Статьи

Традиционное тюркское мировозрение

Культура каждого народа – это не только материальный быт, уклад, фольклорные песни и танцы – с чем обычно связывают процесс возрождения этносов, а это еще традиционное и духовное мировоззрение, включающее в себя мифы о происхождении Вселенной, человека, всего живого в этом мире, это понимание жизни и смерти, концепции человека, времени, пространства, это и родословные предания, их традиции, обряды и обычаи, бытовавшие в прошлому этих племен и народов.

Без религии человек не может обойтись. Даже если эта религия атеистическая. Людям присуще религиозное чувство. Оно сопровождает людей на протяжении всей человеческой истории. Религия нужна для целостного мировосприятия. Религия выше науки, через нее познаются духовный мир и сам Дух Неба – творец физического мира и человека. Никакие научные мышления не охватывают всего мира, он очень велик. Поэтому для целостного мировоззрения без религии не обойтись. Наука и религия должны дополнить друг друга: наука в своей научной компетенции, а религия – в идее человеческого бытия. Человек не может жить без идеи. Эта идея не научная, а чисто религиозная. Но религиозные идеи разные. Одни служат для Добра, другие – для зомбированияи порабощения людей. Религию, которая служит Добру, человек воспринимает сердцем. В религию, где идеология направлена Злу, людей заманивают хитростью или силой. Национальная религия – это мировоззрение народа и она не может быть рабской. Пришлая религия таит опасность. В первую очередь встает вопрос, что она дает не только конкретно человеку, но и нации в целом?

В идеологиях мировых религий – главное убедить человека, что он раб божий, сделать его покорным. Об этом указывают названия религий. Христианство – покорность Христу. Буддизм – покорность Будде. Ислам – в переводе покорность и т.д. В религии “Тэнгри” или как называли еще в XIX веке алтае-саянскиенароды Ак янг, Ак аң - переводится как “светлое сознание” нет задачи порабощения и зомбирования человека. Это взаимосвязь древнего Знания с наукой. Поэтому идеология религии “Тэнгри” духовно отличается от идеологий мировых религий.

У большинства людей смысл жизни заключается в том, чтобы жить своим бытом. Встать, умыться, поесть, сходить на работу, вернуться, отдохнуть, что-то сделать в домашнем хозяйстве, иметь хорошую работу, зарплату, удовлетворять свои потребности, иметь хорошую семью, вырастить детей, обеспечить свою старость. Одним словом жить и производить себе подобных. Но человек отличается от любого животного ясностью ума, глубиной душевного понимания смысла жизни. Традиционное тюркское мировоззрение считало, что смысл жизни заключается в познании окружающего мира и своего места в нем. Усилия коллективного разума были направлены на уяснения места человека в мире. При этом не столько установление различия, сколько тождества человека и мира. В целом реальное представление о жизни – образования земли, появления человека и его внутреннего мира, животных, растений и т.д. оказывается необъятным, т.к. сама проблема не имеет конечного решения. Поэтому разработка национального традиционного мировоззрения на удовлетворения потребностей познания окружающего мира продолжается и сегодня. Это нужно не только для удовлетворения, но для того, чтобы познать себя и отличить свое мировоззрение от других народов. Конечно, эти познания черпаются не только из книг (теоретически), но и практически. Только в практике, можно достичь правильные Знания.

В отличие от религий, созданных пророками и их последователями, тэнгрианство (ак янг, ак аң) возникло естественным, историческим путем, на основании народного мировоззрения, воплотившего и ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и ее стихийным силам. Человек – сознательное существо природы, живет в естественной среде, приспосабливается к ней, когда надо противиться этой среде, борется с ней и вместе с тем полностью зависит от нее.

Своеобразной и характерной чертой этой религии является родственная связь человека с окружающим его миром. Тэнгрианство было порождено обожествлением природы и почитанием духов предков. Тюрки-тэнгрианцы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Они умели смотреть на природу как на существо одушевленное. Именно тэнгрианская вера давала тюркам знание и умение чувствовать дух природы, острее осознавать себя ее частью, жить в гармонии с ней, подчиняться ритму природы, наслаждаться ее бесконечной переменчивостью, радоваться ее многоликой красоте. Все было взаимосвязано, и тюрки бережно относились к степям, лугам, горам, рекам, озерам, т.е. к природе в целом, как носящей божественный отпечаток.

Выразительной особенностью тэнгрианства является распределение обитания божеств по трем зонам во Вселенной. К небесной зоне относятся светлые и доброжелательные по отношению к человеку божества, которые хотя и наказывают людей, но только за непочтение к себе. Именно в небесной зоне обитает всемогущий Тэнгри – создатель вселенной “Дух Неба”. Именно Тэнгри выступает прежде всего как верховное божество, распоряжающийся судьбами как целых народов, так и их правителей. К земной зоне – различные божества и духи окружающие природу, дух огня и ветра, болезней, а также умерших камов. Эти божества и духи наиболее близких людям. Состав божеств и духов земли наиболее многочисленный, раздробленный на категории. Третьей зоной обитания божеств и духов является подземный мир.

В потустороннем мире человек, если он буддист, вернее, его душа увидит, что в том мире его будут встречать богини сострадания – белая и зеленая Тары, различные ипостаси Будды – чтобы сопровождать к предвечному Свету. Христианин узрит, возможно святую деву Марию, ангелов и херувимов, апостолов и Христа, а мусульманину явится пророк Мухаммед и ангелы Джабраил, а потом сам Аллах. Эти мировые религии имеют обширную литературу, стройные вероучения, объясняющие все аспекты потусторонней жизни. Тэнгрианцу эти потусторонние встречи мало интересны. Для него различные малознакомыеидамы, ангелы, херувимы, апостолы и т.д. трудны для восприятия. Родные, друзья и знакомые, ушедшие в тот мир ранее, ему гораздо ближе. Тэнгрианецжелает встретиться там со своими родичами, с отцом, матерью, давшими ему (ей) земную человеческую жизнь, чтобы поведать им земные новости, чтобы попросить родственников помочь встретиться с богами.

Рафаэль Безертинов. Казань.


газета "Безнен Юл" 5, октябрь 2004г. Набережные Челны.