В Восточной Азии, во втором веке до н.э., появились две централизованные империи – империя Хань (китайская) и империя Хунну (татарская). В 176 году до н.э. китайский император Вэнь-ди послал письмо правителю Хунну тэнрекоту (тенгрикуту) Багадуру, где он официально признавал Хуннскую (татарскую) державу равной китайской империи Хань, а тэнрекота назвал братом. Для хуннов это было большим достижением. До сих пор ни один вождь кочевых племен не мечтал сравниться с Ханьским императором. Для того, чтобы была мощная держава, которая могла противостоять или быть равной Китаю, нужны три обязательных условий. Во первых - самодостаточная и себя обеспечивающая промышленность, сельское хозяйство. Во вторых – сильная армия, и в третьих – объединяющая всех жителей державы общая идея, а это обычно всегда было мировоззрение или религия. Все это было у Хуннской державы. Эти две равные империи жившие согласно договора, о “мире и родстве”, но в то же время на протяжении трехсот лет бесконечно воевали между собой. За 300 лет существования договора о “мире и родстве” китайцы измотали в конечном итоге хуннов. . Существующий договор о “мире и родстве” с китайцами большей частью работал в пользу владык Поднебесной. Выдавая в жены своих принцесс за тэнрекотов, китайский царствующий дом за руки и за ноги связывал действия хуннских правителей.
Возникает вопрос, почему Китай в этой бесконечной борьбе устоял, а кочевая империя тэнрекотов (тенрекутов) рухнула. Исследовав этот вопрос, я пришел к выводу, что они – китайцы победили ни силой своего оружия и превосходящим числом в живой силе, а исключительно за счет проводимой умелой стратегии, политики и дипломатии. Чем не обладали кочевники татарской расы. И в этом большую роль сыграла неспособность кочевников мыслить стратегически.
Основная китайская тактика и политика состояла в том, чтобы вести подрывную работу среди татарских (тюркских и монгольских) народов. Китайские политики считали, что хунны состоят из множества племен. Племена по природе своей весьма доверчивы, простодушны, действуют без расчета на далекое будущее, а посему их легко поссорить. “Китайцы тщательно собирали и записывали сведения об этих племенах. Они хотели иметь точную информацию об их нравах, военной силе, рельефе местности, правителях, влиятельных лицах и т. д. На основе полученных сведений строилась китайская дипломатия по принципу "обуздать варваров руками варваров". Одним из дипломатических приемов стало разложение правящей верхушки кочевых племен путем разжигания у них наиболее низменных человеческих инстинктов. Именно об этом характерном для китайской дипломатии методе, применявшемся в отношениях с хуннами и другими кочевниками, были сделаны исторические записи в китайских трактатах Ханьфэйцы.”1
“Но это нормальная политика любого государства стремящего ослабить противника. Вопрос стоит в другом, как на это реагируют сторона, против которой ведется информационная война. Ведь методы информационной войны известны, поэтому должны быть и методы защиты от него. Но в Хуннской державе с этим было плохо. Было не столько в недостатке средств или плохого качества разведки, скорее всего, было в самом мировосприятии и мышлении хуннов. Психология татар и китайцев была противоположной. Китайцы любят копаться в сложно-переплетенных и запутанных тонкостях жизни, а татары постоянно выбирают ясную, четкую, без разнообразных деталей линию поведения, отбрасывая все наносное. Поэтому в открытой войне в Степи татары побеждали, а в дипломатической и информационной проигрывали.
Главная отличительная черта татар и китайцев – это мышление. Речь идет о правящей элите и интеллигенции. Большая часть китайской элиты имеет стратегическое мышление. Поэтому они свою государственную политику строят на стратегии будущего. Это касается экономики, промышленности, финансов, военной деятельности, идеологии, внешней и внутренней политики и т.д. Китайцы не одно важное решение не принимали, не опираясь на историческое прошлое. Благодаря стратегическому мышлению китайцы создавали структуры власти так, что устои государства, китайской цивилизации не мог поколебать даже самый самодурный император и его династия. Даже в самые смутные времена, когда страна разваливалась, то благодаря китайской цивилизации, и имеющейся структуре управления государством через определенное время Китай вновь возрождался. И все из-за того что китайцы никогда не отказывались от своего мировоззрения, иероглифов.
