Статьи

Проблемы тюркского единства

На эту тему написано немало статей. Одни смотрят на перспективу тюрксоюза с оптимизмом, другие рассматривают тюрксоюз как романтическую идею. Много людей и много предложений и желаний. Попробую и я поразмыслить о этой теме и вспомнить события не так давно минувших дней.

В начале 90-х годов XX столетия развалился Советский Союз, и на его обломках образовались новые тюркские государства. В эти 90 - е годы многие народы, в том числе и тюркоязычные, были опьянены появившейся свободой слова. Огромная страна рушится, впереди неизвестность, нет четкой программы будущности жизни, но для народа все нипочем, особенно для интеллигенции. Видимо всем, так осточертело и надоело, обман и лож высокопоставленных партийных советских чиновников. Интеллигенция желает демократию, хотя какая эта демократия у всех на этот счет смутное представление. Скорее всего, под словом демократия подразумевалась справедливая жизнь и уважение ко всем национальностям.

Образовывались всякие партии с разными направлениями и среди них были и национальные. В программах татарских национальных партий записываются главные цели – это тюркизм, исламское возрождение и демократия. Эти три вектора движения совершенно противоположны. Тюркизм – это возрождение тюркского традиционного мировоззрения. Ислам – это интернационализм, арабизация, потеря исторической духовной памяти. Демократия по европейски – это либерализм в католически-протестантской оболочке. Сейчас трудно сказать, что такие противоположные цели направления ставились обдуманно. Можно только предположить, что кто-то с умом и со знанием подсказывал эти направления, а многим, в том числе и тем кто, писал эту программу, и те, кто вступали в эти партии, все они глубоко не задумывались над смыслами этих слов. На митингах, собраниях, толпы воодушевленных людей выкрикивают “Азатлык”, что в переводе с персидского “Свобода”. В этих выкриках толпы невозможно было понять, чего хотят выкрикивающие это слово. Людей много и желания у них разные, одни желают свободного государства, другие свободных женщин, или свободных мужчин, а третьим может нравится свободный образ жизни и т.д. У многих эйфория, нет времени остановиться и подумать, что у татар есть слово “Ирек”, “Воля”. Может все же свое родное слово ближе и понятнее, тогда было бы понятно, что кто-то желает волевой тюркской нации, или кто-то чтобы было побольше волевых мужчин, волевых женщин, или вольного образа жизни и т.д. Вопрос лишь в том, как укреплять волю, как стяжать дух и как пробуждать совесть. Ответ известен: верный путь укрепления воли - исправление имен в уме и безрассудство веры. Вера укрепляет волю. Воля порождает надежду.
Но в те 90-е годы никто на это не обращал внимания, а кто и обращал, тому говорили все это мелочь. А может все же не мелочь, из-за этих мелочей тюркский язык сегодня состоит из 20 процентов слов других народов. Может, есть смысл возрождать тюркские (имена) слова, которые когда-то присутствовали в тюркском языке и более лучше выражают наши чувства, мысли, чем заимствованные.

Громадное государство порушилось, промышленность и сельское хозяйство резко и повсеместно пришло в упадок, но, несмотря на это прочность и запасы, накопленные в Советском Союзе, были настолько значительные, что в первые годы развала страны, народ не почувствовал ухудшения жизни. Цены на жильё, продовольствие, транспортные услуги были еще доступные. Здравоохранение и учеба в высших учебных заведениях была бесплатной. Поэтому в те годы проводились частые международные, республиканские и т.п. курултаи, съезды, конференции, собрания. Тогда еще энтузиасты и националисты могли себе позволить на свои сбережения не только поехать на курултай, но и полететь на конференцию на самолете. На курултаях предлагалось много вариантов на улучшение социально-справедливой жизни людей в новых тюркских государствах, одно из главных направлений - это поднятие национального (тюркского) престижа или гордости. Для этого нужны новые учебники истории, которые правдиво бы показали наше славное прошлое и причины трагического падения, чтобы тюркская нация не совершала прошлых ошибок и была уверена в своем благополучном будущем. Предлагались методы по сближению тюркских государств и народов. Предложения записывались в решениях собраний. Всем казалось, что скоро настанет социально-справедливая жизнь, начнется сближение тюркских государств, тюркские государства возвысятся и тюркоязычные народы, обретут уважение среди других народов и государств. Такой оптимизм был не на пустом месте, так как новые тюркские государства были обширные, с огромными запасами сырья, многолюдные, а народ достаточно грамотный. Повсюду шли сближения на государственных уровнях, устанавливались тесные экономические, торговые и культурные договора. Возникали совместные с Турцией университеты и лицеи, газеты и телеканалы. Им тогда даже в голову не приходила мысль, что своя национальная верхушка скоро ограбит народ.

