В начале 1243 года Батый хан вернулся из западного похода и расположил свою ставку на берегу Иделя (Волги). Здесь на землях кипчаков он начал создавать новое государство. В течение двух веков на этих землях не было государственности. Батый хан при поддержке татарской аристократии за короткое время объединил все тюркские племена в единую нацию и создал великое, могущественное татарское государство, простирающееся от Алтайских гор до Дуная. В средние века такому государству не было равных в мире, ни по размеру территории, ни по могуществу военной силы. Вначале государство называлось Джучиевым улусом или Татарией. Впоследствии ученые назвали его Золотой Ордой.
Главенствующей религией в Золотой Орде было тэнгрианство, а государственной идеологией — идея национального единства. Несмотря на это, в государстве существовала веротерпимость. Такая государственная политика устраивала и другие народы, живущие на территории Золотой Орды.
Жизнь была стабильной. Быстро развивались наука и культура. Большими темпами шло строительство городов. Золотая Орда менее за ста лет достигла своего могущества: государи соседних стран заискивали перед ней и стремились установить более прочные связи. Но не всем нравилась такая политика.
Хорезмское мусульманское духовенство (Хорезм входил в состав Золотой Орды) неоднократно пыталось внедрить Ислам в Золотую Орду. Они смогли уничтожить (отравив) всех претендентов на ханский престол и посадить на трон Берке. Политика Берке-хана была чужда татарской элите. Он неожиданно заболел и умер, не успев осуществить свои замыслы.
После Берке-хана мусульманское духовенство долго не могло подобрать нового кандидата на престол. Удивляет, какие могущественные силы стояли за хорезмским духовенством, что у них были свои влиятельные люди, занимающиеся интригами во дворце хана. Наконец, выбор пал на чингизида Узбека, сына Тогрула. Мальчик воспитывался в мусульманском духе. В 1312 г. умер Токтай-хан. Мусульманское духовенство, уничтожив главных претендентов на престол, возвело Узбека ханом Золотой Орды.
Воссев на ханский престол, Узбек начал строительство новой столицы Татарии (Золотой Орды) г. Сарай ал-Джадид у современного г. Царева Волгоградской области. Многие не понимали и были удивлены началом строительства новой столицы не далеко от старой столицы Сарай-Бату, так как оно не давало ни экономического, ни политического эффекта. Но по утверждению самого Узбек-хана Сарай ал-Джадид должен был быть одним из самых больших городов мира. Город должен быть построен в кратчайшие сроки. На постройку города были привлечены сотни тысяч строителей. Чтобы город имел восточный (мусульманский) облик, из Персии, Ближнего Востока и Египта стали нанимать архитекторов, инженеров, художников и других специалистов. Одновременно из Ближнего Востока тайно нанимались и мусульманские наемники, которые находились среди строителей и были незаметны для татарской правящей элиты. Через 8 лет, когда город в основном был построен, и туда переехало правительство и чиновники, Узбек-хан устроил торжества в честь открытия города. Он заманил около 120 царевичей и нойонов (полководцев) на торжества и, зная, что они будут противиться принятию Ислама, с помощью мусульманских наемников вырезал их. Все они были его родственниками – двоюродными и троюродными братьями. Затем он объявил ислам государственной религией Татарии (Золотой Орды). Реформы, проведенные Узбек-ханом, привели к замене законов Ясы на мусульманское право. Народ стали принуждать ходить в мечеть и исполнять молитвы на арабском языке, от чего он пришел в шоковое состояние: как отказаться от своего Бога Тэнрэ и почитать то, что не понимаешь?
Часть татарских беков заявила Узбеку: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое дело до нашего вероисповедания и каким образом мы покинем закон и ясак Чингисхана и перейдем в веру арабов?» Под разными предлогами Узбек-хан стал уничтожать и преследовать несогласную с ним элиту, которые, спасаясь от репрессий бежали в русские княжества и там, позже стали русскими дворянами. Узбек-хан организовал в стране государственный террор. Великая Степь, никогда не знавшая религиозных преследований, репрессий, столкнулась с этим омерзительным проявлением цивилизации. Так началось уничтожение татарской элиты.
