Статьи

Интервью Диляры Рахимовой, для "Портала–Credo.Ru"

Философия нейтралитета и гармонии с природой: В России происходит

возрождение традиционной тюркской философии

Историк РАФАЭЛЬ БЕЗЕРТИНОВ: "Тэнгрианство находит решение таким современным проблемам, как веротерпимость, семейные неурядицы, демографический кризис, и потому оно будет потихоньку возрождаться во всех тюркских республиках и государствах"


В 45 км от Казани есть деревня Камаево, которая в простонародье называется Иске Казан, то есть Старая Казань. Несмотря на отсутствие неоспоримых археологических доказательств, многие верят, что именно здесь первоначально располагалась Казань. Недалеко от деревни Камаево есть гора и множество родников, которые считаются священными. Стремление прикоснуться к своим истокам приводит сюда в летние месяцы множество людей. В последние годы на священной горе, кроме бабушек-богомолок, все чаще стали появляться группы молодых людей, которых также приводят сюда убеждения. Здесь они сажают березы, ели, осины, ухаживают за ними, расчищают родники. Традиционные палатка и костер у этой молодежи дополняется необычными ритуалами. Это – тэнгрианцы, приверженцы древних тюркских верований.

"Мохаммед, Иисус и Будда встретились на древней земле Алтая, а над ними всеми – Всемогущий Тэнгри", – было сказано на торжественном закрытии театрального фестиваля тюркских народов "Навруз - 2005" одним из артистов из Республики Алтай со сцены. Видимо, так выражается тэнгрианство как идея в современном тюркском мире. Чтобы узнать об этом веровании древних тюрков мы обратились к автору единственной современной книги, в которой нашла отражение доктрина тэнгрианства. Это проживающий в деревне Камаево или Иске Казан историк Рафаэль Безертинов – автор книг "Татары-тюрки – потрясатели Вселенной" и "Тэнгрианство — религия тюрков и монголов". Но прежде, чтобы ввести в курс дела, представим читателю небольшую справку, о том, что же такое тэнгрианство.

Систему верования древних тюрков - тэнгрианство - вряд ли можно назвать религией в привычном смысле этого слова. Она объединяет элементы единобожия, поклонения духам предков, магию, шаманизм и даже элементы тотемизма. Оно было характерно для всех тюрков и монголов Великой степи, что дало повод французскому исследователю религии Жан-Полю Ру назвать его обобщающим термином "тенгризм". Термин "тэнгри" означает "Дух Вечного Неба". Как называли свою религию тюрки - неизвестно. Некоторые учёные, исследовавшие тэнгрианство, пришли к выводу, что к XII- XIII вв. это вероучение приняло формы законченной концепции. Многие учёные считали тюркскую веру монотеистической, но ни мусульмане, ни христиане не отмечали сходства между этой верой и своей. Единственная религия, с которой тэнгрианство имело много общего - это синтоизм.

Согласно одному из основополагающих постулатов тэнгрианства, человек должен жить в гармонии с окружающим миром – с природой и обществом. Считается, что тэнгрианство произошло от обожествления природы и почитания духов предков. Тюрки и монголы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед стихией, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки гнева, она чаще всего она бывает ласковой и щедрой.

Тэнгрианство не имеет письменного изложения теологической доктрины. Как и все духовное нематериальное наследие кочевых народов, доктрина тэнгрианства передавалась из поколения в поколение в устной форме. Многие элементы и обряды этого верования сохранились среди тюркских народов и по сей день. А вот идеология тэнгрианства как система ценностей и целостная картина мировоззрений отдельно взятого человека стала возрождаться не так давно. Разговор с Рафаэлем Безертиновым состоялся о перспективах развития этого духовно-мировоззренческого феномена.

"Портал–Credo.Ru": Рафаэль Нурудинович, где и каким образом сегодня происходит возрождение тэнгрианства?

Рафаэль Безертинов: Возрождение тэнгрианства происходит во всем тюркском и монгольском мире, особенно в Казахстане, в Киргизии, на Алтае, в Хакасии, Якутии. В основном, среди интеллигенции. Возрождаются национальные обряды, обычаи, исконно-тюркские имена и даже форма одежды, музыка и пища. Наибольший интерес к тэнгрианству наблюдается в интеллигентных слоях общества и проходит в плоскости возврата к национальным традициям. Тэнгрианство находит решение таким современным проблемам, как веротерпимость, экология, семейные неурядицы, демографический кризис, и поэтому оно будет потихоньку возрождаться во всех тюркских республиках и государствах. В одних быстрее, в других - чуть медленнее.

– Можно ли говорить о том, что в наши дни есть практикующие тэнгрианцы, которые являются адептами в религиозном понимании этого слова? И какова их приблизительная численность?