Вся история показывает, что татары не дальновидны, живут одним днем. Китайцы бежали к татарам и говорили: “Они весело живут”. У основной массы интеллектуальных татар, отсутствует стратегическое мышление. Татары построили десятки империй и ханств, но система государства строилась не на стратегии будущего, а из тактических соображений. И все эти империи и ханства, были самими развалены. Их не интересовала история. Из истории они не делали выводы. Вот почему татары не писали летописей и не старались сохранить ее потомкам. По этой причине так легко меняли и меняют алфавиты, ведь при смене алфавита потомки не могут прочитать историю предков. Этот стиль мышления не изменился спустя и две тысячи лет и существует поныне. Татары и сегодня не интересуются своей историей. Пока у власти талантливый вождь, он собирает вокруг себя стратегически мыслящих людей, да и жизнь народа относительно справедлива, с перспективой на будущее. Но стоило вождю умереть, и если к власти приходил некомпетентный человек, то его быстро начинали окружать интриганы и казнокрады, и империя или государство быстро гибло. У татар сильно развито тактическое мышление. Из-за тактических выгод меняли свою религию. Конечно, в тот период правящая элита в чем-то выигрывала, но в последующем это заканчивалось потерей государственности и порабощением. А если и рождались люди со стратегическим государственным мышлением, то тактики (живущие одним днем) притесняли и не допускали их до властных структур. А если кто и попадал во власть, то слушать их речи и мысли, тактически мыслящим людям в правительстве было не понятно, а вследствие этого и не интересно, и интриганы во власти всегда их выживали. Вот почему, если татары китайцев в тактической войне выигрывали, то с течением времени, китайцы брали реванш и обыгрывали. Татары в стратегическом плане уступали и другим народам, например: персам, арабам, евреям, европейцам. Из-за тактических и практических соображений тюркская верхушка принимала ислам, чтобы халиф признал их государство, затем женились на китайках, персиянках, еврейках и т.д. из богатых и влиятельных семей и не замечали, что их дети, начинали служить народам, которых их родители завоевали. Так было с империей Газневидов, империей Сельджуков, империей Хорезмшахов, Османской империей и т.д. Так было и с империей Чингиз-хана. Чингиз-хан и его сыновья завоевали огромное количество государств и народов. Чингиз-хан не оставил в завещание после смерти, стратегического государственного плана развития империи. Были только семейные наказы. Поэтому, не имея стратегического плана управления империей на будущее, его внуки из-за тактических соображений стали принимать веру завоеванных народов. Они отказались от Великого Синего Неба Тэнре, на которого молился их дед Чингиз-хан, и Тэнре ему помогал. В дальнейшем они женились на женщинах из влиятельных и богатых местных аристократов, ассимилировались и стали служить завоеванным народам. В конечном итоге чингизиды потеряли не только завоеванные государства, но свои исконные земли. Вчерашние завоеванные народы, в конечном счете, захватили все тюркские и монгольские государства и земли. Тогда возникает такой вопрос, зачем татарам (тюркам) и монголам, так как у всех у них одинаковое мышление, надо было завоевывать столько много народов и государств (видимо из-за необузданной жадности), если они не могли впоследствии управлять этими империями, ради чего кочевая верхушка, вела свой народ на смерть.
У татаров менялся внешность. Женились на фино-угорках, персиянках, арабках, еврейках и т.д, но стиль мышления все равно не менялся. Свои размышления о татарском (тюркском) народе оставил приемник Билге-кагана сын Йоллыг-тегин, котоый был талантливым писателем, мыслителем и историком. На обелиске (735г.) выбитый татарским (руны) буквами Йоллыг-тегин объясняет причину мятежей и восстания тюркских племен по отношению к собственному государству. Китайской имперской дипломатии удалось привлечь к союзу против каганата беков тюркских племен – басмалов, киданей и татабов. Обычная китайская дипломатия по принципу "обуздать варваров руками варваров". Йоллыг-тегин высказал свое мнение по этому поводу так: "народ, желающий сохранить свою индивидуальность, не должен превращаться в карателя, сколько бы за это ни платили". Таких "сподвижников" хозяин дальше передней не пускает, и ни золотом, ни шелком им не прикрыть своей подчиненности. Он констатирует, что беки "склонны впадать в ошибку, то есть к измене", а народ неразумен. "Тюркский народ..., когда ты тощ и голоден, ты не понимаешь причин состояния сытности, и, раз насытившись, ты не понимаешь состояния голода".
