загнал отступающих в горную тайгу. Уйгурскийэльтебер с сотней всадников бежал на восток. Так Бильге каган силой принудил их служить Кюктюркскому каганату.

Начиная с I тысячелетия до нашей эры в татарской державе существовал институт выборности тэнрикота (правителя). По концепции Неба ( по современному тэнгрианство) к выборам относились со всей ответственностью. Тэнрикот должен был быть храбрым, справедливым, умным, честным и во время выборов, беки в душе чувствовали и говорили, что на него указывает сам Тэнри. Законный выбранный вождь мыслился как тэнриподобный, возникший в Тэнри. Претендуя на родство с Небом, татарские правители стали именовать свою империю Тэнрикотством – Поднебесная империя. Для татарских правителей отожествление с Небом Тэнри - означало принятие на себя ответственности за всю татарскую державу. Он не должен был обогащаться, сев на трон. Власть тэнрикота основывалась не на узурпации прав народа или защита одних слоев населения, а в его обязанность входило быть справедливым представителем интересов всего своего народа. Забота тэнрикота заключалось не только в том, чтобы кормить и одевать свой народ, его главная задача – поднимать величие державы и национальную славу. По отношению к покоренным народам тэнрикот был справедливым владыкой, а по отношению к своему народу - добрым, справедливым отцом. С помощью таких качеств тэнрикот объединял все подчиненные ему народы, племена и рода в единый народ-войско, и становился во главе их.

Поэтому в татарской державе не было резкого социального неравенства. Поэтому народ смотрел на тэнриткота не как на паразита, а как на своего покровителя. Но татары считали, что милость Неба не гарантирована правителю навсегда, и что быть достойным ее нелегко. В татарской державе действовала доктрина, которая на протяжении тысячелетия сохраняла доминирующее положение в татарском политическом мышлении. Согласно доктрине царская власть обусловлена Мандатом Неба. Правитель заслуживает этот мандат своей добродетелью: если он перестанет следовать добродетели, перестанет представлять интересы народа и государства, то мандат будет у него отобран. Поэтому тэнрикот стремился уделять самое пристальное внимание своей добродетели, интересам государства и народа. Но, а если он забывал свое предназначение, то тогда говорили, что Тэнри лишает его разума, требует его переизбрать. Главным инструментом свержения власти, если не получается мирно, то можно применять оружие. Обычно тэнрикот случайно погибал, т.е. отправлялся к Тэнри. Тогда говорили, он потерял Небесный Мандат.

Концепция Неба (тэнгрианство) долгое время сохранилось у всех тюркских и монгольских народов, которые построили десятки империй и государств. Концепция Неба действовало и в империи Кюктюрков. Концепция Неба была вытеснена с принятиями тюрками и монголами пришлых религий.

В пятом – шестом поколение правнуки Ашина скомпрометировали себя. Из-за личных их амбиций в империи произошла гражданская война, которая привела к распаду и захвату тюркской территории китайцами. Хотя они и восстановили державу, но недоверия к роду Ашина осталось. Многие в державе говорили, что династия Ашины потеряла Небесный Мандат и их надо переизбрать.

В 744 году при поддержке карлуков, басмалов уйгуры совершили переворот и привели к власти в Кюктюркском каганате главу уйгуров — Кутлуг Кюл Бильге каган. ДинастияАшина навсегда лишилась власти, хотя некоторые из члена рода остались в правительстве и продолжали служить империи. На местах сохранили свои должности и высшие чиновники. Да и тюркский народ некуда не исчез. Просто постепенно из-за того, что у власти кюктюркского каганата стали уйгурские вожди (династия уйгуров), государство кюктюрков стало называться государством уйгуров. Так свершилась мечта уйгурских старейшин. Они стали во главе тюркского каганата. Столицу кюктюрков г. Отюкен уйгуры переименовали в г. Орду-Балык, который тюрки и монголы называли еще Каракорум.

В 745 году скончался Кутлуг Кюл Бильге каган и на престол сел его сын Моен-Чор (745-759 гг.). Но с его приходом к власти в каганате началась гражданская война, продолжавшаяся три года. На тюркский престол в каганате желали сесть не только уйгурские старейшины, но на неё претендовали и представители других тюркских племен. Старейшины татар, карлуков, басмалов, тюргешей считали, что они более достойны в управлении государства. Когда у власти стояла династия Ашины, задачу по объединению всех тюркских и монгольских племен решали она, а уйгуры почти всегда были в оппозиции. Теперь, когда они сами пришли к власти, объединение империи легло на их плечи. В гражданской войне уйгурское правительство вели боевые действия против татар, карлуков, басмалов и тюргешей, претендентов на власть в империи. Бои шли в основном в Хангае, т.е. в самом сердце Уйгурии в центре современной Монголии. Война закончилась победой правительственных войск. Часть карлуков и тюргешей двинулась в Семиречье и Среднюю Азию. В Семиречье они разбили вторгшиеся туда китайскую и арабскую армии.