Тюрки, в том числе и татары, всегда были консервативными почти во всем. Поэтому в основном до 70- 80 процентов национальных обрядов сохранилось - начиная с ритуалов, связанных с рождением ребенка и заканчивая похоронами. Многие об этом и не подозревают и из-за незнания думают, что раз во время обряда молитвы читаются по-арабски, по-русски или по-тибетски, значит и обряды эти мусульманские, христианские, буддистские. Возрождение тэнгрианства проявляется и в том, что татары начали читать молитвы на родном языке, знали смысл обрядов и понимали их философское содержание, смотрели на обряды с позиций современного научного знания. Ведь до сих пор бытует мнение, что есть китайская философия, индийская, мусульманская, западная, а вот тюркской философии нет. Наши предки создавали десятки громадных империй, которые процветали сотни лет. В общественное сознание внедряются мысли о том, что эти государства якобы строились без идей и философии. Это неправда. Объединять без идеи и философии в государственное образование много народов – это невозможно. Те, кто сегодня это осознает, они, в основном, и становятся тэнгрианцами. А вот сколько людей осознанно изучают свою историю и философию, читают молитвы на татарском или тюркском языке, я не знаю.

– Как относятся к тэнгрианству и тэнгрианцам власти?

– У власти находятся в основном бывшая партийная или комсомольская номенклатура и чиновники. Своего мнения по этому поводу у них нет. Они всегда ждут приказа сверху – какой приказ спустится, так и будут относиться. Пока никаких указаний нет, они и "не видят" тэнгрианство и никак к нему не относятся.

– Какая историческая роль приписывается тэнгрианству идеологами его возрождения в масштабах тюркской цивилизации, и возможно, всего человечества?

– В идеологии ислама, христианства, иудаизма, буддизма заложены принципы нетерпимости к другим религиям. Вот почему прямо с начала их возникновения и начались религиозные войны. В идеологии тэнгрианства нет таких установок. Тэнгрианство не вело войн с другими религиями, поэтому его смогли победить, но не уничтожить. Сегодня, когда вновь начались грандиозные религиозные войны между христианством и исламом, а в дальнейшем и другими религиями, такая нейтральная религия, как тэнгрианство, необходима. А если человечество увидит и поймет, что нейтральность и терпимость лучше, чем войны, то наверно это и будет вклад в копилку человеческой культуры.

– Не кажется ли Вам возврат к аутентичной культуре тюрков несколько не актуальным в нынешнюю эпоху глобализации? Человечество занято поисками универсалий, а тюрки, наоборот, нашли позицию, по которой они абсолютно отличаются от представителей всех остальных народов и религий.

– Человечество больше занято мыслью о том, как лучше жить, а не поиском общих для всех универсалий. Глобализацией и поиском универсалий занята мизерная часть людей ради своей выгоды и паразитического существования за счет остальной части населения. Вот они и выдают такие мысли за якобы всеобщее мнение. Эти мысли не новы. Глобализацию пробовали осуществить и в XX веке, но не получилось. Не все так просто, как хочется. Мы, тюрки или татары, должны жить по своим традициям и менталитету, это и есть свобода и достойная жизнь. Как говорится, у них своя свадьба, у нас своя. Японцы живут по своим традициям синтоизму, китайцы – по конфуцианству, индусы – по-индусски. Все они тоже отличаются от представителей Запада и мусульманского мира. И ничего страшного. Все должны жить так, как им хорошо, лишь бы от этого другим плохо не было.

– Какую роль может сыграть тэнгрианство в политической судьбе тюркских народов в целом? Хотелось бы знать конечную цель идеологии возрождения тэнгрианства. Насколько это далеко идущие планы?

– Тюркский мир не сплочен. Почему? Потому что сегодня тюрки мыслят категориями того мировоззрения, к которому они относят себя. К коммунистическому, христианскому, мусульманскому, буддистскому и т. д. Одним словом, как в бывшей Югославии. И чтобы они друг друга невзлюбили, много усилий не надо. Просто противникам в этом нет пока необходимости. Движение за возрождение тэнгрианства не ставит политических целей. Оно больше для тех, кто желает вернуться в веру предков. Кто хочет быть мусульманином, буддистом, христианином, кришнаитом – пожалуйста, на здоровье, если им там приятно. А вот кто хочет знать веру предков – им тоже – пожалуйста. Если обычаи и традиции,философию древних тюрков преподавали хотя бы вкратце в школе и институтах, тогда не было бы путаницы, трудностей в понятии целей тэнгрианства.

Четыре года назад я был в Баку. Там была организована пресс-конференция на тему тэнгрианства. Некоторые предупреждали меня, что могут возникнуть всякие неприятности, и отговаривали меня от встречи. Но я не отказался. На пресс-конференцию собралось более сорока журналистов и ученых – философов и историков. Встреча продолжалось почти три часа. Я выступил, рассказал про тэнгрианство, а затем стал отвечать на вопросы. И вот, в конце встречи, ведущий – азербайджанский писатель - отметил, что ни один из гостей пресс-конференции не задал недоброжелательного или язвительного вопроса. На это я ответил, что причиной этому считаю чувство ответственности, присущее сидящим в зале. Они понимают: насмехаться или унижать мировоззрение наших предков нельзя, так же, как нельзя плевать в колодец, из которого пьешь. В репортажах с этой встречи журналисты так выразили мою позицию: Безертинов не против других религий, он за то, чтобы каждый тюрк знал традиционное мировоззрение тюрков, свое национальное мировоззрение. Это наш фундамент.

XXI век это не XX век. Он будет еще более жестоким. Татары, азербайджанцы, узбеки и т. д. могут исчезнуть как нация еще до конца этого века, если будут жить как сегодня - одним днем. И это тоже их выбор.

Беседовала Диляра Рахимова,

для "Портала–Credo.Ru"