Препятствия к тюркскому единению.

Но, начиная с 1997 года активность тюркских общественных организаций в сфере единения и сотрудничества резко упала, а затем свелась почти на нет. Перестали проводить съезды Ассамблеи Тюркских народов. Да и на государственном уровне все решения затормозились. Почему все затормозилось и пошло вспять. Где причины? Сегодня от того, сможем ли мы разобраться в его причинах, зависит наша судьба на десятилетия вперед. Анализируя этот вопрос, на первый взгляд сразу бросается много объективных причин, поэтому кажется все просто и понятно, но с другой стороны все же чувствуется, что есть какая та неведомая сила, которая руководит всеми процессами, которая сказала, хватит дети, поиграли, помитинговали, покричали “Азатлык” и довольно. Пора заканчивать этот балаган. Раз не знаете своего вектора развития, тогда вы пойдете по тому, что мы подскажем.

Проанализируем причины охлаждения тюркских обществ, по решению тюркского единения. Энтузиазм у националистов стал падать, как только они осознали, что пока они ездили на курултаи, съезды, участвовали в митингах ради будущей достойной, социально-справедливой жизни тюркских народов, а в это время ушлые люди – правящая элита, чиновники, директора предприятий и колхозов и т.п. прибирали к рукам государственные имущества. Эти люди за короткое время сказочно разбогатели. Им интересы нации, единения тюркских народов был пустым звуком. Они это не понимали, их это не интересовало. Но если эти люди резко разбогатели, то соответственно основная масса населения резко обеднела. Материальный запас Советского Союза кончился, все что смогли за бесценок, продали за границу. Безработица, повышение цен на продовольственные товары, рост цен на транспортные, железнодорожные и авиаперевозки ударило по простым людям, в том числе и по активистам национального движения. С каждым годом число встреч уменьшалось, а затем и вообще прекратилось. Националисты, да и просто обыватели, даже не поняли, как провозглашая красивые слова демократия, верхушка их обобрала. Это материальная сторона прекращения курултаев и съездов. Следующая сторона – это было моральное не удоволетворение от этих курултаев.

Основная масса участников курултаев и съездов по единению тюркских народов были тюрки из бывшего Советского Союза. Они ,воспитанные в духе коммунизма и социализма в основной массе были атеистами. Им казалось, что единство крови и близость языков достаточна, чтобы произошло быстрое объединение. Обстановка в первые годы на съездах и конференциях была радостная и возбужденная от встреч соплеменников. Они видели будущность России и других тюркских государств, в светской форме правления в духе социалистической справедливости и возрождения своей тюркской культуры и обычаев. А объединение тюркского мира видели в духовном объединении. А те страны, которые стали независимыми, могли объединиться в федерации, которых в истории тюрков было немало или союзы наподобие Европейского союза. Таким путем все тюрки смогли бы занять достойную нишу на мировой арене и этим можно было гордиться. Такое у них было желание, с такими они выступали предложениями. Но жизнь оказалось намного сложнее. Первые же конференции показали, что для понимания и выработки решений удовлетворяющих всех, быть единым по крови и близким по языку это мало. Впервые они поняли, что их разъединяют разные мировоззрения. Будучи атеистами и хотя только на словах считая себя мусульманином, христианином, буддистом т.д., делегаты стали понимать, что даже эта маленькая шалость вносила раскол в единение тюркского мира. Нужно было общее объединяющее мировоззрение, общая для всех идеология.

Противоположные векторы развития.

На всех курултаях не обходилось без обсуждения двух вопросов - религии и алфавита.