В 766 году карлуки полностью покорили Семиречье, Талас, реку Чу и дошли до Западного Тянь-Шаня. Татары были оттеснены к китайской границе. Если в самом Уйгурском каганате наступил мир и покой, то в соседнем Китае началось Великое волнение (гражданская война), которое, конечно же, затронуло и уйгуров.

Император Ян-ди если верить китайским историкам любил пышность и показуху. Был силён в распутстве. Он окружил себя льстицами и лизоблюдами, которые изолировали его от реальности. Строительство новой северной дорогостоящей столицы. Постоянные переезды чиновников из новой столицы в старую ослабляли централизованную власть. Неудачные войны на юге страны, которые кончились поражением и огромными людскими и финансовыми потерями, привели к бунтам охватившую весь Китай. В стране начали бить в барабаны, призывая народ к восстанию. За два года число восстаний достигло двух сотен, и аристократия стала отворачиваться от императора, выдвигая своих претендентов на трон. Китайцы стали считать, что Мандат Неба был отобран у Ян-ди, и за ним закрепилось унизительное прозвище “Губитель династий”. Тем не менее, льстецы, окружавшие Ян-ди, продолжали скрывать от него истинное положение дел – один человек, попытавшийся рассказать правду, был забит до смерти прямо в зале для приемов. Когда приближающуюся катастрофу скрывать стало уже невозможно, император бежал в свою южную столицу.

В 617 году пограничный генерал Ли-Юань, князь Тан, в котором текла кровь нескольких царских родов древних северных империй, наблюдая за бессилием правительства и уступив уговорам своих сторонников, сам стал главным мятежником. Опираясь на помощь великого кагана тюрков, он собрал 200-тысячную армию и захватил столицу китайской империи Суй. После этого он низложил Ян-ди и объявил себя императором. Со смертью Ян-ди с исторической сцены исчезла и династия Суй.

Ли-Юань основал династию Тан. Во главе китайской империи Тан стали табгачи (так называли тюрки людей от смешанных браков). Табгачские правители хотели на территории Северного Китая соединить два народа — китайцев и тюрков. Для осуществления своей задачи правительство создавало все условия. Велась пропаганда интернационализма, сближения двух разных культур и цивилизаций. Императорским оркестром исполнялась тюркская и китайская музыки. Вошла мода на тюркские обычаи и одежду. Был составлен китайско-тюркский словарь. Правительство сознательно поощряло смешанные браки. Ранее тюрки чувствовали себя в Китае пришельцами, наемниками, которых только терпят, теперь же они становились друзьями и близкими императора. Все это подкупало китайских и тюркских обывателей. Немало степных батыров стекалось под знамена империи Тан. Их принимали на службу, не задавая вопроса: кто они, китайцы или тюрки? Они женились на изнеженных китайских девушках, довольные новой судьбой, видели смысл жизни в военной службе или придворной карьере. Так умножалась народность "табгач". Эти люди говорили по-китайски, но сохранили стереотипы кочевников. В основном служили в пограничных войсках Китайской империи. Ни китайцы, ни тюрки не считали их своими. Если можно купить верность беков и китайских аристократов и обмануть какую-то часть простых обывателей, то далеко не так просто купить расположение народа. Народы Китая и Великой Степи желали жить в мире и порознь. Поэтому объединение двух чуждых по культуре народов путем прямой ассимиляции встречало сопротивление. Недовольство китайского народа выражалось в постоянных мятежах, заговорах, убийствах. Со своей стороны, служившие чиновниками китайские грамотеи боролись против ненавистных им табгачей путем лжи, доносов и интриг, вследствие которых танские батыры гибли на плахе. Императорское управление не пользовалось популярностью и среди тюркского народа.
Все это накапливалось и однажды лопнуло. Китайский военачальник Ань Лушань, у которого мать была тюркчанкой, в 755 году в местечке Юйяне в провинции Хэбэй под грохот барабанов объявил призыв к восстанию для ниспровержения императора. В пограничных войсках служили в основном табгачи, которые решили оплатить китайцам и тюркам за то, что те их не приемлют. Поэтому при полном единодушии солдат и офицеров восстало 150-тысячное пограничное войско. Солдаты знали, что идут на захват власти для защиты своих прав; китайцы считали, что идут варвары, которых надо истреблять. Единство империи лопнуло по швам. Правительство ответило на восстание казнью сына Ань Лушаня и отправкой на подавление мятежа двух армий — одной численностью в 60 тысяч, а другой — 110 тысяч. Обе армии были разбиты. Ань Лушань немедленно начал наступление на столицы. Восточная столица — Лоян — сразу оказалась в его руках. У китайцев не было реальной силы противостоять закаленным в боях восставшим. Император бежал из западной столицы Чань-ань и отрекся в пользу своего сына Ли Хэна. Западные корпуса остались верными престолу. Но сил у них было мало, и поэтому немедленно были отправлены послы в соседние страны с просьбами о помощи. В сентябре уйгуры предложили свою помощь для подавления восстания. В данном случае политический вопрос совпадал с личным. Уничтожение повстанцев означало уничтожение императорской армии, а это сулило Уйгурскому каганату полную независимость. Кроме того, война внутри Китая сулила богатую добычу. Моен-Чор сначала оговорил условия, на которых он соглашался оказать помощь: требовал в договоре мира, который аннулировал его фиктивный вассалитет и делал равноправным союзником. Моен-Чорзаставил китайских полководцев поклоняться знамени с волчьей головой.
Новый император принял все условия. В октябре 756 года уйгуры выступили в поход. Объединенные китайские правительственные и уйгурские войска нанесли поражение восставшим. Последние отступили. Затем была одержана победа в битве за столицу и восстановлен престол. Но гражданская война в Китае не остановилась, а лишь набирала силу. Уйгуры продолжали помогать императору, не забывая заодно и грабить Китай. В течение десятилетней гражданской войны армия — гордость династии Тан — полегла целиком, остались только ополчения. Города лежали в развалинах. Убыль населения была огромна: по переписи 754 года в империи числилось 52 млн 800 тысяч человек, а в 764 — 16 млн 900 тысяч.

