Информационно-аналитический портал
Республика. г. Алматы.
Из тюрьмы - стихи о Назарбаеве
Автор: Ирина МЕДНИКОВА
03.11.2009
Недавно в Интернете появились статья и стихи под общим названием «Назарбаевщина и революция» - труд Арона Атабека, осужденного на 18 лет за события в Шаныраке. После публикации его посадили в карцер, где поэт объявил голодовку. Вместе с ним, по информации супруги Атабека Жайны Айдархан, наказали еще 140 человек, и некоторые из них, обозлившись, теперь грозят Арону расправой.
Напомним, что лидер Движения бездомных Арон Атабек (Едигеев) был осужден на 18 лет колонии строгого режима по обвинению в организации массовых беспорядков в Шаныракев октябре 2007 года. Он отбывает срок в городе Каражал Карагандинской области — бывшем КарЛАГе.
С момента ареста Арона Атабека прошло три года, а буквально неделю назад его имя неожиданно вновь попало на страницы прессы — тревогу забила супруга поэта, Жайна Айдархан. Она напугана обрывочными сообщениями из колонии о том, что ее мужу грозит расправа. Мы встретились с г-жой Айдархан, чтобы узнать подробнее о происходящем.
- Началось все с того, что в заключении Арон Атабек не переставал писать — там была создана книга о событиях в Шаныраке, статья и сборник стихов под общим названием «Назарбаевщина и революция», — рассказала нам супруга г-на Атабека.
Все материалы он передавал через свою супругу с просьбой опубликовать их хотя бы в Интернете. Другие родственники, по словам г-жи Айдархан, не разделяли его стремления говорить из-за колючей проволоки, и отказывались распространять его сочинения.
- Последняя статья, которую он передал, называлась «Назарбаевщина и революция», — сказала Жайна. — Она большая, послесловие называется «Назарбаевщина и поэзия». Все это было опубликовано на сайте www.kub.info (этот сайт доступен в Казахстане только через анонимайзеры — ред.). За это его и посадили в карцер, и еще два барака заключенных наказали — 140 человек.
- А за что их наказали?
- Я могу только догадываться. Мне передали, что Арон сидит в карцере и из-за него наказано 140 человек. Возможно, их наказали за то, что они давали ему мобильный телефон позвонить. Но зэки сейчас обозлены, и над ним нависла угроза.
- Надолго его посадили в карцер?
- В карцер его посадили на две недели, он должен выйти оттуда сегодня.
- Когда вы разговаривали в последний раз?
- На днях он сумел позвонить из карцера. Боялся, что мы ничего не знаем, и очень обрадовался, что не только мы знаем о ситуации, но и СМИ уже начали писать. Он очень просил опубликовать стихи.
- Что он говорит о своей безопасности, ему уже поступали какие-то угрозы?
- Он говорит, что сейчас вообще рассматривается вопрос об этапировании его в другой лагерь, потому что ему угрожают расправой, и, во-вторых, он не угоден ни начальству, ни заключенным. Он сам сказал — «я между красными и черными» — это жаргон такой, то есть между полицейскими и заключенными, причем авторитетными. И если раньше его голос был бодрый, то сейчас чувствую, что он в отчаянии.
- Мы слышали, что он объявил голодовку, это так?
- Да, когда он попал в карцер, он объявил голодовку, но мне передали, что уже прекратил. У него ведь проблемы со здоровьем...
- Какие проблемы со здоровьем?
- Ой, и с сердцем, и с почками... он постоянно просит лекарства, витамины. Там ведь урановые рудники, поэтому там очень плохая вода и вообще...
На вопрос, что чаще всего просит передать на волю Арон Атабек, супруга ответила, что он очень хочет, чтобы его статья «Назарбаевщина и революция» была опубликована в виде брошюры.
- На нее должно обратить внимание и мировое сообщество, — передала женщина слова своего супруга.
Как пояснила Жайна, у казахстанского диссидента немало друзей, коллег и единомышленников по всему миру. Один из них сейчас находится в Алматы — этнограф и тюрколог из Татарстана Рафаэль Безертинов встретился с родственниками Арона Атабека, чтобы узнать о его состоянии. А нам, в свою очередь, удалось поговорить с ним.
- Я знаю Арона с 2003 года, — рассказал ученый, — мы стали единомышленниками в том, что тюркские народы должны возвращаться к таким истокам мировоззрения, кактенгрианство. На этой идее мы и сошлись. Он присылал свои статьи в нашу газету «Безнен юл» (Наш путь).
Рафаэль Безертинов был в числе многих, кого потрясла история событий в Шаныраке.
- Когда мы услышали, что эта трагедия произошла, — вспоминает он, — мы обратились к президенту Казахстана с просьбой все решить по справедливости. Правосудие должно было рассмотреть все стороны. Мы не говорим в защиту той или другой стороны, мы просто хотели справедливости, более глубокого рассмотрения дела. Письмо к Нурсултану Назарбаеву мы напечатали в нашей газете и отправили ему. Ответа, правда, не получили...
Сегодня ученый надеется, что справедливость все-таки восторжествует.
http://www.respublika-kz.info/news/politics/6106/
http://www.eurasia.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1017:2009-11-04-18-05- 35&catid=4:events-and-opinions&Itemid=6