Турецкая делегация пропагандировала ислам, но это не нравилось тем, кто себя считал христианином, буддистом и т.д. Да и многие те, кто на словах причислял себя к мусульманам, были не восторге от исламской идеологии, так как им не хотелось жить по исламским канонам. Основная масса делегатов хотела жить по светским законам, в сильном национальном государстве, с развитым тюркским языком, и национальной мировоззренческой идеологией. Но какая эта тюркская идеология способная объединить всех тюрков, они не знали. Не хватало Знаний.

Другим не менее важным вопросом, который предлагали некоторые делегаты – это перевод тюркоязычных народов на латинскую графику, якобы она даст возможность для объединения всех тюрков. Красивые слова возбуждали и вдохновляли сидящих людей в зале, вот назло русским перейдем на латиницу, пусть знают наших. Но никто из делегатов вообще не представлял, что это значит для нации перевод письменности с одного алфавита на другой. Ни кто для делегатов курултая, не представлял заключения экспертов, какие последствия, приведет смена алфавита. Чего большего положительного или отрицательного. Так одни лозунги, рассчитанные на эмоции, и зал отвечал одобрением. Хотя известный факт, каждая религия соответствует своему алфавиту: ислам – арабский алфавит; католичество – латиница; православие – кириллица и т.д.

Мне вспомнился один эпизод, произошедший в 1990 году в Баку. Руководители Карабахского автономного района решили отделиться от Азербайджанской ССР и присоединиться к Армянской ССР. В советском государстве это уму непостижимый случай. Соответственно это всколыхнуло национальные чувства азербайджанцев. По всей республике шли собрания и митинги. Город Баку бурлил от негодования. Митинги и собрания о пресечении этого вопиющего безобразия, обращения с протестами в Москву, обида на руководителей братских тюркских республик на их нейтральную позицию и т.п., это обычные выступления ораторов тех дней. Однажды на одном очередном из таких собраний по карабахскому вопросу, где присутствовала только интеллигенция, и в основном гуманитарная, один выступающий неожиданно для всех высказал такую мысль, что для единения тюркского мира, нужен переход всех тюркоязычных народов на латинскую графику. В зале установилась полная тишина, так как это было не по теме собрания, да и предложение было не совсем понятное и фантастическое. Все молчали. Но вот из среди собравшихся к выступающему обратился человек, представившейся и назвавший свою профессию - филолог. Он обратился к выступающему с просьбой более подробно разъяснить конкретно, каким образом он видит механизм перехода всех тюркских народов на латиницу, и второе конкретнее каким образом латиница сможет объединить тюркоязычные народы, если у всех тюркских народов есть отличие в языке. Кириллицой пользуются все тюркоязычные народы Советского Союза, но она не смогла объединить тюркские народы. Далее он продолжал, что латиница, как и кириллица не имеет унифицированного свойства, чтобы один тюркский народ написал, а все остальные тюрки смогли понять написанное. К тому же у латинского алфавита, нет букв, которые имеются в произношении тюркского языка. Взять в пример кумыкский гортанный язык, в латинице совершенно нет таких букв которые правильно смогли бы донести этот язык. Он считает, что перевод с одного алфавита на другой, это обыкновенное марочение тюркских голов, причем с большой вредностью. Выступающий предложивший латинский алфавит не был филологом, в тонкостях языка и алфавита он не разбирался. Видимо кто-то попросил его выступить с такой речью, а вот что зададут такие вопросы, они не ожидали, поэтому и не подготовились. Тогда он просто и жестко ответил: “Раз надо переходить на латинский алфавит, значить надо. А кумыкам с их гортанным языком придется подточить своё горло”. Этот разговор произошел тогда, когда был Советский Союз, тогда не у кого в и мыслях не было, что на следующий год такое государство перестанет существовать. Но слова, брошенные выступающим, что раз надо менять алфавит так и будет, запомнилось. Только с вопросом кому оно надо? Значить уже тогда кто-то планировал перевести всех тюрков на латинскую графику.