Узбек-хану суждено было стать могильщиком Золотой Орды. Народ потерял ориентир в идеологии, верхушка общества погрязла в интригах и безнравственности. Сразу же после смерти Узбек-хана, в Татарии незамедлительно наступил Хаос, смута, перешедший в религиозную гражданскую войну.Перед смертью Узбек-хан объявил своим преемником своего старшего сына Танибека. Но средний сын Узбек-хана Джанибек организовал восстание с поддержавшими его эмирами. Джанибек захватил трон и казнил своих братьев. Он перешагнул через трупы двух братьев. Это было противоестественно, ибо стимулировал отрицательный отбор, потому что кроме царевичей гибли их эмиры и нукеры. Он был безнравственным, так как вел к гибели невинных людей, расшатывал государственную систему, вносил в нее нервозность и неуверенность в завтрашнем дне.
Однажды Джанибек серьезно заболел. Его сын Бердибек возглавил заговор против отца, чтобы захватить престол. Заговорщики убили Джанибека и его 12 сыновей. Ими были истреблены главным образом царевичи и род Узбек-хана. Так закончился род Узбека. Но отцеубийца Бердибек недолго сидел на престоле. Его убили, и началась религиозная гражданская война или как отмечали русские летописи «великая замятня». За 20 лет сменилось 25 ханов. Многие из них правили меньше года. В этой бойне гибли не только царевичи, но и их сторонники. Так в течение 20-25 лет погиб цвет нации Золотой Орды.
Религиозная гражданская война в Золотой Орде ударила по административному аппарату столицы. Столичным чиновникам перестали подчиняться. По стране пошли сепаратистские движения за самостоятельность. Золотая Орда начала распадаться на мелкие татарские ханства. Между образовавшимися ханствами начались междоусобные столкновения. Одно из таких столкновений произошло между темником Мамаем, захватившим Крым, и Дмитрием Московским, которое, в конечном счете, закончилось Куликовской битвой.
На троне Татарии (Золотой Орды) утвердился Тохтамыш. Он был тенгрианец. Свое правление он начал с восстановления национального мировоззрения и идеи национального единства. Уставшие, оглушенные, безразличные, нищие народ и основная татарская элита увидели луч света и стали объединяться вокруг Тохтамыша. Тохтамыш повел войну против сепаратистов и за короткое время смог объединить распадающееся государство, которое стало постепенно оживать и возрождаться.
Но произошли события, которые изменили лик Великой Степи. В Средней Азии в Джагатаевском улусе шла междоусобная война между знатными эмирами. В этой войне победил эмир Тимур. В истории его называют Аксак Тимуром (Тамерлан). Когда Тимуру было 25 лет, и он командовал тюменем (тысячником), к нему явился шейх Барак, родом из Мекки (кто он был - араб или иудей - неизвестно), ставший впоследствии его главным духовником, и вручил ему барабан и знамя (символ власти), предсказав великое будущее. Под влиянием этого шейха эмир Тимур вел войны за распространение Ислама, за что мусульманские ученые его времени издали в честь него следующее объявление: "В каждом веке Всемогущий воздвигал защитника и распространителя религии – посланника Мухаммеда. В этом веке Тимур, родившись под счастливым созвездием, герой мира, должен считаться восстановителем веры". А глава ученых, Мир-Саид-Шериф, написал письмо Тимуру, где он считает, что раз Тимур трудился на пользу распространения ислама в области мира, то он имеет право на титул распространителя веры.
Хотя Тимур был правоверным мусульманином, не признавал астрологии и предпочитал гадание по Корану, однако чаще для него религия была орудием для достижения политических целей, чем причиной, определявшей его поступки. Тот же Тимур, который в Сирии выступил защитником Али и его потомков, вследствие чего сирийцы считали его ревностным шиитом, в Хорасане восстановил суннитское правоверие, в Мазандаране наказывал шиитских дервишей за оскорбление памяти спутников пророка. Вполне естественно, что мусульманские богословы в беседах с таким государем всегда опасались западни.
Тимур набрал наемную (профессиональную) армию. До сегодняшнего дня нет вразумительного ответа, откуда он брал средства на содержание наемной (профессиональной) армии, так как Джагатаевский улус не в состоянии был содержать такую огромную армию. Есть исследователи, которые считают, что средства на содержании профессиональной армии шли не только от разграбления покаранных государств, но и с Запада.
