Глубокое почитание Священных гор тюрками и монголами известно из древних источников V-
IV вв. до н.э. Об этом красноречиво свидетельствуют разнообразные и разновременные
памятники: могильники, каменные жертвенные сооружения, святилища и т.п. Каждое тюркское
или монгольское племя имело свою семейно-родоплеменную гору. Такие горы служили
культовыми центрами для жертвоприношений своей родовой святыне.
По представлению древних тюрков, на горе и у его подножия параллельно существовало два
мира. Первый, видимый - это горы, леса, деревья, реки, и т.п., с чем человек непосредственно
хозяйствовал в своей жизни. Важным признаком реального мира считалась его видимость. Если
"нечто" не видят, но слышат, это "нечто" принадлежит иному миру. Там царит безвременье. И
вот в этом невидимом мире была вторая жизнь хозяина горы (тау хужасы, таг хужасы) и его
семьи.
Хозяина имела не каждая гора, но в каждой местности была особая гора, на которой, как
считали древние тюрки и монголы, жил ее хозяин. В хозяевах видели своих предков. Именно от
них зависело хозяйственное благополучие общества. К ним обращались камы рода,
"отправлявшиеся" во время камлания к родовой горе. Переселяясь на новое место, род часто
сохранял связи с прежним хозяином родовой горы и камы вынуждены были отправляться в
далекое "путешествие", чтобы достигнуть его. Иногда, переселившись, члены рода начинали
почитать новую гору с его хозяином, расположенную на своей новой территории.
Родовой горе обращались с термином "ыдыг таг" (священная гора). Эта гора защищала род от
злых духов, она способна была обеспечить их благоденствие. Каждое тюркское племя
представляло своего хозяина горы по-своему. Одни его представляли в облике бледного
(бесцветного) мужчины. Но отличающей его от людей чертой было отсутствие бровей, иногда и
ресниц. Другие тюркские роды хозяина горы представляли в виде молодой обнаженной
женщины с большими грудями, с белыми волосами. Горные хозяева в основном фигурировали в
сказках, легендах и мифах. Жили они семьями, вместе с братьями и сестрами в пещерах, в горах.
Хозяин священной родовой горы не только помогал и оберегал людей от всяких бед и злых
духов, но и требовал правил поведения людей по отношению к нему и его богатству,
растительности и животным, живущим на его территории.
На священной горе нельзя было охотиться, ловить рыбу, пасти баранов, кричать, свистеть,
петь и т.п. Хозяин горы не допускал никаких отступлений или нарушений, связанных с
пребыванием здесь людей, не только по отношению к себе, но и к зверям, растительности этих
мест, особенно неосторожного обращения с огнем и т.д. За подобные нарушения они
подвергались хозяином горы неотвратимому наказанию, чаще - болезнью.
Была еще в древние времена особая гора, которую почитали все древнетюркские и
монгольские роды и племена. Хозяина этой горы считали божеством и в нем видели
прародительницу и покровительницу всего тюркского и монгольского мира. В древнетюркских
орхонских надписях его писали с термином ыдук Йер-суб. Считали, что божество ыдук Йерсуб
жило на территории современной Монголии в Хангайском нагорье. Древние тюрки считали, что
в невидимом мире существует родовая связь между ыдук Йер-суб и хозяевами других
священных гор. Это одна большая семья, а глава над всеми божество Йер-Суб.
Внимательное изучение истории жизни тюркского и монгольского народов и их
взаимоотношения с хозяевами гор свидетельствуют о том, что представления наших предков не
отрывались от действительности. Нарушения правил поведения людьми, как показала история,
привели наши народы к трагическим последствиям.