Татары даже в бытовой жизни из-за тактических соображений живут в практической жизни, без выгоды ничего не делают. Не имея стратегического мышления, им легче не задумываясь подчиняться, и выполнять приказы беспрекословно и без обсуждения.
Есть у татар и еще одна черта, которая мешает, им возвысится. В татарском характере преобладает честолюбие, параметры которого – самомнение, хвастливость, зависть. Постепенно у некоторых татар из-за мании величия, хвастливость переходит в стадию болезни. Зависть приносит много бед татарам. Из-за завистливого характера татары зажимают талантливых соплеменников, а это приводит к тому, что никчемные люди приходят к власти и тогда у основной массы жизнь становится унизительной. Из-за зависти, татарские племена ведут между собой соперничество, интриги, которые в древних и в средние веках выливались в кровопролитные войны, и это не давало им объединяться”2.
Очень важной задачей любого государства – это иметь образованную и честную правящую элиту и таких же чиновников. Но жизнь сложна и это не всегда удается делать. Во все времена, у всех народов мира во власть и в чиновничий аппарат устремляются на работу морально неустойчивые люди, в простонародье их называют просто паразиты, так как они думают только, как “сосать и тянуть”. Если в правящем аппарате паразитов в элите скапливается большой процент, то управление государством становиться непродуктивным. Паразитическая элита, это, как правило, глубоко аморальные, беспринципные, алчные, подлые и продажные люди. В государстве начинается падать моральные устои, пропадает справедливость, так как что твориться наверху, то отражается внизу. Такое государство постепенно впадает в Хаос, оно распадается или ее захватывают другие народы. Китай был не исключением, который время от времени масштабно вырезал и казнил взяточников, чиновников и паразитическую правящую верхушку. Но они вновь возрождались, их карали, и они опять возрождались, ввергая Китай в Хаос и смуту. Так шла беспрерывная борьба.
Во время правления императора У-ди с самого начала было признано, что для слаженной работы государственного аппарата и обеспечения спокойствия в стране, а также социального прогресса и экономического процветания жизненно необходим класс высокообразованных чиновников. В этот период жил величайший мыслитель этой эпохи Дун Чжун-шу (179-104 гг. до н.э.). Именно по его предложению конфуцианство было провозглашено официальной религией ханьской династии. Кроме того, он первым выдвинул идею экзаменов. После указа императора У-ди от 136 года до н.э. пять канонов стали основой экзаменов на государственные должности, которые одновременно проводились правительством по всей стране и посредством которых люди любого ранга получали возможность поступить на государственную службу.
“В правление императора Сюань-ди в 51 году до н. э. система экзаменов была дополнена и модернизирована. Были увеличены требования по знаниям, которые были обязательными для кандидатов на государственные должности. Основным требованием было знание истории и конфуцианской этики. Весь процесс сдачи экзаменов представлял собой строгий церемониал, который, будучи чрезвычайно важным, для карьеры и даже для возможности вступить в брак, вызывал массу эмоций. Так, в 1002 году, когда 14500 кандидатов собрались в столице для сдачи экзаменов и подавляющее большинство не прошли предварительный отбор, они направили свое негодование на директора экзаменационной комиссии: его критиковали в песнях, а вдоль дорог висели высмеивающие его плакаты. Через двести лет в одной из южных районов кандидаты на должности взбунтовались, ворвались в экзаменационный зал и бамбуковыми и деревянными палками жестоко избили принимавших экзамены чиновников. Страсти накалялись до такой степени, что давка возникала даже тогда, когда претенденты входили в зал и пытались найти себе место, причем людей могли затоптать насмерть. Экзамены проводились один раз в три года осенью и зимой, и каждый кандидат должен был доказать отсутствие преступников в роду и представить поручительства, доказывающие, что он безгрешен, не запятнан преступлением или непочтительным отношением к родителям.
Древние верования прочно укоренялись в китайском сознании. В соответствии с принципами инь-ян и теорией пяти первоэлементов законы были направлены на достижение гармонии с природой, частью которой является человеческое общество, и если преступления оставались ненаказанными, это вызывало природные катастрофы, такие, как наводнения и засухи. Поэтому в части наказаний китайский кодекс был очень жестким, причем наказания предусматривались за широкий круг проступков. От невнимательной проверки документов чиновником до предупреждения врага о готовящемся нападении.