Тимур умел воспользоваться предрассудками своих воинов: каждый раз, начиная войну с какой-либо страной, говорил им, что единственная его цель — распространение закона Ислама и искоренение еретиков, что Коран повелевает вести с ними войну и обещает пальму мученичества всем мусульманам, погибающим в бою с неверными. Чтобы не смущать своих воинов несправедливостью своих войн, Тимур всегда ловко находил несколько поводов для нападения на тюркские мусульманские государства (в основном они и были объектами его нападений), которые возбуждали в нем желание грабить их. И его воины с энтузиазмом исполняли все его приказания, даже такие, как строительство башен и пирамид из отрубленных голов. Такие башни возвел Тимур в крупнейших городах Азии.
И вот эмир Тимур пошел войной на Татарию (Золотую Орду) за распространение Ислама. Татары этого не хотели. Начиная с правления Узбек-хана, они были сыты гражданской войной, от смут и всем, что связано с Исламом. Они героически встали на защиту отечества. Это была религиозная война.
В июне 1391 года войско Тимура и Тохтамыша встретились в районе реки Кундурча, где она впадает в Идель (Волгу). Татары начали атаку первыми и потеснили воинов Тимура. Битва шла упорная, но татары стали побеждать. Большая часть войск Тимура была уничтожена, остальные готовились к бегству. Как сообщает историк Ибн-Арабшах, Тимур был в отчаянии. В это время к нему подъехал его идейный наставник шейх Барак. Тимур, находясь в крайнем возбуждении сказал: «О мой почтенный Сейд, мое войско разбито!» Но Сейд ответил ему: «Не бойся!» Потом Сейд схватил горсть песку и бросил его на татарское войско и громким голосом закричал: «Ягы когды! (враг побежал). Тимур и все его воины стали кричать «Ягы когды!» Войско Тохтамыша, находясь под воздействием гипноза, отступило, чем воспользовались воины Тимура. Татарское войско было разбито. Шейх Барак был не простым Сейдом. Видимо, он был жрецом, обладающим ясновидением, гипнозом, сумевший загипнотизировать целое войско. После этого сражения Тимур разорил часть Золотой Орды. Но в 1395 году возле Терека вновь сошлись татарские воины и воины Тимура.
Татары защищали свои душистые степи, табуны коней, жен, которым грозил тяжелый унизительный плен. Воины Тимура мечтали о награбленном золоте, мечах, татарских красавицах, которых повезут после боя в Самарканд и Бухару. Никто из них не мог предугадать итоги войны, которой суждено, будет изменить лик Великой Степи.
Существенным было то, что решалась судьба Татарии (Золотой Орды): либо она уцелеет и подавит мятежного эмира Тимура, либо падет и рассыплется в прах.
Произошло худшее. Войско Тимура победило татар. Затем Тимур разрушил все города, стоящие на пути караванной торговли. Он уничтожил экономический и военный потенциал Татарии. Учиненный разгром был столь велик, что Татария (Золотая Орда) не могла возродить мощь государства в прежних масштабах. После ухода армии Тимура фактически начался период новой смуты, которая была продолжением старой религиозной гражданской войны или «великой смуты». Начались междоусобные воины. Золотая Орда медленно шла к своему концу и распалась на мелкие татарские ханства.
В 1502 году крымский хан Менгли-Гирей в кровопролитном бою одержал победу над ханом Большой Орды Ших-Ахмедом, который претендовал на роль правопреемника великого хана Золотой Орды. Затем Менги-Гирей разрушил город Сарай и окончательно покончил с Большой Ордой. С этого времени Золотая Орда перестала существовать и официально разделилась на мелкие ханства. Став самостоятельным, каждое ханство было довольно мощным государством, которыми стали считаться все государства, как на Востоке, так и в Европе. Но старая болезнь у них осталась. Не было уже идеи и религии, объединяющий народ. Поэтому и в этих ханствах продолжались гражданские войны, которые их обескровили, и, в конечном счете, все они были завоеваны.
Рафаэль Безертинов. Казань.
из газеты "Татарские края" # 45 (510) - 19.11.2002