В 209 г. до н.э. основатель первого хуннского государства Багадур-тэнрекот (тэнрекут)(по-китайски Моде)
основал у подножия священной горы Ланьшань в Хангайском нагорье в верховьях р. Орхон (на
территории современного Архангайского аймака Монголии) свою главную ставку - столицу
Аждахабалык - город Дракон. Китайцы называли его Лунчен. Лучен (Лэвкен) стал летней (жайлау)
столицей, а зимней (кышлак) - г. Дайлин, в котором в дальнейшем по приказу шаньюев были
построены молельни и дворцы. Судя по письменным источникам, если родовой святыней
для хуннов был Ордос, то святая гора Ланьшань (восточные отроги Хангая) и город
Аждахабалык - Дракон почитались всеми хуннскими, монгольскими, маньджурскими племенами,
от которых на религиозны церемонии общегосударственного характера пребывали
лишь вожди и знатные люди. В древних китайских летописях сообщалось об этом так:
"В первой луне нового года старейшины не в большом числе съезжались в храм при
шаньюевой орде. В пятой луне все собираются в Лунчен, где приносят жертвы своим
предкам, небу, земле и духам. Осенью, когда лошади разжиреют, все съезжают
обходить лес, причем производят поверку лошадей и скота". "У хуннов было обыкновение три
раза в году собираться в Лунчен, где в первой, пятой и девятой луне в День под названием "сюй"
приносили в жертву Духу Неба... На сих собраниях вожди родов и племен обсуждали
государственные дела, забавлялись конской скачкой и бегом верблюдов". Перевод с китайского
термина "сюй" обозначал "общественное собрание". У современных татар отмечается только
часть этой традиции Жиен (Сабантуи), а основная, духовная, часть - всеобщий ритуал связи с Духом
Неба Тэнгри и ?ир-Су не сохранилась. Горный тракт Хангая, - вторая крыша мира, откуда,
всегда генерировались татарские народы (тюркский и монгольский). Здесь взяли начало
шесть империй и десятки государств.
Более четырех столетий шла ожесточенная война между государствами Хунну и китайской
империей Хань. Несколько раз (121 г. до н.э. и 84 г.) Китайским войскам удалось одержать
победу над хуннами. Захватив столицу хуннов Лэвкен, китайские военачальники, поднявшись на
священную гору, "поставили на ней каменный памятник с описанием могущества и
добродетелей династии Хань". Поступая так, китайские военачальники показывали всем, что
святыня хуннов ими осквернена.
После изнурительных воин с китайской империей Хань и в результате внутренних
междоусобиц в середине второго столетия государство Хунну распалось. Пользуясь слабостью
хуннов, войска Хань вторглись на территорию хуннов и в ожесточенных боях одержали победу.
Китайские войска разрушили столицу хуннов Ланьшань и осквернили. После этих событий
хунны долго не могли возродить свое государство. В период безгосударственности в степи
образовалась орда вольных кочевников (их называли жужани), объединенных из различных
тюркских и монгольских племен и родов. Орда постепенно разрослась и превратилась в
государственное образование. Через определенное время жужани стали занимать уже бывшие
владения хуннов и определили центром своего государства Хангайское нагорье. На месте
бывшего города-ставки Лунчен хуннских шаньюев, построили г. Мумочен, объявив его оседлой
столицей государства. Этот город стал общегосударственной святыней.
Одно племя северных хуннов во главе с Ашином жило в горах Алтая. В пятом веке племя
разрослось и превратилось в военную орду. Себя они стали называть тюрками. Почувствовав
свою силу, тюрки, увлекая за собой другие племена, стали выступать против жужаней. Из года в
год, одерживая одну победу за другой, тюрки захватили не только территорию жужаней, но
дошли на западе до Днепра. Так в Великой Степи образовалось новое государство - Тюркский
каганат, который быстро расширился и за короткое время его границы достигли Китайской
стены на востоке, реки Днепр на западе, на юге приблизились к границам Индии, на юге-западе -
до Закавказья.