Прошел год, распался Советский Союз. В 1991 г Нагорный Карабах объявил независимость от Азербайджана. Вслед за референдумом, где большинство населения высказались за независимость, началось вооруженное противостояние. Началась война между Арменией и Азербайджаном. В результате боевых действий Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и прилегающими к нему семи районами. Конфликт сопровождался вооруженным противостоянием и волной беженцев. В короткой войне Азербайджан уступил 20 процентов своей земли. Хорошо еще 20 процентов, а могло бы и все 50 процентов. Ведь в правительстве и в правление Азербайджана творился такой неописуемый хаос. С захваченных земель изгоняются и бегут миллионы азербайджанских беженцев. Экономика, промышленность, сельское хозяйство развалено и разворовано. Миллионы жителей Азербайджана покидают страну в поисках за границей работы. Никто и пальцем не пошевелил приостановить развал и поднять экономику страны, поднять национальный дух, освободить захваченные земли. Нет, об этом никто не думал, правительство и парламент Азербайджана, вчерашние коммунисты, считают наиболее важной для страны в такое смутное время, это смена алфавита, с кириллицы на латиницу. Смена алфавита дополнительно ударила по азербайджанскому народу. Старшее поколение лишилось всего. Не только доступа к информации, но и передачи своих знаний молодому поколению. Молодое поколение осталось без поддержки старшего поколения. Знания, накопленные на кириллице, стали им не доступны. Накопленные знания стали обнуляться. По этой причине еще одна часть интеллигенции стала покидать Азербайджан. Прошло 17 лет, Азербайджанская территория все продолжает находиться в руках Армении. Отдать земли легко, а вот вернуть тяжело, когда нет доверия к правительству, когда низко уровень патриотизма к Родине.

Одновременно в это время переходят на латиницу Узбекистан, Туркменистан. В Татарстане часть интеллигенции, которая тесно связанна с государственными структурами, продвигает идеи перехода на латинский алфавит. И тогда вновь вспоминается Баку 1990 года и тот ответ выступающего: “Раз надо переходить, значить будем”. И снова вопрос, кому это надо? Эти маленькие раздумья приходят на курултаях, посвященных единению тюркского мира.

Но с каждым курултаем или съездом энтузиазм делегатов падал. Дублирование прежних вопросов и решений, говорить из года в год одно и тоже, которое в конечном счете, результатов никаких не давало. Даже незначительные предложения и резолюции, тюркскими правительствами и парламентами не рассматривались и не воплощались в жизнь. Но самый главный вопрос, духовная идея по единению тюркского мира не была найдена, а исламизация и латинизация, предлагаемые некоторыми делегатами, многих не устраивала, они вели в тупик. Тогда в головы приходили мысли, что эти курултаи и съезды, видимо, собирали для сбора информации и выпуска пара. Это видимо многие стали чувствовать, но найти правильное решение не могли. С каждым разом чувство неудовлетворенности возрастало. Оно комом накапливалось в душах людей. Многим националистам все это, в конце концов, надоело, и люди перестали ездить на общественные курултаи. Тюркской правящей верхушке общественные собрания и мнения делегатов не были нужны.