В 759 году умер Моен-Чор, на престол сел его сын Идигань с титулом Эл-Тутнуш Алп Кюлюг Бильге каган. Уйгурия в этот период оказалась в исключительно благоприятных условиях: она не имела вокруг себя сильных врагов. На юге лежал в развалинах Китай. Большие богатства, полученные за одержанную для императора победу, добыча во время ведения войны на территории Китая, открытая (без пошлины) торговля с ним дали экономический толчок Уйгурии. Быстро стали развиваться ремесла, скотоводство, культура, особенно литература и история. Столица Каракорум (Орда-Балыг) разрасталась и богатела.

Если в военном, политическом и экономическом планах удача сопутствовала Уйгурскому каганату, то в духовном происходило обратное. Уйгурские старейшины, рвавшиеся к власти в Тюркском каганате и пришедшие к ней, были "земными" людьми. Власть, богатство, чины — вот их идеал. Они сильно отличались от "небесных людей", правивших в начале создания Тюркского каганата. Их мало интересовали духовная жизнь каганата и тюркская цивилизация. Свой успех в управлении государством видели в материальном плане. Они не ведали о войне цивилизаций, об информационном оружии, их не интересовало, что происходит в духовном плане в Индии, на Ближнем Востоке и в Европе. Главное, что вокруг нет сильных врагов и можно жить спокойно. Но, оказывается, все не так просто.

В III столетии до н.э. в Индии появилось новое религиозное учение — буддизм. В начале I века н.э. он стал распространяться по всей Индии. Из-за того, что народы Индийского полуострова не спешили расставаться со старыми вероучениями, буддизм стал приспосабливаться и делиться на разные направления, а при распространении за пределами Индии количество их увеличилось. Одними из направлений буддизма стали тантризм, ламаизм, винаи, сукхвати и т.д. Китайская элита сторонники конфуцианства и даосизма, видя пагубность этой религии, изгоняли миссионеров из страны. Тогда они направлялись в другие страны. К VI веку буддийское учение докатились и до Великой Степи.

В Европе происходили аналогичные события. В начале века н.э. на Ближнем Востоке вдруг появился человек по имени Иисус, который в дальнейшем назвал себя Христосом. Он стал проповедовать новое учение, которое впоследствии назвали христианством. Христиане проповедовали свое учение на территории Римской империи. Последняя была наследницей эллинской, а затем и этрусской цивилизаций. В начале IV века христиане в Риме захватили власть.