Тюрки у Хангайского нагорья вместо г. Мумочена построили новый город, а эту священную
территорию назвали Отюкен. Слово Отюкен (отоген, этугэн) в тюрко-монгольских языках
означает божество, мать-земля, материнский детородный орган, место стойбища, то есть "Земля
родная". Множество конкретных примеров доказывает, что древние тюрки, претендуя на
владения святынями хангайского Отюкена, выдвигали религиозное обоснование для этого, имея
в виду культ божества Йер-суб (земля-вода). Налицо факт поистине универсального значения
хангайского Отюкена как величайшей священной земли тюркского - монгольского мира.
В середине VIII века уйгуры включились в борьбу за главенство в Великой степи, В 744 году
при поддержке карлуков, басмалов и других тюркских племен уйгуры совершили переворот и
привели к власти в Тюркском каганате главу уйгуров. Город Отюкен уйгуры переименовали в г.
Орду-Балык (тюрки и монголы называли его еще Каракорум). Правитель Уйгурского каганата
принял религию манихейство. В связи с чем в государстве стали насаждать манихейство, а это
привело к смуте в государстве. Все кончилось тем, что в 840 г. под ударами енисейских
кыргызов уйгуры, оставив столицу, рассеялись по окраинам каганата.
Разбив уйгуров кыргызы не смогли возглавить каганат. Этому помешала Китайская империя:
Город Каракорум был захвачен и разрушен. В дальнейшем китайские войска и дипломатия
делали все, чтобы, восточные тюрки были постоянно разъединены и не смогли вновь создать
свое государство. Так продолжалось несколько веков.
В начале VIII века арабы захватили часть Средней Азии. Они силой принуждали принимать
ислам. Часть тюркских ханов, ища выгоды, приняла ислам, а заодно стала принуждать свой
народ к его принятию. Для тюрков, принявших ислам, священным городом стала Мекка, а
священной горой - гора Арафат. Для тюрков принявших христианство - город Иерусалим, а
священной горой - гора Синай. До этих событий весь тюркский и монгольский мир был духовно
един: единая религия тэнгрианство, единый святой город Каракорум, священная гора Хангай,
единый тюркский алфавит (руни), единые традиции, обычаи, философия, идеология, образ
жизни, мировоззрение и т.п. До разъединения на разные религии столкновения между
тюркскими и монгольскими племенами возникали в основном из-за господства в Степи. И они
никогда не переходили в истребительные воины. После разъединения войны стали больше
религиозного характера и велись на истребление.
После распада Уйгурского каганата на территории современной Монголии до начала XII века
не было сильной власти. Разные тюркские и монгольские ханства и племенные союзы
враждовали друг с другом. Жили на этой территории и "вольные люди" - казаки, которые по
разным причинам ушли из своих племен. Такие вольный люди в 1182 г. на своем собрании
единогласно выбрали Темучжина ханом. Известие об избрании Темучжина ханом толкнуло его
противников на вооруженные столкновения, которые переросли сначала в гражданскую, а затем
и в объединительную войны. Объединение племен протекало долго и упорно.
В 1206 г. Темучжин перенес свою ставку в древнюю тюркскую столицу Каракорум.
Водрузить свои знамена в Каракоруме значило восстановить тюрко-монгольскую империю в
древних традициях и принятие императорского титула. На священной земле тюрков и монголов,
на холме возле Хангайского нагорья собрался курултай, где Темучжин был провозглашен
Чингиз-ханом, императором, непреклонным, непоколебимым. Так продолжались традиции
древних тюрков с хуннского периода.
Поднятия знамен над Каракорумом не только встревожило, а привело в ярость многих
правителей: китайских, мусульманских, крестоносцев Запада и т.п., которые желали иметь дело
слабыми, разрозненными тюркскими и монгольскими племенами, а не с сильной, могучей
тюрко-монгольской державой. Такая неприязнь толкнула противников на войну, из которого
Чингиз-хан и его сподвижники вышли с честью. Китай и тюркская мусульманская империя
хорезмшахов были разгромлены. Территория Северного Китая, Восточный Тюркестан и
Средняя Азия вошли в состав Тюркско-монгольской державы.