Настоящая политика, конечно, делалась в других коридорах и в другом месте. Начиная с 1997 года, государственная правовая машина, под разными предлогами стала закрывать национальные партии и общества, оставляя только тех, кто под видом оппозиции на самом деле исполняли волю правительства. Соответственно в такие “карманные” конгрессы, партии и общества, себя уважающий человек перестал ходить. Если националисты выступали на курултаях и съездах за развитие светской жизни с тюркским уклоном, то все правительства вновь образовавшихся независимых государств, в том числе и республик в составе России, как по мановении палочки взяли противоположный курс - это на исламизацию, христианизацию тюркских народов. Построения мечетей, церквей, монастырей, буддистских храмов, синагог, католических храмов, религиозных образовательных учреждений было поставлено на широкую ногу. На эти строительства были задействованы огромные материальные ресурсы. Все руководители предприятий, добровольно в принудительно порядке должны были, выделять пожертвования на эти строительства. Из арабских стран, на строительство мечетей, поступали огромные денежные средства. В арабские страны и в Турцию, посылали массово молодежь на обучение будущих священнослужителей. В средствах массовых информации все это рекламировалось как шоу, и все это вводилось как мода. Для легитимности всего этого шоу, тюркские правительства под своим руководством организовывали и собирали свои конгрессы, курултаи, собрания ученых, где должны присутствовать все “слои” общества, по количеству, полу, возрасту, званию, огромные расходы на культурные мероприятия делегатов, т. д., т. п., в общем как в старые коммунистические времена. Соответственно наиболее главными темами, там выдвигались предложения переход на латинский алфавит, на исламизацию народа, и все присутствовавшие единогласно одобряли эти направления. Таким образом, правительства от имени трудящихся лигитировало свои решения. Латинизация и исламизация два противоположных вектора развития, которые чуждые друг другу по идеологии, и никакого отношения не имеют к тюркскому мировоззрению. Но его сторонники про правительственные люди, называющие себяевроисламистами, считают, что для тюрков такой гибрид - это лучший путь развития. Взятые на вооружение исламизация и латинизация тюрков не только величайшая глупость, но очень опасная для будущности тюркских народов. Такая гибридная конструкция воздействует на общественное сознание с очень вредными последствиями. В психологии плюс в сочетании с минусом — не равен нулю. Он равен шоку, ошибке.

Рассмотрим Турцию. Это государство было самое закрытое для Советского Союза. С распадом Советского Союза границы открылись. Многие националисты по своей наивности возлагали большие надежды в деле объединения тюркских народов на Турцию. Но как показало время, надежды националистов не оправдались. Турецкое правительство видит свою перспективу не в составе Тюрксоюза, а в составе Евросоюза. Чтобы это понять, надо заглянуть в историю.

Османская империя образовалась на византийских землях. После завоевания турками Константинополя, затем переименованного в Стамбул, местное население - греки никуда не исчезли, они вошли в состав Османской империи со своим менталитетом, только поменяли свою религию христианство на ислам. Дальнейшее расширение Османской империи происходило за счет арабских земель и Европы. Завоевав арабские земли, османские султаны объявили себя халифами, защитниками и покровителями ислама. Поэтому в завоеванных европейских странах они насаждали ислам. Вся их политика проходила в арабских и европейских странах. Перекочевав в Переднюю Азию, завоевав многие народы и земли, османские тюрки почти забыли свою родину - Великую степь. После взятия Казани московским княжеством, татары обратились за помощью к Османской империи, как к тюркам и единоверцам мусульманам. Но османский султан отказал им в помощи. Он был занят проблемами в Европе. В июле 1711 года на берегу Прута российская армия во главе с Петром I, со злейшим врагом крымских татар, была окружена с превосходящими войсками Османской империи и крымских татар. У русских закончились продовольствие и боеприпасы, начался голод. Петру I грозил позорный плен. Хан Девлет-Гирей II лично желал наказать Петра I. Но Великий визир османской империи Балтаджи Мехмед-паша выпустил Петра I со своей свитой через расположения османских войск. Султаны Османской империи частенько использовали крымских татар как разменную монету в большой политической игре. Турки не защитили своего вассала - крымских татар от завоевания России. Евразийские тюрки не моглисоюзничать с турками из-за двуличной политики Османской империи. В Турции сегодня главенствующая религия – ислам. Письменность латиница. В Татарстане такую идеологию называют евроислам. Турция - член НАТО. Общеизвестно, что уже несколько сот лет, как на территории Турции, обосновались бесчисленное множество масонских лож. Ими пронизаны армейские, финансовые, торговые, промышленные структуры. Половина населения Турции, не этнические турки – это греки, курды, армяне, евреи, арабы, представители кавказских народов и европейских стран. Просто все они говорят на турецком языке. Соответственно все эти народы также находятся у власти в правительственных структурах турецкого государства. В Турции основная идеология ислам, а пользуются латинским алфавитом. Как и в прежние времена, Турция живет в раскорячку, одной ногой с арабскими странами через посредника - ислам, другой ногой в Европе, через посредника - латинский алфавит. Вот эту неудобную позу в идеологии, турецкое правительство и старается внедрить всем тюркским народам. Видимо неплохо получается, если многие тюркские правительства в Евразии следуют этому курсу. На все официальные приемы приглашаются все – мусульмане, христиане, иудеи, коммунисты, буддисты и т.д. все кто угодно, только не тюркские националисты. Они приглашают в Турцию всех тюркских писателей, поэтов, ученых со всего тюркского мира, только тех, кто поддерживают ислам и перевод письменности на латинскую графику. Помогают, переводят и переиздают их книги. Но книги, проповедующие тюркское мировоззрение совершенно не приветствуются. Турции не нужны националисты. Поэтому выступления турецких делегатов на общественных конференциях всегда раздражали тюркских националистов. Такая Турция видимо, не нужна ни исламскому миру, ни европейцам. Поэтому не там, не там, нет ей уважения. Она нужна только США в ее политических интересах, а как этих интересов не станет, то и ей не нужна, будет такая Турция. В Турции уже есть люди, которые это понимают.