Все силы были брошены на уничтожение тюркской Туранской цивилизации. Для этого противнику не нужны были армии, а просто применялось информационное оружие, для которого не имели значения ни расстояние, ни границы государств. Для уничтожения Туранской цивилизации нужно было решить три задачи. Первое: подменить религию тюрков, а это, значит, изменить их мировоззрение, космогонию, философию, традиции, обычаи, обряды и принудить народ молиться на победителя. Второе: заменить татарский (тюркский) алфавит, лишив народ кодированной связи с космосом и накопленных веками знаний. И третье: лишить привилегии татарского (тюркского) языка.

В VII веке все миссионеры христианства, мусульманства, буддизма и их разновидности типа несторианство, манихея и т.д. ринулись в Великую Степь. Сами миссионеры и не подозревали, какую функцию выполняют. Они просто зарабатывали себе на хлеб, но жрецы этих религий хорошо знали силу своего оружия и его перспективность.

Если правители Кюктюркского каганата вели непримиримую войну с пришлыми миссионерами, охраняя духовность тюрков, то уйгурские правители о духовности, Туранскойцивилизации заботились мало. Во время одного из походов в Китай Идигань каган принял новую веру — манихейство. Она возникла на Ближнем Востоке в 240 году и через Персию и Китай пришла к уйгурам. Каган пригласил манихейских пастырей и дал указание на распространение ее среди тюрков. Уйгурский каганат принял манихейство как государственную религию. Манихейство — это смесь иудаизма, христианства и буддизма. Учение, в основе которого лежала вера, было одновременно и мистическим, и атеистическим. Оно разрешало ложь, что крайне облегчало жизнь, и первое время на манихеев смотрели как на безобидных, болтунов. Бог в космогонии манихейства отсутствует. Его место занимают две стихии: Свет и беснующий Мрак. Задачу свою манихеи видели в освобождении пленных частиц света из оков материи. Достигается это не через смерть, ибо манихеи признают переселение душ, а через отвращение к жизни и всему телесному, материальному, в том числе и к искусству, ибо вещи сделаны из материи. Таким образом, у манихеев мир не творение, заслуживающее любви, а результат катастрофы и подлежит уничтожению. Первыми жертвами фанатичных манихеев оказались каменные изваяния тюркских богатырей. Все они в Монголии были разбиты и обезображены. В Уйгурском каганате кочевники-тюрки исповедовали мировоззрение концепции Неба (тэнгрианство). Они обращались в Богу Неба Тэнри, потому что считали, что только он может защитить кочевника от злых духов в ночной степи. Возможно, ли было растолковать храброму воину, пастуху, что родная благоухающая степь, любимая жена и веселые дети — страшное зло, от которого надо отречься? Мог ли батыр возненавидеть свои крепкие руки, натягивающие тугой лук и поводья своего коня, носившего его по бескрайней степи, и отказаться от радости побед в бою? Ясно, народ сопротивлялся принятию манихейство и почитал Тэнри. Так произошел разрыв между правящей верхушкой и народом. В Уйгурском каганате стало неспокойно. Люди стали говорить, уйгурская династия не чтить интересы государства и народа. Они забыли свое предназначение, Тэнри лишил их разума. Они потеряли небесный Мандат и их надо переизбрать.

Начались антиправительственные перевороты в Каракоруме. Одних каганов убивали, другие бежали. В государстве постепенно воцарялся хаос. Не оставила без внимания такие события и китайская дипломатия, подбрасывая дрова в дворцовый пожар смут. Весной 840 года наступила трагическая развязка — расплата за то, что правители не развивали, а отвергали и уничтожали древние, коренные традиции своего народа. В Каракорум вошли войска кыргызов и взяли столицу. Уйгурская династия в панике рассеялась. Часть бежала вГаньчжоуское и Турфанское княжества. Другая — отступила в Восточный Туркестан. Но кыргызы не смогли управлять империей. Они оставили Каракорум и вернулись в Саяны. Уйгурский каганат распался на мелкие орды.

Восточном Туркестане в дальнейшем уйгуры приняли мусульманство, а алфавит ученые предполагают сагдийский. В середине ХХ столетия Восточный Туркестан был окончательно завоеван коммунистическим Китаем. Положение уйгуров было плачевным. Видимо, Бог Тэнри не покровительствует им за то, что они отвернулись от него.


Рафаэль Безертинов. Казань.


из газеты "Татарские края" # 21-22 (538-539). 2003 г.