После смерти Чингиз-хана дело по объединению тюркских и монгольских земель продолжили
его дети и внуки. В 1228 г. монгольско-тюркские войска во главе с Батый-ханом, внуком
Чингиз-хана, начали покорение страны Дешт-и-Кыпчак. В течение последних двух веков на
территории Дешт-и-Кыпчак от Иртыша до Днепра не было государственности При покорении
кыпчаков, войска Батый-хана вторглись в русские княжества, а затем и в Европу, за бежавшей в
Венгрию кыпчакской ордой хана Катяна. Разгромив орду Катяна, а заодно и крестоносцев в
Европе, в начале 1243 г. он вернулся в регион р. Иделя (Волги). Батый-хан стал создавать новое
государство на землях кыпчаков. На территории от Иртыша до Днепра жило большое
количество тюркских и монгольских родов и племен со своими древнеродовыми горами. Встал
вопрос, где построить столицу и какой хозяин священной горы может покровительствовать всем
живущим на этой огромной территории. Вначале Батый-хан остановился в г. Биляр. Священная
гора Балынгуз, недалеко от Билярска, покровительствовала тюркам, живущим в Закамье и
Средней Идели. Нужна была гора-покровительница империи. Такую гору могло показать только
божество Йер-суб, живущее, по представлению древних тюрков и монголов, на Хангайском
нагорье. Чтобы узнать эту гору, Батый-хан обратился к ата-камам (жрецам), находившимся на
государственной службе. Дорога к божеству Йер-суб была дальная и опасная, поэтому нужно
было выйти в путь нескольким камам-прорицателям. Прорицатели устроили специальное
камлание, во имя которого отправились к священной горе к Божеству Йер-суб, покровительнице
тюрков и монголов. Выслушав просьбу, божество Йер-суб указала гору. После камлания
прорицатели повели Батый-хана на эту гору. Гора находится в современном Татарстане в
Высокогорском районе. Гора имеет форму подковы. Если глядеть с нее вниз, обзору предстает
картина в виде казана (котла), на дне которого протекает речка. Ата-камы (прорицатели)
доложили Батый-Хану, что по велению божества Йер-суб "хозяин" этой горы будет
покровительствовать новому государству. По приказанию Батый-хана у подножия горы стали
строить город, который назвали Казань. Она стала столицей нового государства, которое,
впоследствии ученые назвали Золотая Орда. В честь памяти о первой священной столице хуннов
города Левкен (Лунчен) - города Дракона, находившийся у подножия священной горы Ланьшань
Хангайского нагорья, гербом Казани стал дракон. В дальнейшем, герб Казани с изображением
змея-дракона, стал знаменитым. Этот знак прежней Казани был оставлен в качестве герба города
и в русский период. А речку, протекающую возле нового города, назвали Казанкой. Так что
основателем Казани является хан Батый, которому следует поставить в Казани самый
величественный памятник. О постройке Казани Батый-ханом написано в русских летописях, в
истории "Казанского царства" и придворным историком Абульгази. Но официальные историки
почему-то не признают таких материалов. Таким образом, в этом году Казани исполнится 758
лет со дня его основания. Дело конечно не в возрасте города, а в его значимости. Дербенту 5
тысяч лет, ну и что? Он же не был могучей столицей такого могущественного государства как
Золотая Орда, а так как он был обыкновенным городом, то и 5 тысяч лет ничего не значат.
По древнетюркским традициям все тюркские государства имели 2 столицы - летнее (джайлак)
и зимнее (кишлак). И тогда, после специального камлания, прорицатели указали на место
зимней ставки в низовьях р. Иделя (Волги) у берегов притока Ахтубу, где еще в 651 году
кюктюрками была основана столица Хазарского каганата - г. Итиль. На этом месте построили
зимнюю столицу и назвали г. Сарай. Батый, как и последующие в течение века другие ханы
Золотой Орды, редко жил в столицах. Начиная с весны ставка Батыя со всеми чиновниками и
придворными, кочуя, медленно поднималась вдоль Иделы вверх до Казани.