Иногда преступление наказывалось штрафом или увольнением с должности, но в общем случае кодекс предусматривал пять видов наказания чиновников: от десяти до пятнадцати ударов легкой палкой, от шестидесяти до ста ударов тяжелой палкой, каторжные работы сроком до трех лет, пожизненная ссылка и смертная казнь путем отсечения головы или удушения.
Таким образом, поведение и действия чиновников, воспитанных на принципах конфуцианской этики, определяли все стороны жизни Китайской империи. Вне всякого сомнения, среди них было много высокомерных, коррумпированных, глупых, жадных, трусливых или просто некомпетентных, но не меньше честных, талантливых, разумных, мужественных и преданных своему делу людей. Именно благодаря последним правительство Китая служило верной опорой династии на протяжении многих веков, и его можно без преувеличения назвать одной из самых эффективных администрации той эпохи”3. Система экзаменов в течение тысячелетий усовершенствовалось, и оно сохранилась и действует в Китае по сегодняшний день. Японцы много переняли у Китая и так же создали экзамены на отбор в правящую элиту, которая успешно действует и сегодня.
К сожалению, татары (тюрки и монголы) не смогли создать свое или перенять опыт у китайцев по отбору в правящую элиту. Все это приводило к тому, что во власть постепенно проникали некомпетентные или просто аферисты и паразитический настроенные люди. И когда их становилось во власти много, то они нравственно и экономически разрушали устои государства, что в конечном итоге вело к смутам, гражданским войнам и распаду государств и империй, а в конечном итоге и завоевания тюркских и монгольских земель. Тюркская цивилизация не смогла ответить на вызовы времени. Одна из главных причин всего произошедшего – несоответствие ценностных мировоззренческих установок тюркских и монгольских народов, упомянутых выше.
Методы в создании жизнеспособной элиты в тюркских государствах по сегодняшний день нет. Новые тюркские государства получили свободу и независимость и что мы видим: разобщенность. Тюркских стран много, а толку никакого. Земли, природные богатства, нефти тьма, а народы в своем большинстве бедствуют. В России и во вновь образовавшихся тюркских государствах проводятся аттестационные экзамены на производствах и в министерствах. Но эти экзамены сдаются на подтверждение профессионально пригодности работника, а не на его нравственность. Поэтому эти экзамены фактически ничего не дают для изменения нравственного оздоровления правящей элиты. Люди получают высшее образования в основном для того, чтобы облегчить свою жизнь и работать на легкой работе. А вот отобрать на руководящие должности справедливых, честных, талантливых, разумных, мужественных, преданных своему государству, народу и делу людей - это задача на государственном уровне. Поэтому нужен принципиальный новый подход - это отказ от господствующего сегодня подбора кадров по принципу личной преданности, так как она дает отрицательные результаты в управлении. Нужно вводить экзамены, по приему на работу на руководящие и государственные должности. Если человек получил высшее образование, и желает быть руководителем или чиновником, то он должен сдавать экзамен, где обязательным требованием должно знание национальной истории и традиционного мировоззрения. Такое знание поднимает патриотический дух человека. Далее, кандидат на государственную службу, должен доказать отсутствие преступников в семье и представить поручительства, доказывающие, что он не запятнан преступлением. Только после прохождения этих экзаменов и проверок можно принимать на руководящую или государственную службу. Но одними экзаменами конечно не заканчивается. Чиновник или руководитель любой организации должен всю свою жизнь работать честно и быть справедливым, показывая этим, что он не обманул экзаменаторов, и он достойный руководитель в противном случае его ждет суровое наказание вплоть до смертной казни. В Китае и в Японии такой отбор на руководящие должности проводиться более тысячи лет и дает положительные результаты. Поэтому проверенный жизненный опыт, должен вводиться и у нас.
Список литературы.
- Таскин В.С. Материалы по истории сюнну. Пер. с китайского. – М., 1968, с. 122.
- Безертинов Р.Н. Китай и кочевой мир (1500 лет до н. э. по 220 год н.э.). Казань . 2011, с 163 -166.
- Рейн Крюге. “КИТАЙ. Полная История Поднебесной” перев. с англ. Дмитрия Воронина, Юрия Гольдберга М. 2006 г. с. 145-149.
Рафаэль Безертинов. Казань.
Доклад прочитан на третьем международном научно-практической конференции "Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность". Тува. г.Кызыл, Алдын-Булак. 1-3 июля. 2011 г. Материалы III международной научно-практической конференции (1-3 июля 2011 г., г.Кызыл)2011 г. 52 с.