Удивительные происходят события, вчерашние коммунисты из высшего государственного аппарата Советского Союза, которые еще в кармане носили партбилеты на всякий случай, будучи атеистами, о чем они и не скрывали, сразу после распада Советского Союза, оставшиеся у власти в спешном порядке, причем повсеместно, одновременно во всех тюркских государствах и республиках, пошли на исламизацию или христианизацию тюркских народов. Эти люди никогда не были самостоятельны в руководстве. При правлении Советского Союза они были хозяйственники, у них не было опыта самостоятельного правления независимым государством, а после того как на них неожиданно свалилась с Неба независимость, трудно конечно поверить, в их самостоятельности в принимаемых политических решениях. Встает законный вопрос. Кто так властно и синхронно командует над всеми тюркскими правителями? Одни политики считают, что во всем этом виноваты арабские деньги. Другие считают, что для высшей космополитической тюркской элиты ислам выгоден, своим космополитизмом (ислам не поощряет создание этнокультурных наций и национальных государств), он стремится к созданию мировой уммы мусульман вне зависимости от их национальности. Кроме того, в исламе сильна тенденция упования на все терпение к трудностям жизни и восхваление вышестоящих руководителей, все вместе оно получается идеальная доктрина для управления верноподданными, которые не будут беспокоить элиту разными “националистическими” требованиями. Третьи вообще сваливают эти странные поведения на происки масонов. Вероятно в каждом из этих предположений есть доля правды.

Ислам велик и разнообразен. Но никто даже не пытается объяснить обнищавшему и заблудшему народу, что такое ислам и исламское государство. Приведет ли это к немедленной консолидации и расцвету татарского и в целом тюркских народов. Возможно ли это? Некоторые безапелляционно, категорично утверждают – да! Но как показывает история, к примеру Золотой Орды, при Узбек-хане объявивший государственную религию ислам, были уничтожены сотни Чингизидов и сторонников тюркского мировоззрения, произошел еще больше раскол. В империи, началась гражданская война с религиозным оттенком. В нынешней ситуации когда тюркским народам навязывают даже такие религии как католичество, харакришна, протестантизм,бахавизм и многое другое – это может привести к моральному духовно нравственному Хаосу. Поэтому единственный естественный выход – это обратиться к базовому мировоззрению тюркского менталитета, традициям основы которые заключены в тэнгрианстве.

Часть тюркских националистов, ученых, политиков впала в пессимизм. Были и такие, которые переметнулись в ислам, увидев там перспективу своей жизни. Там под покровительством государства можно спокойно и припеваючи работать священнослужителем. Но, несмотря на такое серьезное положение, не все пали духом. Была и небольшая часть интеллигенции, которая на вопрос “как быть?” решила искать ответ в истории своего прошлого. Не секрет, если ты планируешь будущее, надо изучить прошлое. Там есть ответы, когда и где принимались правильные или неправильные решения в судьбе народа или государства. История тюркского мира ясно показывает, что объединения тюрков легко происходили до X века, когда у них была общая своя тюркская цивилизация, где основным компонентом этой цивилизации было ядро, состоящее из трех опор – языка, национального мировоззрения, национального алфавита. В народе есть пословица: “Век живи век учись ” или “Новое – давно забытое старое”.