Батый по характеру был добродушным и гуманным человеком. За эти качества он был прозван
Саин-ханом, т.е. добродушным. Летом Батый-хан много дней жил в г. Казани. Он любил это
место. Поэтому долгое время г. Казань называлась Саиновым Юртом.
В начале лета на священной горе проходили грандиозные общественные жертвоприношения
Великому Духу Неба Тэнгри и божеству Йер-суб (судя по толщине золы выявленной
археологами). Так г. Казань стала летней столицей государства Золотая Орда, а г. Сарай -
зимней. Таким образом, в тюрко-монгольском каганате стали две священные горы имперской
значимости и три священных города: на востоке - Каракорум, на западе - Казань, на юге - Сарай.
Если военные-аристократы расширяли тюрко-монгольскую империю и постоянно находились
в походах, то в самих столицах шла жестокая тайная духовная борьба. Миссионеры мировых
религий подбирались к претендентам на ханский трон и расчищали все на пути, чтобы их
ставленник оказался на троне. Ожесточенная духовная борьба шла и в самом священном
Каракоруме. Китайцы держали и воспитывали при себе маленького Хубулая и, пока другие
чингизиды ходили в походы, они медленно, без шума очищали ему путь для захвата престола
великого каана.
В 1259 году умер великий каан Менгу. На престол в Каракоруме был выдвинут Арыг-Буга.
Китайцы, работающие в правительственном аппарате, провозгласили великим кааном в Пекине
Хубулая. Между армиями Арыг-Буги и Хубулая произошла битва. Армия Хубулая одержала
победу. После победы Хубулай перенес резиденцию и правительственный центр из Каракорума
в Ханбалыг (Пекин). Хубулай принял для своих торжеств буддийское богослужение, для себя -
китайское имя Ши-ци. И для своей династии - китайское название Юань. Священная столица
тюрко-монгольской империи Каракорум была покинута и перенесена в Пекин. Монголы,
оставляя религию предков, стали переходить в буддийское богослужение. На-священной горе
Хангайского нагорья прекратились общественные жертвоприношения Великому Духу Неба
Тэнгри и божеству Йер-суб. Дорого обошелся тюркам и монголам отказ от своих божеств, от
своих священных гор, от священных городов в угоду чужой религии. Отрекшись от своих
божеств, они остались без духовных покровителей. В тюркско-монгольской империи начались
смуты междоусобицы, которые привели к ее распаду. Монголы остались один на один против
китайцев. В 1388 году восставшие китайцы выгнали монгольское войско и стали вторгаться в
Великую степь. Затем они проникли вглубь Монголии и в 1388 году полностью разрушили
священный город Каракору, не оставляя в живых застигнутых врасплох в своих домах монголов.
Китайские воины поднялись на священную гору и осквернили ее.
Аналогичные события произошли и в Золотой Орде. Мусульманское духовенство
подобралось к царевичу Узбеку, сыну Тогрула. Мальчика воспитывали в мусульманском духе. В
1312 г. умер хан Золотой Орды Токтай-хан. Мусульманское духовенство, уничтожив главных
претендентов на престол, возвело Узбека на престол Золотой Орды. Узбек-хану суждено было
стать могильщиком Золотой Орды. Через 8 лет после вступления на престол, он объявил ислам
государственной религией Золотой Орды. Царевичей и всех нойонов, отказавшихся предать веру
отцов он казнил. Узбек-хан уничтожил и преследовал несогласную с ним элиту. В 1332 г. По
указанию Узбек-хана началось строительство новой столицы Золотой Орды г. Сарай ал-Джадид
(Новый дворец). Он перенес резиденцию и правительственный центр из северной столицы г.
Казани и южного г. Сарая в Сарай ал-Джадид. Ни в г. Сарай ни в г. Казань Узбек хан не ездил.
Жил он новой столице, где после смерти был и похоронен. Эта столица просуществовала всего
63 года и подверглась полному разрушению войсками самаркандского эмира Тимура.
Перестав быть северной столицей и заброшенный правительственными чиновниками г.
Казань остановился в своем росте. Предприимчивые люди: мастеровые, торговцы и т.п. - стали
переселяться на новое место в устье р. Казанки ближе к р. Идель (Волга), так как оно было
удобно для торговли. Находилось это место от старого города на расстоянии 45км. Здесь и
вырос в дальнейшем новый город, который в начале называли Я?а Казан (Новый Казан), а потом
просто Казан. По татрским преданиям старая Казань , построенная Батый-ханом,
просуществовала 104 года. Город у Батыевой горы (или ее еще называют Зилантовой горой)
остался под названием Иске Казан (Старый Казан).
С принятием ислама государственной религией, тэнгрианство и древние традиции стали
притесняться. Они стали объектами проклятия и гнева. На священной горе прекратились
грандиозные общественные моления божествам Тэнгри и Йер-суб. Татары остались без своих
духовных покровителей.
Реформы, начатые Узбек-ханом в государстве, в конечном счете, после его смерти, привели к
трагическим последствиям. Не только дом самого Узбека, но и Золотая Орда погибли, в
результате крестовых походов Московского княжества на Великую степь.
Татары приняли ислам и в умах людей воцарился Хаос. Элита и народ потеряли ориентир в
идеологии. Все это привело к бесконечным смутам и междоусобицам, где гибла элита нации.
Так продолжалось почти 100 лет, пока Золотая Орда не распалась. Но идеологический ориентир
так и не был найден. Поэтому все неурядицы в Золотой Орде перешли на вновь образовавшиеся
татарские ханства. Междоусобицы продолжались. Ислам не объединял татарские ханства. В
1502 г. армия крымского хана Менгли-Герея разгромила армию Большой Орды и захватила г.
Сарай. Сарай был разрушен и заброшен.
Судьба северной столицы Золотой Орды г. Казани сложилась не менее трагично.
Воспользовавшись смутами внутри татарских ханств правительство московского княжества
начало свой крестовый поход на Казань. В 1552 году Казань была захвачена и разрушена. После
взятия Казани московское правительство вело политику недопущения проживания татар в этом
городе.
По свидетельству местных жителей, воинами Ивана Грозного был разрушен г. Иске Казан.
Оставшееся поселение было переименовано в Камаево в честь татарского мурзы Камая,
учавствоваашего во взятии Казани.
Осквернения священных мест тюркского и монгольского народов были и продолжаются
сегодня повсюду. Причем они тонко вуалируются и преподносятся как для блага этих самих же
народов. В основном этим делом занимается духовенство мировых религий: буддизма,
христианства, мусульманства, коммунизма. В местах поклонения язычников, или тэнгрианцев,
они строили и строят свои монастыри, церкви, мечети и т.д. или захоранивают кого-нибудь, а
затем объявляют его святым. Такая хитрость приводит к тому, что верующие люди
совершающие ритуалы жертвоприношения и дарения на священных горах, родниках и т.д.,
постепенно начинают поклоняться монастырям, церквям, захороненным "святым" мощам.
Сегодня на территории бывшего г. Иске Казан находится русская деревня названная изменем
татарского мурзы - Камай и русская деревня - русский Урмат. Мурза Камай был активным
участником взятия Казани. Он показал место, откуда брали воду осажденные казанцы. Чтобы
оставить осажденных без воды, командованием московских войск был произведен подкоп на
этот участок, а затем и взорван. После взятия Казани, еще четыре года продолжалась
освободительная война в Казанском ханстве. Мурза Камай был во главе карательного войска и
принимал активное участие в подавлении сопротивления татар в Арском районе.
В последнее время среди ученых бытует много гипотез о рождении г. Казани. Все они
эапутаны, противоречивы логически, а исторически далеки от истины. Но несмотря на запреты и
трудности, хитросплетенные вымыслы и т.п., в конечном счете, истина, как родник, находит
себе дорогу к свету.
Хотя татары и не помнят религию своих предков, есть еще не мало людей, которые чувствуют
силу и влияние природы. Одни ходят в горы, к священным родникам, в надежде на исцеление
тела и души, другие ищут пути спасения родной природы и своей нации от нависшего над
народом. Хаоса и трагедии. Но паломничество к священным местам никогда не поощрялось
врагами татарской нации. Один из многих случаев осквернения священных мест услышанный от
жителей аула Айша поведаем читателю.
"В середине XX века после Великой Отечественной войны коммунистические партийные-
чиновники из бывшего правительства Татарской АССР дали указание руководству аула Айша
(аул Айша находится у подножия Батыевой горы по соседству с селом Камаево) об уничтожении
родников на горе. Руководство аула Айша поручило исполнить это немыслимое и чудовищное
задание троим: первому коммунистическому лидеру аула (называли их парторгами), директору
школы и учителю (идеологическим агитаторам).
Попытки забетонировать родники на Батыевой горе закончились неудачей. Забетонированные
и засыпанные родники через некоторое время вновь пробились наружу в новом месте. Затея
уничтожения родников закончилась провалом. Тогда осквернители решили действовать по-
другому. Лес, окружавший западную сторону горы, где собирались снега и весенние талые воды,
подпитывающие родники, вырубили. А на гору пустили трактора. По сегодняшний день каждый
год шум тракторов и комбайнов нарушает тишину гор. Под благовидным предлогом
обеспечения населения сельхозпродуктами вся вершина горы (несколько сот гектаров)
вспахивается и засыпается химическими удобрениями. Так продолжается осквернение
священного для татар места.
Судьба партийного работника, директора школы и учителя была трагичной. Директор школы
вскоре заболел. У него ныли, опухали руки и ноги. В конечном счете, он до конца жизни мучился
от этой боли в страданиях. Учитель на мотоцикле попал в аварию и стал калекой. Партийный
работник заболел душевной болезнью. Местная знахарка посоветовала ему задобрить хозяйку
родника, поставить ограду у оскверненного родника на священной горе. После установки
ограды; болезнь частично отошла. Сегодня на горе у оскверненного родника много оград.
Кто их поставил? По какому поводу их продолжают ставить? Местным жителям об этом
ничего не известно. Хотя среди этих оград нет захоронения, так как в горах татары никогда
не хоронили, но местные жители считают, что там может быть захоронен святой татарин,
а вот кто он им - не знают. Такая же ситуация у бывшего г. Сарая. Недалеко от бывшего
г.Сарая есть разрытый курган. Туда приезжают татары по сегодняшний день из близлежащих
селений, а также издалека на паломничество. Они считают, что там был захоронен святой
татарин. Это место они называют местом Джигит-хаджи.
Территория бывшего г. Иске Казан была разделена на двое. На территории современной
деревни Камаево жила видимо аристократия и элита. А на территории современной деревни
Русский Урмат жил видимо ремесленный люд. Недалеко от деревни Русский Урмат во время
строительных работ была раскопана в хорошем состоянии гончарная мастерская. Пока
археологи возились, чтобы застолбить эту территорию, неизвестный тракторист закопал
гончарную мастерскую. А руководство совхоза (по видимому, чтобы археологи много не
беспокоили своими раскопками) на этом участке построило пруд и сейчас там разводят рыб.
В начале 90-х годов в период перестроечных реформ интеллигенция обращалась к властям о
переименовании деревни Камаево в Иске-Казан. Но переименован был только сельсовет. Он
называется сегодня Иске-Казанским. Далее дело не п